Размышления, ментор и чудесный подарок

После катализатора наступает очередь размышлений, когда герой решает, приступать ли к поиску или нет. Обычно на 18-ти страницах сценария он взвешивает все “за” и “против” своего решения, приходит в смятение и колеблется туда сюда. Вот когда впервые появляется ментор или мудрый старый человек, чтобы дать герою ценный совет. На подсознательном уровне мы осознаем ментора как своего главного Гида-наставника в жизни после жизни, сопровождающего нас в каждом воплощении. От него мы получаем чудесный подарок или талисман, который в то время кажется несущественным, но является инструментом, который позже станет крайне важным для выживания, когда мы будем нуждаться в нем больше всего. В фильме Звездные войны Оби-Ван Кеноби дает Люку световой меч его отца. В некоторых историях чудесный подарок – это вовсе не физический объект, а сигнал – решительное утверждение или откровение, вдохновляющее героя приступить к поиску. Также чудесный подарок может быть фрагментом информации, который укореняется в уме героя и позже становится очень важным. В книге Путь писателя Кристофер Воглер указывает, что подарок может быть “магическим оружием, важным ключом или намеком, чудодейственным лекарством или пищей, а также спасающим жизнь советом”.[349] В жизни после жизни чудесный подарок можно рассматривать как синхронизмы и “опознавательные знаки”, которые мы планируем наперед и доверяем памяти вдохновлять предпринять важный поиск в ключевой момент нашей жизни. Великие исторические циклы организовывают все так, чтобы мы знали, что определенные события произойдут в определенные времена, тем самым позволяя очень точно планировать свои опыты.

Чтобы следовать паттерну истории, наш герой должен выбрать поиск, а не просто пустить все на самотек и оставить без контроля. Мы принимаем сознательное решение приступить к поиску и следовать временным линиям движения вперед. Мудрость и руководство ментора помогают принять это ценное решение. Точно так же до нынешнего воплощения мы выбирали новую жизнь и новое тело. Если мы не принимаем вызова Путешествия Героя, мы будем скатываться назад в обычный мир эго со всеми его недостатками и продолжать унылое существование, бесконечно набивая одни и те же шишки и терзаясь одними и теми же страхами.

Многие люди даже не приступают к поиску. Мы панически боимся, паникуем и не доверяем результату. Мы можем довольствоваться меньшим, чем могли бы достичь, если бы обладали достаточной смелостью. Фильмы и телевизионные шоу позволяют спрашивать себя: “Что если?” Что если бы мы были достаточно отважными, чтобы поверить себе и вселенной, и добивались бы того, чего хотим больше всего на свете? В художественном фильме ожидается, что герой обязательно приступит к поиску.

Переход ко второму акту

Как только герой приступает к поиску, начинается второй акт. В коммерческом сценарии это обычно страница 30. Сейчас наш герой должен войти в волшебный мир – новый набор опытов, волнующих и крайне проблематичных одновременно. В современных любовных фильмах на данном этапе взаимоотношения героев становятся интереснее, и следует всплеск новых эмоций. В древних мифологиях мистические события происходят в волшебном мире, не являющимся частью привычной реальности, какой мы ее знаем. Современные фильмы часто лишены мистического аспекта истории, но в древней структуре, которая старше, чем человеческая жизнь на Земле, мистические события являются жизненно важной частью повествования. Как только мы попадаем в волшебный мир, хорошие режиссеры будут менять все впечатление и ощущение фильма – цвета, текстуры, места, персонажей, музыку, ну, в общем все. Также мы встречаем новых друзей и заключаем новые договоры с ними, которые позже будут помогать нам в поиске. Учитывая все, что мы узнали о перевоплощении, представляется, волшебный мир – это жизнь после жизни, по крайней мере, в одной из ее ключевых форм. Все мы подсознательно помним, что такое жизнь после жизни, поэтому, когда эта часть истории демонстрирует подлинную магию, как мы видим в Аватаре, мы инстинктивно чувствуем себя так, как будто вернулись в свой настоящий дом.

В исторических циклах народов переход ко второму акт совершается тогда, когда люди, наконец, принимают решение вступить в войну. Это погружает их в странный новый мир проблем и страхов, новых союзников и друзей, смертельных врагов, караулящих за каждым углом, молитв божественным силам о спасении, и неожиданных катастроф, угрожающих разрушить безопасность и спокойствие обычного мира, в котором они жили раньше. Данная стадия поиска может выражаться и более позитивными способами. Если катализатор и чудесный подарок появляются как технологический прорыв, такой как электрическая лампочка, новое изобретение может привести к поиску мира, преобразованного фантастической технологией. Тогда переход ко второму акту будет представлять ранние стадии появления в обществе данной технологии. Конечно, впереди предстоит борьба, в лице коррумпированного индустриального лобби, не желающего выходить из бизнеса. Сама технология, рассматриваемая как спаситель, может обернуться самым великим врагом. Путешествие открытия сотворяет волшебный мир, но он еще полон проблем.

В качестве примера истории Путешествия Героя, связанной с технологией, рассмотрите историю железных дорог в Америке. Будьте уверены в наличии проекта трансконтинентальной железной дороги, связывающей восток с западом, но на самом деле индейцы всячески противились этому новшеству. Реальная угроза продвижения на запад преобразовалась во множество личных историй и стала частью общей национальной истории Америки. Был ли это триумф или трагедия, зависит от того, с кем вы говорите, и в какой исторический момент состоялась беседа.

Противник

На ранних стадиях пребывания в волшебном мире у вас есть то, что Блейк Снайдер называет “играй и веселись”.[350] Сейчас мы можем перевести дух, временно отвлечься от напряженности поиска и пережить все чудеса и удовольствия нового состояния бытия. Сейчас появляются самые развлекательные и запоминающиеся сцены фильма, которые часто вы видите в продвигающих фильм рекламных роликах. Данный момент подобен верху Колеса Кармы – пиковому моменту, когда все должно быть ужасным, а становится все лучше и лучше. Однако, перелистывая страницы, мы все больше и больше находим, что все не так уж хорошо. Если мы еще не поняли это в первом акте, то сейчас вдруг осознаем, что имеется и враг – темный по-настоящему опасный противник, предвзято желающий остановить поиск.

Джозеф Кэмпбелл называет противника Хранителем Порога. Хранитель представляет собой часть личности, которая блокирует проход или порог, ведущий к достижению цели. В древних мифологиях Хранителем Порога мог быть дракон. И как только мы пересекаем охраняемый им порог, мы встречаем деву, символизирующую девственное состояние сверхсознательного ума, находим золото, символизирующее богатства мудрости и духа, которые мы обретем после установления контакта со своим высшим я, и жизнь после жизни. Также Кэмпбелл демонстрирует, что самое важное сокровище – это “Эликсир Бессмертия” – магический компаньон, вещество или фрагмент знания, способные преобразовать обычный мир, откуда мы пришли.[351] Враг обычно имеет многих союзников или “фаворитов”, с которыми мы все время вынуждены сражаться, все сильнее и сильнее, пока ищем сокровище. В нас враг или Хранитель представляет эго. Гордое несгибаемое эго отказывается прислушиваться к шепоту души, вынуждая продолжать поиск большей истины, любви и предназначения.

В масштабе планеты Глобальный Противник представляет собой Кабалу или так называемых Иллюминатов. Чем больше камней мы переворачиваем в холодных темных карманах Интернета, тем больше находим прячущихся в них тех же скрюченных тварей. Мы вошли в волшебный мир. Мы в поиске. Мы хотим знать правду, а она становится все более и более странной. Как только мы выбираем чтение бросающих в дрожь статей, прослушивание раздражающих радио шоу, просмотр еще больше раздражающих видео на YouTube и решаем не молиться на Эффект Овцы, мы осознаем, что мир, в котором мы вынуждены жить, – мир лгущих и вводящих в заблуждение традиционных СМИ – не реален. Есть нечто большее, нечто, более глубокое. Весьма вероятно, что дракон Иллюминатов охраняет Эликсир Бессмертия – технологии, унаследованные от наших инопланетных родственников, которые могли бы подарить мгновенные исцеления, неограниченную свободную энергию, антигравитацию, телепортацию, космические путешествия и невероятное процветание каждому человеку.

Нас ужасает противостояние скрытой реальности, но мы также знаем об обещании, ожидающем нас, если мы сможем победить, – свобода, мир, новая технология и гармония на уровне, о котором даже не мечтало большинство людей. Однако путь к обретению информации чреват опасностью. Не все нам поверят. Даже семья и друзья могут обернуться против нас. Мы боимся, что теневые силы разрушат наши жизни просто потому, что не хотят, чтобы мы владели подобной информацией. Сами того не ведая, мы совершаем собственное Путешествие Героя и вращаемся на Колесе Кармы. Проблемы и страхи, через которые мы проходим, сжигают нашу карму, как огонь геенны, о котором говорил Иешуа. Как только мы полностью примем самих себя посредством любви и прощения, нам не понадобится мучиться от страха, и Колесо Кармы, наконец, остановится в самом высоком и в самом вознаграждающем положении. Противники станут незначимыми или преобразуются вместе с нами.

Как и в символической логике сна, в нашей истории противник должен представлять тень героя (другое название для эго), ту часть я, которая отрицает большую духовную реальность, в которой мы живем. В древней истории враг – это зеркальное отражение или проекция эго героя в самые темные моменты. В некоторых сценариях мы совмещаем врага и героя в одном и том же персонаже. Если мы сочетаем эти два образа, враг появляется тогда, когда над героем одерживают верх собственные негативные эмоции. В романтических комедиях врагом может быть предмет страсти героя, и последний будет колебаться между ролями на протяжении всего фильма. Во многих других фильмах противник – это классический злодей, человек за занавесом, личность которого может не раскрываться до крутого поворота в конце.

В любом случае, если вы хотите следовать структуре и написать коммерческий сценарий, враг должен демонстрировать преувеличенную версию недостатков героя. Враг – это зеркальное отражение героя, показывающее, что произойдет, если поиск прекратится, и будут совершены самые негативные и служащие себе выборы. На уровне души все мы знаем, что хотим избежать именно эгоистичного выбора; на протяжении многих жизней, в ключевые кризисные моменты мы пытаемся принимать более любящие решения. Если мы позволим противнику одержать верх, вновь и вновь мы будем воплощаться и повторять одни и те же уроки – и индивидуально, и коллективно. Мы хорошо осознаем, что враг внутри нас. Преобразовывая личные слабости и учась принимать и защищать себя и других, мы, наконец, достигаем великой победы, которой учат нас цикл за циклом человеческих жизней. Когда герой, наконец, обретает мужество столкнуться с противником, он исцеляется в процессе борьбы. Подобный феномен происходит и на глобальном уровне. Двигаясь вперед и освобождаясь от Эффекта Овцы, мы выходим из глобального детства и входим в настоящее глобальное взросление, впервые вступая в настоящую духовную зрелость.

Чтобы противостояние героя и его противника достигало глубоких подсознательных корней ума зрителя и соединилось с его или ее собственным путешествием по жизни после жизни, автор сценария должен обладать здравым пониманием символизма. Этому определенно помогает знание, как работают сны, – в которых каждый персонаж, каждая сцена, каждый объект и каждое событие являются отражением спящего. Самые блестящие сценарии очень похожи на сны, а зрители даже этого не осознают. Каждый персонаж скрыто символизирует какую-то часть структуры личности главного героя. Сюда входят закадычный друг или приятель, знавший героя еще до нас. Близкий друг предлагает ценную обратную связь, которая рассказывает зрителям больше о герое – что говорил или делал герой раньше – в связи с тем, что происходит сейчас. Также друг может представлять недостатки героя и сопротивляться изменениям, происходящим с героем в процессе поиска. Книга Дэна Декера Анатомия сценария фокусируется на этой великой троице, как на трех главных аспектах психе героя – герой-закадычный друг-враг.[352]

Фильм Чужой: Пример врага, отражающего героя

Один из самых очевидных примеров врага, отражающего героя – это фильм Ридли Скотта Чужой. В книге Искусное написание сценария Алекс Эпштейн приводит замечательный обзор того, как фильм вновь пересказывает великую древнюю историю.[353] Героиня фильма (ее играет Сигурни Уивер) сталкивается с серьезной проблемой. К лицу одного из членов экипажа присосался отвратительный чужак-осьминог. Вместо того, чтобы пытаться спасти члена экипажа, она решает пожертвовать его жизнью и жизнями других невинных людей, находящихся вне корабля вместе с осьминогом, в надежде защитить свою жизнь и жизнь членов экипажа в корабле. Агрессивный член экипажа ослушивается приказа и впускает их на борт корабля. После медленно нагнетаемого напряжения, отвратительный осьминог отрывается от человеческого лица. Он пытается казаться хорошим, но затем что-то вырывается из груди того же человека, к лицу которого присосался чужак; оно убегает, оставляя человека мертвым. Чужой быстро вырастает во взрослую особь, абсолютно не уважает жизни экипажа героя; он убивает почти всех.

Персонаж Сигурни Уивер не уважал жизни невинных людей, находящихся вне корабля. Она не хотела идти на риск и пытаться спасти их жизни. Хотя они, по-видимому, не были заражены, она хотела убить их просто, чтобы перестраховаться. Чужой демонстрирует преувеличенную версию того, во что превратился бы персонаж Уивер, если бы ее ничем не связанное эго продолжало становиться все хуже и хуже; оно бы убило всех, не заботясь ни о ком кроме себя. Конечно, персонажу Уивер предстояло напрямую столкнуться с чужим. Чтобы победить врага, ей пришлось справиться со своим самым крупным недостатком – желанием принести в жертву жизни других в попытке спасти свою собственную. Она идет на огромный риск, спасая попавшую в ловушку маленькую девочку и кошку, хотя легко могла бы убежать без них. (Вот почему Блейк Снайдер назвал свою книгу Спасти кошку!) Героиня захотела пожертвовать своей жизнью в отважной попытке спасти жизни других. Это важное изменение персонажа и духовное осознание цели его поиска. В истории говорится, что чужого – ее тень – можно победить. Сейчас она выучила урок, которому учил ее противник. Самая важная часть всего поиска – совершен прорыв к мужественной любви, принятию и прощению других; он превратился в сознательное действие.

Наши рекомендации