Как мы рассказываем историю?
Итак, как мы рассказываем историю? Представляется, большинство книг о написании сценариев соглашаются с главными положениями. Некоторые концепции крайне важны. У вас есть начало, середина и конец – ситуация, конфликт и разрешение. Эти фазы называются первым актом, вторым актом и третьим актом. Как я уже говорил, все восходит к Аристотелю, который первым выделил данные сегменты. И вновь, в старомодных постановках между актами у вас имеется антракт, когда занавес опускается, зрители встают и идут в туалет, рабочие сцены меняют декорации, а актеры могут слоняться и расслабляться за сценой. Затем зрители усаживаются на места, гаснет свет, занавес поднимается, и начинается следующий акт. Конечно, современные фильмы больше этого не делают, но даже в современных сценариях имеются перерывы между актами.
Если вы хотите написать сценарий, который потом сможете продать, ожидается, что в нем будет ровно 120 страниц, хотя сейчас некоторые студии хотят, чтобы та же последовательность событий укладывалась в 110 страниц, как указывалось в книге Блейка Снайдера Спасти кошку! [347] Каждая страница занимает приблизительно минуту экранного времени, обычно немного меньше. Первый акт занимает 30 страниц. Второй акт укладывается в 60 страниц. И третий акт – оставшиеся 30 страниц. В каждом акте должны содержаться очень конкретные положения истории. Также в каждом акте мы видим общее изменение пейзажа и скорости событий.
Рисунок 9: Схема голливудского сценария: Структура из трех актов
За редкими исключениями из правил успешных фильмов, каждый коммерческий сценарий должен начинаться с главного персонажа – героя, – обладающего очевидными недостатками. А вся история – об изменениях, через которые проходит герой, пока он или она работает над личными слабостями для достижения одной цели, которую он или она желают больше всего на свете. Все мы инстинктивно резонируем с данной концепцией. Представляется, это коллективная подсознательная память о целях, которые мы ставим перед собой между физическими воплощениями. Присутствует глубокое подсознательное знание, что мы здесь, чтобы расти, развиваться и двигаться через слабости для достижения больших уровней духовной зрелости.
Если вы пытаетесь написать сценарий с более чем одним главным героем, следовать истории труднее. И если он не написан гениально, вы никогда его не продадите. В случае телевидения, вы можете написать то, что называется повестью в эпизодах, где множество главных персонажей имеют сходные судьбы, проводящие каждого из них через собственную версию истории, но это очень трудно втиснуть в двухчасовой фильм. Одна из главных причин, почему это так проблематично, – развитие характера героя. Вот что отделяет любителей от профессионалов. Любой может научиться основам, как оперировать количеством героев в структуре истории, и многие пытаются, но в целях оживления истории “шишки” индустрии хотят видеть неотразимых достоверных героев. Одним из классических недостатков, выдающих сценариста-любителя (на котором я обжигался несколько раз раньше), является то, что реплики каждого персонажа читаются так, как будто написаны одним и тем же человеком.
Когда мы смотрим фильм, мы сразу же пытаемся вычислить, кто главный герой. Обычно это первый человек, с которым мы встречаемся, и который говорит или делает что-то интересное. Вначале мы бессознательно ищем недостатки в характере героя. Буквально это означает, что на 90 минут или пока мы “вовлечены в историю”, мы перенесли свою личность в персонажа. Если же мы не вовлекаемся в историю (или не отождествились с героем, если не соблюдена структура), тогда мы просто перестаем смотреть фильм. Это поцелуй смерти. Магия исчезает. Мы осознаем, что смотрим кино. Мы начинаем анализировать, что нам не нравится. Моментами мы даже смеемся над фильмом в тех местах, где этого не предусматривалось. Зрители вытаскивают смартфоны и посылают эсэмэски друзьям, чтобы они его не смотрели. Критики разносят ленту в пух и прах. Фильм терпит неудачу.