Максимально возможное количество баллов: 100
Соотнесите имя правителя с принятием правового акта (мероприятием). Ответ занесите в таблицу.
А. Анна Иоанновна | 1. Передача церковных земель в ведение Коллегии экономии и начало секуляризации |
Б. Екатерина II | 2. Замена многообразных налогов одним — подушной податью |
В. Елизавета Петровна | 3. Освобождение богатых купцов от подушной подати и рекрутской повинности |
Г. Павел I | 4. Открытие Московского университета |
Д. Петр I | 5. Закрытие частных типографий и установление строгой цензуры для русских книг |
Е. Петр III | 6. Открытие Шляхетского корпуса |
а | б | в | г | д | е |
Б. каждое правильное соотношение оценивается в 2 балла.
2. Из предложенного списка событий составьте таблицу, расположив их в хронологической последовательности:
Сражение | Война | Русский полководец/ флотоводец | Противник |
Бой у острова Тренгам | Северная | М. М. Голицын | Ульрика- Элеонора |
Захват Берлина | Семилетняя | П. С. Салтыков | Фридрих I I |
Битва у мыса Калиакрия | Русско- турецкая | Ф. Ф. Ушаков | Сеит-Али |
Каждое правильное соотношение (заполненная строка) оценивается в 2 балла=6 б. За 1-2 ошибки в строке – по 1 б.
Исторический портрет
А. Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А. С. Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, член Британского королевского научного общества. Он - помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал своё имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьей и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. О ком речь?
Б. Он происходил из семьи молдавских господарей. Его отец - князь Дмитрий был одним из советников Петра I. По матери он - потомок византийских императоров. Он начинал службу в гвардии, а при императрице Елизавете был послом в Англии. Но прославился он не как дипломат, а как первый русский поэт-сатирик. Назовите его имя.
В. Он окончил Сорбонну, был одним из самых образованных людей в России. Он усовершенствовал систему русского стихосложения. Ему Академия наук поручила составить грамматику российского языка. Позднее именно у него отобрали поэтическую пальму первенства М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. Как звали этого поэта?
Г. А. С. Пушкин назвал этого писателя «другом свободы». О самой знаменитой его комедии говорили, что она - «бесподобное зеркало» действительности. Имя героя этой комедии стало синонимом лени и невежества. О каком писателе и какой пьесе идет речь?
Ответы:
А. Александр Меньшиков
Б. Князь Кантемир А. Д..
В. Тредиаковский В.К..
Г. Фонвизин Д.И. «Недоросль».
По 2 балла = 8б.
4. Прочитайте отрывки из исторических документов и ответьте на вопросы (8 баллов):
А...Буде кто из помещиков людей своих, по продерзостному состоянию заслуживающих справедливое наказание, отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых адмиралтейской коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят. ..А буде и по обнародовании сего указа которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не останутся, и недозволенные на помещиков свои челобитные, а наипаче в еже. собственные руки подавать отважатся, то как челобитчики, так и сочинители сих челобитных наказаны будут кнутом, и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск. ...Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и нерушимо; и для того исстари, ныне, да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются.
БПредрасположение к деспотизму... прививается с раннего детства к детям, которые видят, с какою жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди, как и мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменья. Чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жесткого общества... Вот удобный способ: постановить, что как только кто нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем.
1. Какая общая проблема объединяет эти документы?
2. Чем различаются взгляды, изложенные в документе А и документе Б?
3. Кто автор этих документов?
Ответы:
1. Документ А- указы Екатерины II, документ Б- указы Пугачева. (2 балла)
2. Проблема взаимоотношения помещиков и крестьян, крепостное право, (до 3 баллов)
3. Ужесточение крепостного права в годы правления Екатерины II привели к Крестьянской войне, (до 3 баллов)
Итого 8 б.