Максимально возможное количество баллов: 100

Соотнесите имя правителя с принятием правового акта (мероприятием). Ответ занесите в таблицу.

А. Анна Иоанновна 1. Передача церковных земель в ведение Коллегии экономии и начало секуляризации
Б. Екатерина II 2. Замена многообразных налогов одним — подушной податью
В. Елизавета Петровна 3. Освобождение богатых купцов от подушной подати и рекрутской повинности
Г. Павел I 4. Открытие Московского университета
Д. Петр I 5. Закрытие частных типографий и установление строгой цензуры для русских книг
Е. Петр III 6. Открытие Шляхетского корпуса
а б в г д е

Б. каждое правильное соотношение оценивается в 2 балла.

2. Из предложенного списка событий составьте таблицу, расположив их в хронологической последовательности:

Сражение Война Русский полководец/ флотоводец Противник
Бой у острова Тренгам Северная М. М. Голицын Ульрика- Элеонора
Захват Берлина Семилетняя П. С. Салтыков Фридрих I I
Битва у мыса Калиакрия Русско- турецкая Ф. Ф. Ушаков Сеит-Али

Каждое правильное соотношение (заполненная строка) оценивается в 2 балла=6 б. За 1-2 ошибки в строке – по 1 б.

Исторический портрет

А. Судьба его полна невероятных взлетов и падений. А. С. Пушкин называл его «полудержавным властелином». Среди его многочисленных должностей и званий встречаем: царский денщик, генералиссимус, светлейший князь, член Британского королевского научного общества. Он - помощник царя по внедрению новой культуры, полководец, администратор, дипломат и финансист. При этом до конца жизни он оставался практически неграмотным и с трудом подписывал своё имя. После смерти великого императора вознамерился породниться с царской семьей и выдать свою дочь за его внука. Однако судьба была против. О ком речь?

Б. Он происходил из семьи молдавских господарей. Его отец - князь Дмитрий был одним из советников Петра I. По матери он - потомок византийских императоров. Он начинал службу в гвардии, а при императрице Елизавете был послом в Англии. Но прославился он не как дипломат, а как первый русский поэт-сатирик. Назовите его имя.

В. Он окончил Сорбонну, был одним из самых образованных людей в России. Он усовершенствовал систему русского стихосложения. Ему Академия наук поручила составить грамматику российского языка. Позднее именно у него отобрали поэтическую пальму первенства М. В. Ломоносов и А. П. Сумароков. Как звали этого поэта?

Г. А. С. Пушкин назвал этого писателя «другом свободы». О самой знаменитой его комедии говорили, что она - «бесподобное зеркало» действительности. Имя героя этой комедии стало синонимом лени и невежества. О каком писателе и какой пьесе идет речь?

Ответы:

А. Александр Меньшиков

Б. Князь Кантемир А. Д..

В. Тредиаковский В.К..

Г. Фонвизин Д.И. «Недоросль».

По 2 балла = 8б.

4. Прочитайте отрывки из исторических документов и ответьте на вопросы (8 баллов):

А...Буде кто из помещиков людей своих, по продерзостному состоянию заслуживающих справедливое наказание, отдавать пожелает для лучшего воздержания в каторжную работу, таковых адмиралтейской коллегии принимать и употреблять в тяжкую работу на толикое время, на сколько помещики их похотят. ..А буде и по обнародовании сего указа которые люди и крестьяне в должном у помещиков своих послушании не останутся, и недозволенные на помещиков свои челобитные, а наипаче в еже. собственные руки подавать отважатся, то как челобитчики, так и сочинители сих челобитных наказаны будут кнутом, и прямо сошлются в вечную работу в Нерчинск. ...Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и нерушимо; и для того исстари, ныне, да и пребудет на веки благородное дворянское достоинство неотъемлемо, наследственно и потомственно тем честным родам, кои оным пользуются.

БПредрасположение к деспотизму... прививается с раннего детства к детям, которые видят, с какою жестокостью их родители обращаются со своими слугами, ведь нет дома, в котором не было бы железных ошейников, цепей и разных других инструментов для пытки при малейшей провинности тех, кого природа поместила в этот несчастный класс, которому нельзя разбить свои цепи без преступления. Едва посмеешь сказать, что они такие же люди, как и мы, и даже когда я сама это говорю, я рискую тем, что в меня станут бросать каменья. Чего я только не выстрадала от такого безрассудного и жесткого общества... Вот удобный способ: постановить, что как только кто нибудь будет продавать землю, все крепостные будут объявлены свободными с момента покупки ее новым владельцем.

1. Какая общая проблема объединяет эти документы?

2. Чем различаются взгляды, изложенные в документе А и документе Б?

3. Кто автор этих документов?

Ответы:

1. Документ А- указы Екатерины II, документ Б- указы Пугачева. (2 балла)

2. Проблема взаимоотношения помещиков и крестьян, крепостное право, (до 3 баллов)

3. Ужесточение крепостного права в годы правления Екатерины II привели к Крестьянской войне, (до 3 баллов)

Итого 8 б.

Наши рекомендации