Разные типы общностей в догосударственный период

Разные типы общностей в догосударственный период.
В догосударственный период древнейшие представители рода Хомо сапиенс (Человека разумного) объединялись для совместной охоты, защиты своей территории. В эпоху древнего палеолита существовало «первобытное человеческое стадо». Этим условным термином обозначают начальный этап первобытного общества, его дородовой стадии.
Переход от «стада» к роду завершает сложение человеческого общества. Род представлял собой коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, носящих общее родовое имя. Счёт родства при родовой организации общества ведется по материнской (материнский род) или отцовской (отцовский род) линии. Род возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита. Роды постепенно объединялись в племена, а затем в родоплеменные союзы. Родовая организация распалась в процессе политогенеза, с возникновением государства. Родоплеменное деление длительное время сохранялось у многих народов, например, у индейцев Северной Америки. Родовое деление сохраняется у некоторых народов в некоторых труднодоступных районах мира – в Австралии, Африке, Южной Америке.
В обобщённом виде в формировании и эволюции мировой цивилизации в древнейший период можно выделить несколько периодов:
1. Период первобытной родовой общины (предыстория) – 45000 – 8000 лет до н. э.
2. Период протогосударств, о существовании которых дошли лишь отрывочные свидетельства, – 8000-3500 лет до н. э.
3. Период древних империй, вокруг которых собственно и сложились древние цивилизации – 3500 – 600 лет до н.э.
4. Период античных государств – 600 год до н. э. – 476 год н.э.
Первые государства возникли в глубокой древности, не позднее третьего-второго тысячелетий до нашей эры в регионах мира, наиболее благоприятных для жизни людей – Древние Египет, Персия, Индия, Китай.

Билет 6

Пути политогенеза и этапы образования гос-ва.

определяются три главных пути политогенеза в развитии человеческой цивилизации. Во-первых, это военный путь, когда институционализация публичной власти происходит за счет возвышения и обособления института 'военного вождя', а также его вооруженной дружины и административного аппарата, состоящих из его родни и приближенных (Древний Шумер).

Во-вторых, существует аристократический путь, когда носителями публичной власти постепенно становятся представители родо-племенной аристократии ('великие' воины, старейшины, охотники, жрецы и т. д.), которые концентрируют в своих руках военное, религиозное и административно-хозяйственное руководство. И наконец, третий, плутократический, путь был связан с накоплением отдельными общинниками материальных богатств (ресурсов), формированием вокруг патронов многочисленных клиентел (группировок сторонников), постепенной трансформацией авторитета и престижа богатого и сильного лидера (феномен 'бигмена') в силу административной власти.

Все эти три дороги приводят к одному и тому же пункту - формированию обособленного и отчужденного от общины административного аппарата управления, а также асимметричной и амбивалентной структуры отношений публичной власти.

Государственность представляет собой фактор человеческого прогресса и культуры, она выступает как самостоятельная историческая ценность. Государственная организация человеческого общества призвана обеспечивать общесоциальное регулирование общественных отношений в целях освобождения человека от всех видов порабощения и зависимости (от природных и социальных сил), полноценного и гармоничного развития личности. Конечно, такого уровня развитости государство достигает не сразу. На ранних стадиях цивилизации гос-во выступает как достаточно примитивная организация общества, сущность которой кроется в системе органов и учреждений принуждения, осуществляющих классовую или иную социальную диктатуру. И только в условиях демократического общества государство приобретает возможность обеспечить основные ценности общественного развития - народовластие, экономическую свободу и свободу

Хотя опыт многих народов доказывает, что государство возникает как результат, прежде всего классовых противоречий, это не единственная причина становления государственной организации. Возможно возникновение государства под влиянием национальных, религиозных, региональных и других противоречий, а также известны случаи перехода от доклассовой формации непосредственно к государству при отсутствии классов (так называемый «азиатский способ производства»). Это означает, что возникновение государства отнюдь не всегда сопровождается процессом возникновения классов.

Само существование государства далеко не всегда связанно с классовой борьбой и ее непримиримостью. Не только на ранних этапах, но и в современный период все больше проявляются коллективные потребности всего общества, предполагающие не борьбу за власть, а сотрудничество различных, в том числе противоречивых, социальных сил. Поэтому концепция государства только как орудия классового господства, органа осуществления классовой диктатуры не отражает всей сложности явления, а потому страдает узостью подходов.

Билет 7

специфика цивилизаций древнего востока и античности(государство, общество и культура)

Цивилизация — это и присущий какому-либо культурно-историческому типу способ организации, формирующий особые черты государственности, социальной жизни, экономики и культуры. Каждая цивилизация, ограниченная хронологическими и географическими рамками, уникальна и неповторима.

Специалисты выделяют три глобальных типа:

— традиционные цивилизации;

— индустриальная цивилизация;

— постиндустриальная (информационная) цивилизация.

Для восточных обществ характерен первый тип. Цивилизации Востока развиваются циклически - проходят фазы становления и упрочения единого государства, его упадка, а затем наступает катастрофа, связанная с распадом государства. На каждой новой ступени развития этот цикл повторяется.

Для Западной Европы характерно поступательное развитие, то есть постоянное восхождение к более высоким формам развития общества. Таким образом, Европейская цивилизация прошла все три типа.

Рассмотрим общую характеристику цивилизаций Древнего Востока:

Общество.Основой традиционной цивилизации являетсяобщина. Постепенно существующие в ней родоплеменные связи замещаются этническими, хозяйственными, религиозными и какими-либо другими. Базой развития общества становится коллективизм. При этом интересы сообщества стоят над интересами отдельной личности, а ее собственностью распоряжается община. Интересы коллектива во многом ограничивают свободу личности. Такая система не терпит изменений и очень консервативна. Подавляющая часть населения проживает в деревне. Города являются центрами ремесла и торговли, но доля городского населения невелика.В ряде стран Древнего Востока население делилось накасты, отличавшиеся от сословий полной изолированностью друг от друга.

Основой экономики традиционных цивилизаций является сельское хозяйство экстенсивного типа, которое направлено на овладение природными ресурсами. Но его эффективность очень мала, а получаемые излишки незначительны, поэтому преобладаетнатуральное хозяйство

Политическую и культурную жизнь организуюттрадициииобычаи. Верховная власть связана с владением землей и носит личностный характер. В результате этого складываетсяиерархическое устройство общества.

Тип правления основан на неизменности традиций, которые считались священными и неприкосновенными. Страны Древнего Востока почти не знали социальных смут, это отчасти объяснялось тем, что отсутствовали представления о личности. В общественном сознании царило единомыслие.

Наши рекомендации