Относительное и абсолютное, автономное и теономное в европейском историческом сознании
Примеры концептуализации исторического времени. Понятие кайроса
Осознание собственной истории, корни которой относят к глубине безусловных понятий, вызываются к жизни запросами человеческого духа и ответственностью за нынешние моменты истории. Проясняет философию отношения к историческим процессам понятие кайроса. Толкование истории в подобном ключе требует ее осознания, как в настоящем, так и в прошедшем времени.
В культуре древних греков время обозначалось двумя понятиями. Первое – «хронос», то есть формальное время, в настоящее время большинством культур воспринимается и как единственное. Но существовал и «кайрос» - «время подлинное», обозначающее такой момент в истории хоть государства, хоть отдельного человека, в который время обретает особый смысл и содержание. Для отстраненного, абстрактного созерцания со стороны, время – всего лишь пустая форма, которая может быть заполнена любым содержанием. Однако для исследователя, осознающего жизнь как творческий динамический процесс, время обладает качественными характеристиками, преисполнено особого смысла, насыщенного имеющим разные степени напряжением. Разные периоды времени предназначены для разных событий, каждый из таких периодов благоприятен для совершения тех или иных процессов. При этом далеко не все может произойти в любой момент истории. Идея кайроса коренится на этом драматическом сознании, и именно это понятие используется в философии истории.
Осознание истории не может быть излишним, так как человеческий разум не может воспринимать собственную историчность. Поэтому историческое сознание – явление достаточно редкое практически для всех культур. Его противником выступает как обостренный рационализм, так и попытки постижения вечного, сверхвременного. Рационалистическая концепция реальности средствами естествознания стремится дать технико-математическое объяснение всего происходящего.. Такой подход несет громадную опасность, так как знаменует утрату приобретенных ранее ценностей и осознание самого себя, осознание того, что происходящее зависит от личности. Материалистическая философия истории занимает позицию, которая исключает осмысленную историю, принимая единственно верным природный процесс, лишенный какого-либо осмысленного понимания.
Принятие же понимания кайроса позволяет воспринять время не ровным потоком (хронос– обычное время), а как нечто в определенные качественные моменты которого случается «качественное время» (кайрос), которое измерить и упустить нельзя. Кайрос – это удачный момент, подходящее время, открывающее возможности, требующие действий для их воплощения. В такие решительные моменты трансцедируетсяхронос, конденсируется реальность и появляется возможность изменения судеб. И если такие возможности упускаются, вернуть назад их невозможно.
В процессе концептуализации исторического времени становится ясно, что обязательная линейность истории основывается не только на рационализме и прогрессизме, центральных моментах идеологии просвещения. Отношение к прогрессу – движению истории по нарастающей, берет свои корни в представлении о поступательном и линейном существовании времени. Однако в эту концепцию не вписываются временные периоды, во время которых ничего не происходит, переломные моменты, сгустки времени. Можно ли их вписать в логику исторического прогресса как случайные сбои, не меняющие в целом исторического процесса? Но если принять понятие кайроса, именно в эти годы и происходит самое интересное в истории.
Движение и момент, событие и время – одно и то же. Постичь современность без участия в ней, невозможно. А кайрос – это полное участие в происходящем моменте, погруженность в то, что происходит здесь и сейчас, снимающее с нас восприятие поступательности времени. И эти моменты могут длиться часами. Понимание того, что кайросом может быть любой момент, требует переформатирования восприятия времени и изменения участия в настоящем.
Драматургия истории в интерпретации представителей классического историзма: основные концепты.
Гердер
Гердер пишет, что человек, созданный по образу и подобию Бога-творца, является богом на земле. Бог всегда ассоциируется с чем-то светлым, справедливым, гуманным. Соответственно, человеку, прототипу Бога, с самого сотворения был предначертан жизненный путь, "рука об руку" с гуманностью. Гуманность есть то ,ради чего творятся все добрые деяния, зло, в свою очередь, - преступление против духа гуманности.
Воспитание в себе гуманности – вот в чем заключается смысл человеческого существования, поскольку человек по своей сути не склонен стремиться к непостижимому и оплакивать невозможность его достичь, а самое высокое и чистое, что может быть у человека – это гуманный дух. В любых условиях и при любом укладе жизни человек должен стремиться к этой самой высоте, ибо все хорошее, что делалась в ходе развития истории исходя из принципов гуманности, и все плохое, являвшее собой преступление против него, есть борьба двух заложенных Богом начал – силы и слабости, низменности и благородства. Но воспитание личности в духе гуманизма невозможно без участия разума, который, к сожалению, зачастую используется человеком для совершения злых деяний. Согласно Гердеру, однажды разум все-таки одержит окончательную победу."
Кант
Идея Канта заключается в следующем, у всего есть смысл и все должно развивать, так задумано природой. Человеческий род - бессмертен, значит и развитие его может длиться бесконечно долго переходя от поколения к поколению, а всемирная история это такой взгляд на развитие человечество на его пути к полному развитию человеческих задатков которыми его наградила история. История следит за постепенным просвещением человеком, не смотря, на всего его неуда Человека в его действиях нельзя отнести ни к животному, ни к человеку разумному. Так как действиями, которые мы совершаем, порой управляет иррациональная часть нашего мозга. Наше тщеславие, злоба, лицемерие, желание обогатиться. Кант, в этих бессмысленных поступках раскрывает не цель человека, а цель природы «на основании которой у существ, действующих без собственного плана, все же была бы возможна история согласно определенному плану природы .Согласно Канту, высшей точкой исторического развития все народов, живущих на Земле, является становление государства, которое поистине можно назвать правовым и где соблюдаются все этические нормы, тем самым оно являет собой результат работы чистого и нравственного сознания – разума. Одной из основных предпосылок для построения правового общества Кант считает мир между народами, а основными ценностями, помогающими такому строительству – гармоничное сочетание принятых законов с человеческой свободой, нацеленность индивида на взаимодействие с окружающим его обществом, воспитание и просвещение, экономические и политические факторы при этом играют лишь второстепенную роль. Но этой цели нельзя достичь в одночасье, здесь необходимы долгие годы разумной деятельности и культурного развития человека, который изначально является природным существом, и лишь в процессе своего развития постепенно становится разумным, обретает способность к критическому мышлению, стремится к взаимодействию с другими людьми и постижению окружающего его мира .Борьба со злом, которое исходит от самого же человека, в конечном итоге продит его к постижению вечных идеалов, необходимых для создания открытого и толерантного общества - "всеобщего правового гражданского общежития"чи и падения человечество, он извлекает урок и позволяет двигаться вперед.
Гегель
«Субстанцией и сущностью духа является свобода», - согласно Гегелю свобода является основополагающим качеством духа, т.е. именно из понятия свободы вытекают все представления о действительности.[1] Человек является свободным априори, однако важную роль играет его осознание собственной свободы. Представление о человеке как о свободном существе возникли еще у древних греков, однако не все люди обладали свободой, по их мнению, именно поэтому и существовало рабство. Человечеству понадобилось много времени для прихода к осознанию свободы как качества, присущего всем и каждому. Прогресс напрямую связан со степенью осознания человеком наличия свободы в себе. Получается, что человеческая свобода является двигателем исторического прогрессаРабота отдельно взятого человека над своим сознанием, над освобождением своего разума от всевозможных стереотипов и страстей, ведет к своеобразному очищению разума. Освободившись от довлеющих нагромождения всевозможных страхов, сняв некоторые внутренние запреты, человек становится более свободным. Круг его возможностей расширяется, открывается широкое поле для его деятельности. Отдельно взятый человек – болтик в огромной машине истории, но его движение вперед влечет за собой и исторический прогресс. Поиск свободы является неотъемлемой частью жизни как отдельно взятого человека, так и целого поколения.
В философии истории Гегель рассматривает развитие государств в развитии мирового разума. Гегель рассматривает особенности развития нравственности и права, и уже согласно этим двум понятиям развитие государства. Основная идея заключается в постижении свободы. То есть всемирная история, как история «мирового разума» имеет своей целью развитие свободы. Развитие свободы происходит постепенно, в каждой исторической эпохе присутствует «исторический дух» и представителем этого духа является наиболее развитый народ.
Такое развитие мира для Гегеля есть доказательство его разумности и наличия «мирового разума». Важно отметить, что важен результат, а процесс. Так как от каждой эпохи остаются определённые черты, которые получают большее развитие в последующие эпохи.
Согласно Гегелю, государство основывается на идеи духовности, которая выражается в человеческой воле и её свободе. Ключевое понятие, на котором строится развитие любого "действительного" государства – дух народа, которым пропитаны все сферы человеческой деятельности. Но необходимым условием является знание самого человека об этом духе и сознание своего единства с ним, поскольку "нравственность есть единство субъективной и всеобщей воли".[1] .Задачей религии является познание истины и идеи о едином или раздельном существовании человека и Бога. Таким образом, религия и принцип государства тесно связаны между собой. По этой причине государство основано на религии.
Относительное и абсолютное, автономное и теономное в европейском историческом сознании
Первая великая философия истории родилась из острого ощущения двойственности и конфликта. Борьба света и тьмы, добра и зла составляет ее сущность. Мировая история есть следствие этого конфликта; в истории свершается совершенно новое, уникальное, абсолютно решающее; на этом пути приходится терпеть поражения, однако в конце концов свет побеждает. Наиболее важен конечный период, период борьбы за предельное решение, эпоха, после которой уже невозможно представить себе новую. Этот тип исторического сознания мыслит абсолютными понятиями: абсолютная противоположность добра и зла; абсолютный исход их битвы; безусловное "Нет" и безусловное "Да", борющиеся друг с другом. Это раннее и великое выражение исторического сознания человека: философия истории, выраженная в абсолютных терминах.
Она может принимать две основные формы. Первую форму абсолютной философии исто-рии определяет напряженное чувство близости конца времен: приблизилось Царство Бо-жие, решающий час близок, наступает великий, подлинный кайрос, который преобразит все. Это революционно-абсолютный тип. . В обоих случаях говорится абсолютное "Нет" прошлому и абсолютное "Да" будущему. Это фундаментальная для всякого серьезного исторического сознания интерпретация истории, как интерпретация, впервые восприняв-шая понятие кайроса.
Вторую форму абсолютной философии истории можно назвать консервативным видоизменением революционного типа, как он был оформлен Августином в его борьбе с оживлением в хилиазме раннехристианской веры в скорое наступление Царства Божия в истории. Этот тип имеет ту же основу, что и революционный - видение борьбы двух сил во все эпохи истории. Но, согласно консервативному типу, решающее событие уже со-вершилось. Новое победно утвердилось в истории, хотя оно по-прежнему подвергается атакам сил тьмы. Здесь также есть совершенствование, частичные поражения и победы и, безуслов-но, финальная катастрофа, в которой зло сокрушится и история подойдет к своему концу. Но ничего подлинно нового в истории уже нельзя ожидать. Необходимо только сохранение уже данного.
Мы можем различать три типа в относительной форме философии истории: клас-сический, прогрессивный и диалектический тип. Результатом связи классической и прогрессивной интерпретаций истории является диалектическая - высший тип относительных интерпретаций. Она разрабатывается в трех формах: теологической, логической и социологической, каждая из которых во многих от-ношениях зависит от других.
Равным образом, социальные и политические действия не представимы без участия сил божественной сферы. Индивидуума окружает и поддерживает эта всепроникающая духовная субстанция, от которой он получает благословение (или проклятие). Лишь в экстремальных ситуациях особого призвания или бунта индивидуум может оторвать себя от целого, которому он принадлежит. Чисто индивидуальная религия, индивидуальная культура, индивидуальная эмоциональная жизнь и индивидуальные экономические интересы невозможны в данной социальной и духовной ситуации. Мы будем называть эту ситуацию "теономной", не в том смысле, что Бог непосредственно полагает ее законы, но в том смысле, что подобная эпоха, во всех ее формах, открыта божественному и устремлена к нему. Как могла исчезнуть такая эпоха истории? Что разрушило первобытную теономию? Ответом является всегда присутствующий, всегда динамичный, принцип "автономии". Как теономия не означает прямого полагания законов Богом, так автономия не означает беззаконности. Она означает принятие структур и законов реальности такими, какими они представлены в сознании человека, в законах и структурах его разума. Автономия действует как в теоретической, так и в практической сферах культуры .Она основывает общности на целесообразности, мораль - на индивидуальном совершенствовании. Она все анализирует с тем, чтобы произвести рациональный синтез. Она делает религию делом личного решения, а внутреннюю жизнь индивидуума - зависящей от себя самой. Она осуществляет возможности автономной политической и экономической деятельности.
Автономия есть динамический принцип истории. С другой стороны, теономия есть субстанция и смысл истории. Как они соотносятся друг с другом? Прежде всего, надо сказать, что автономия не является с необходимостью отвержением безусловного. Она является, так сказать, послушным принятием безусловного характера формы, логоса, универсальной причины в мире и в разуме. Это - принятие норм истины и справедливости, порядка и красоты, личности и общности . Между тем, различие между автономией и теономией состоит в том, что в автономной культуре культурные формы проявляются лишь в своих конечных взаимоотношениях, тогда как в теономной культуре - в отношении к безусловному.
Теономия не противостоит автономии, как противостоит ей гетерономия. Теономия есть ответ на вопрос, заключенный в автономии, - вопрос, касающийся религиозной субстан-ции и предельного смысла жизни и культуры. Автономия настолько жизнеспособна и долговременна, насколько она может отталкиваться от религиозной традиции прошлого, от осколков утраченной теономии. Но она теряет свои духовные основы. В конце этого процесса автономия в тщетном порыве оборачивается назад, к утраченнойтеономии, либо надеется на новую теономию в творческом ожидании нового кайроса.
Примеры концептуализации исторического времени. Понятие кайроса
Осознание собственной истории, корни которой относят к глубине безусловных понятий, вызываются к жизни запросами человеческого духа и ответственностью за нынешние моменты истории. Проясняет философию отношения к историческим процессам понятие кайроса. Толкование истории в подобном ключе требует ее осознания, как в настоящем, так и в прошедшем времени.
В культуре древних греков время обозначалось двумя понятиями. Первое – «хронос», то есть формальное время, в настоящее время большинством культур воспринимается и как единственное. Но существовал и «кайрос» - «время подлинное», обозначающее такой момент в истории хоть государства, хоть отдельного человека, в который время обретает особый смысл и содержание. Для отстраненного, абстрактного созерцания со стороны, время – всего лишь пустая форма, которая может быть заполнена любым содержанием. Однако для исследователя, осознающего жизнь как творческий динамический процесс, время обладает качественными характеристиками, преисполнено особого смысла, насыщенного имеющим разные степени напряжением. Разные периоды времени предназначены для разных событий, каждый из таких периодов благоприятен для совершения тех или иных процессов. При этом далеко не все может произойти в любой момент истории. Идея кайроса коренится на этом драматическом сознании, и именно это понятие используется в философии истории.
Осознание истории не может быть излишним, так как человеческий разум не может воспринимать собственную историчность. Поэтому историческое сознание – явление достаточно редкое практически для всех культур. Его противником выступает как обостренный рационализм, так и попытки постижения вечного, сверхвременного. Рационалистическая концепция реальности средствами естествознания стремится дать технико-математическое объяснение всего происходящего.. Такой подход несет громадную опасность, так как знаменует утрату приобретенных ранее ценностей и осознание самого себя, осознание того, что происходящее зависит от личности. Материалистическая философия истории занимает позицию, которая исключает осмысленную историю, принимая единственно верным природный процесс, лишенный какого-либо осмысленного понимания.
Принятие же понимания кайроса позволяет воспринять время не ровным потоком (хронос– обычное время), а как нечто в определенные качественные моменты которого случается «качественное время» (кайрос), которое измерить и упустить нельзя. Кайрос – это удачный момент, подходящее время, открывающее возможности, требующие действий для их воплощения. В такие решительные моменты трансцедируетсяхронос, конденсируется реальность и появляется возможность изменения судеб. И если такие возможности упускаются, вернуть назад их невозможно.
В процессе концептуализации исторического времени становится ясно, что обязательная линейность истории основывается не только на рационализме и прогрессизме, центральных моментах идеологии просвещения. Отношение к прогрессу – движению истории по нарастающей, берет свои корни в представлении о поступательном и линейном существовании времени. Однако в эту концепцию не вписываются временные периоды, во время которых ничего не происходит, переломные моменты, сгустки времени. Можно ли их вписать в логику исторического прогресса как случайные сбои, не меняющие в целом исторического процесса? Но если принять понятие кайроса, именно в эти годы и происходит самое интересное в истории.
Движение и момент, событие и время – одно и то же. Постичь современность без участия в ней, невозможно. А кайрос – это полное участие в происходящем моменте, погруженность в то, что происходит здесь и сейчас, снимающее с нас восприятие поступательности времени. И эти моменты могут длиться часами. Понимание того, что кайросом может быть любой момент, требует переформатирования восприятия времени и изменения участия в настоящем.