Тема 3. Средневековая западноевропейская историография VI - XV вв.
Общая характеристика историографической ситуации западноевропейского средневековья.Этапы развития средневековой историографии. Преемственность античной и средневековой историографии. Предпосылки формирования христианской традиции историописания.
Историко-философские воззрения А. Августина и их значение для исторической мысли. Переход от античного прагматизма к средневековому провиденциализму. Складывание теологической концепции истории. Библейская модель истории как основа христианского понимания процесса развития человечества. Линейная модель времени. Попытка создания периодизации: учение Августина о шести периодах истории. Отражение историко-теологических схем в практике историописаний.
Основные историографические источники. Аналлы: историографическая значимость. Виды хроник. Королевские хроники. «Большие французские хроники». Хроники крестовых походов. Городские хроники. Ж. Фруассар и его «Хроника». Хроники позднего средневековья. Принципы и методы работы средневековых хронистов.
Первые истории народов Западной Европы: эволюция концепций и жанровых особенностей. Кассиодор. Иордан. «История франков» Григория Турского. «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного. «История лангобардов» Павла Диакона. Характер источниковой базы. Принцип «одного источника». Компилятивность средневековых сочинений. Жития святых. Развитие агиографии как формы воплощения исторического сознания.
Особенности развития византийской историографии. Прокопий Кесарийский. Феофан Исповедник. Фотий. Традиционализм византийской культуры.
Священная и светская история. Тенденция усиления рационалистических светских элементов. Историко-биографический жанр. «Жизнь Карла Великого» Эйнгарда. Мемуары. Принципиальные особенности средневекового исторического сознания и его влияние на историографический процесс.
Тема 4. Начальные этапы древнерусской историографии
Истоки российской историографии. Былины и их исторический смысл. Летописи – первые письменные исторические произведения. Периодизация летописания. Провиденциализм как основа мировоззрения летописцев. Принципы составления летописей, приемы отбора и истолкования свидетельств. «Повесть временных лет». Складывание исследовательской тематики. Проблема происхождения Руси и княжеской династии. Осознание места Руси в окружающем мире.
Процессы в русском летописании XIV-XVI вв. Обоснование идеологии великокняжеской (царской) власти и ее отражение в общественно-политической и исторической мысли. Составление общерусского летописного свода. «Лицевой свод» как итог общерусского летописания. Усиление роли государства в составлении и редактировании летописных сводов. Хронографы. Возрастание интереса к всеобщей истории. Концепция происхождения Российского государства (теория «Москва – третий Рим») и власти Московских князей («Сказание о князьях Владимирских»). «Степенная книга» и ее влияние на последующие исторические сочинения. «История о Казанском царстве» как новый тип исторического сочинения. Сочинения Ивана IV. «История о великом князе Московском» А. Курбского. Историческая публицистика. Особенности начального этапа развития российской исторической мысли.
Тема 5. Историография эпохи Возрождения.
Принципиальное значение рубежа XIV-XV вв. Гуманистическое направление в культуре: влияние на исторические работы. Античность в историческом сознании и историографии Ренессанса. Складывание нового комплекса гуманитарных дисциплин. Основные школы. «Политико-риторическая школа» (Л. Бруни). «Новая политическая школа» (Н. Макиавелли). Труды западноевропейских историков – гуманистов (Ж. Боден, М. Монтень, Т. Мор, Ф. Бэкон и др.). Секуляризация исторического сознания и приемы исторической критики. Отход от провиденциализма, возвращение принципа античного прагматизма. Идеи циклизма и прогресса в истории. Осознание принципов новой периодизации.Отношение к историческим фактам и источникам. Совершенствование литературного стиля исторических трудов. Научные успехи историков-гуманистов и их влияние на развитие исторического знания.