Комплект логических задач и заданий
по дисциплине«История»
1. Решить логические задачи:
Доказать, что:
1) в IХ в. у восточных славян образовалось государство;
2) в России в первой четверти XVIII в. возникла абсолютная монархия;
3) в России во второй половине XIX в. осуществлялась модернизация.
4) в начале ХХ в. в России появились элементы конституционной монархии;
1. 5) в СССР в середине 30-х гг. в основном был построен социализм;
2. 6) в России 90-х гг. ХХ в. осуществлялась модернизация
Сравнить:
1) линейно-стадиальную и циклическую теории всемирно-исторического процесса;
2) формационную и цивилизационную теории всемирно-исторического процесса;
3) капиталистическую и феодальную общественно-экономические формации;
4) стадиальный и локальный подходы к пониманию цивилизации;
5) исторические концепции России Н.М. Карамзина и В.Н. Татищева;
6) исторические концепции России В.О. Ключевского и С.М. Соловьева;
7) форму правления в России при Иване IV и Петре I;
8) реформы первой четверти XVIII в. и второй половины XIX в.;
9) взгляды западников и славянофилов на перспективы развития России;
10) политическую систему России до и после революции 1905–1907 гг.;
11) НЭП и политику «военного коммунизма».
12) капиталистическую и социалистическую модернизации;
13) политические системы в СССР и современной России;
14) государственную деятельность Л.И. Брежнева и М.С. Горбачева;
15) внешнюю политику России при Б.Н. Ельцине и В.В. Путине.
2. Сконструировать понятия (через признаки, структуры, функции):
История, государство, империя, самодержавие, сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, феодализм, крестьянин, помещик, крепостничество, промышленный переворот, индустриализация, капитализм, буржуазия, пролетариат, внутренняя политика, политика «просвещенного абсолютизма», этатизм, патернализм, модернизация, вторичная модернизация, вестернизация, реакционеры, либералы, революционеры, консерваторы, декабристы, западники, славянофилы, революционеры-демократы, революционные народники, эсеры, социал-демократы, националисты, октябристы, кадеты, большевики, меньшевики, конституционная монархия, революция, буржуазно-демократическая революция, социалистическая революция, Государственная дума, двоевластие, временное правительство, советы рабочих и солдатский депутатов, Учредительное собрание, «Тройственный союз», «Антанта», социализм, тоталитаризм, социалистическая модернизация, индустриализация, коллективизация, культурная революция, конституция, культ личности, социалистический лагерь, СЭВ, Варшавский договор, «застой», «перестройка», шоковая терапия, демократизация, линеарная модернизация, парциальная модернизация, национальная модернизация, национальная идентичность, гражданственность, патриотизм.
Критерии начисления баллов зарешение логических задач и выполнение заданий.
Баллы | Логические задачи и задания |
Решение 11 логических задач; конструирование 36 понятий. | |
Решение 13 логических задач; конструирование 45 понятий. | |
Решение 16 логических задач; конструирование 54 понятий. | |
Решение 18 логических задач; конструирование 63 понятий. | |
Решение 21 логической задачи; конструирование 71 понятия. |
Составитель___________ В.В. Ковалев
«____»__________________2017 г.
Вопросы к семинарским занятиям
по дисциплине«История»
№ | Модули и темы | Час. | Вопросы для обсуждения |
1. | Модуль 1. Теории всемирно-исторического процесса и концепции исторического развития России. | ||
1.2. | Теории всемирно-исторического процесса | 1. Стадиальные теории истории. 2. Циклические теории истории. | |
1.3. | Концепции исторического развития России | 1. Исторические концепции XVIII–XIX вв. 2. Исторические концепции XX – начала XXI в. | |
2. | Модуль 2. История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до начала XXI в. | ||
2.1. | История России во всемирном историческом процессе с древнейших времен до XVII в. | 1. Мировая история с древнейших времен до XVI в. 2. Древняя Русь в XI–XIII вв.. 3. Россия в XIV–XV вв. 4. Россия в XVI в. | |
2.2. | История России во всемирном историческом процессе в XVII – XVIII вв. | 1. Всемирная история в XVII – XVIII вв. 2. Россия в XVII в. 3. Россия в первой половине XVIII в. 4. Россия во второй половине XVIII в. | |
2.3. | История России во всемирном историческом процессе в XIX в. | 1. Всемирная история в XIX в. 2. Россия в первой половине XIX в. 4. Россия во второй половине XIX в. | |
2.4. | История России во всемирном историческом процессе в первой половине XX в. | 1. Всемирная история в первой половине XX в. 2. Россия в начале XX в. 3. СССР в 20–30-х гг. XX в. 4. СССР в годы Второй мировой войны. | |
2.5. | История России во всемирном историческом процессе во второй половине XX в. | 1. Всемирная история во второй половине XX в. 2. СССР в середине 40-х – середине 60-х гг. XX в. 3. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX в. 4. СССР середине 80-х – начале 90-х гг. XX в. | |
2.6. | История России во всемирном историческом процессе в конце XX – начале XXI в. | 1. Всемирная история в конце XX – начале XXI в. 2. Россия в 90-х. XX в. 3. Россия в начале XXI в. |
«Трудные вопросы» по истории России
(для обсуждения на семинарских занятиях):
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. Исторический выбор Александра Невского;
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, революции 1917г., прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
10. Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка; советская федерация как форма решения национального вопроса с правом свободного выхода союзных республик из состава СССР;
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий;
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в годы Второй мировой войны;
14. Причины и цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
15. Оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны»;
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
17. Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения в истории страны;
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг.
«Трудные вопросы» по всеобщей истории
(для обсуждения на семинарских занятиях):
1. Кто виноват в Первой мировой войне?
2. Причины неустойчивости Версальско-Вашингтонской системы.
3. Причины прихода нацизма к власти.
4. Мотивы изменений внешней политики СССР в 30-е годы.
5. Виноват ли СССР в развязывании Второй мировой войны?
6. Были ли действия СССР в 1939-1941 гг. агрессивными?
7. Цена победы над фашизмом.
8. Причины «Холодной войны».
в Соотношение успехов и неудач СССР и США в «Холодной войне». Кто победил Карибском кризисе?
9. Соотношение социальных достижений и недостатков капиталистической и «социалистической» систем, их моделей. Что они дали развивающимся странам?
11. Соотношение успехов и неудач освободившихся стран, эффективность моделей догоняющей модернизации.
12. Причины распада «социалистического содружества». Кто выиграл в «Холодной войне»?
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям.
Подготовка к семинарским занятиям предполагает: 1) составление концептуальных ответов на вопросы; 2) конструирование понятий; 3) решение логических задач; 4) подготовка учебных докладов.
При составлении концептуального ответа на вопрос необходимо придерживаться следующего плана: 1) хронология, 2) историография, 3) теория вопроса, 4) причины, 5) ход событий, 6) значение.
Конструировать понятия следует по образцу: … – это понятие для обозначения …, которое:
1. Характеризуется признаками: 1) …, 2) …..
2. Имеет структуру: 1) …, 2) …..
3. Выполняет функции: 1) …, 2) …..
Решение логической задачи на доказательство надо выполнять в соответствии со следующим алгоритмом: 1) определение базового понятия; 2) основные направления доказательства; 3) конкретно-исторические факты доказательства.
Решение логической задачи на сравнение надо выполнять в соответствии со следующим алгоритмом: 1) определение базового понятия; 2) параметры сравнения; 3) общее и различия.
Критерии начисления баллов заработу на семинарских занятиях.
Баллы | Учебные действия |
1–7 | Выполнение заданий для семинарских занятий |
8–15 | 1. Выступление с концептуальными ответами на вопросы. 2. Критика концептуальных ответов на вопросы. 3. Инструментальное использование понятий. 4. Самостоятельное решение логических задач. 5. Выступление с учебным докладом. 6. Критика учебных докладов. 7. Самостоятельное составление структурно-логических схем. 8. Самостоятельное составление хронологических таблиц. |
Составитель___________ В.В. Ковалев
«____»__________________2017 г
Темы докладов и эссе
по дисциплине«История»
1. Темы докладов (с презентациями):