Шотландская философско-историческая школа
Значительный вклад в британскую историографию XVIII в. внесли шотландцы. К этому времени вокруг Эдинбургского университета сформировалась философско-историческая школа, представители которой (А. Фергюсон, Д. Миллар, У. Робертсон и др.) оказали огромное идейное влияние на развитие европейской просветительской мысли. Выступая поборниками исторического прогресса, в основу которого была положена идея развития разума, шотландские просветители включили в политико-юридическую «философию истории» комплекс историко-экономических и социальных проблем. Интерес к последним обусловливался главным образом стремлением объяснить экономический рост, характерный для страны, вступившей в эпоху промышленной революции.
Попытки деятелей шотландской школы создать целостную «науку о человеке», исходя из главенства точных и естественных наук над гуманитарным знанием, отражали важное направление общественной мысли эпохи Просвещения в Великобритании. Шотландские просветители использовали конкретно-исторический материал в качестве иллюстрации к глобальным историко-социологическим построениям и конструируемым ими законам «социальной механики». Широким признанием у шотландских просветителей пользовался Монтескье. Следуя за ним, шотландские историки избегали абстрактных построений и стремились опираться на факты. Развитие общества они рассматривали как закономерный результат естественных процессов.
Эта черта особенно четко прослеживается в работах Адама Фергюсона(1723-- 1816), занимавшего кафедру профессора «моральной» философии в Эдинбургском университете. В своем труде «История гражданского общества» 6 Фергюсон, подобно Монтескье, стремился открыть общий закон, управляющий общественным развитием. Он исходил из мысли, что решающую роль в развитии общества играет закон прогресса, ведущий к совершенствованию человеческого рода. При этом он подчеркивал большую роль социальных противоречий и конфликтов и считал революционные изменения в развитии общества вполне закономерным явлением. Он также одним из первых применил к изучению истории сравнительный метод: для понимания истории древних германцев времен Тацита привлек описания жизни и быта индейских племен Северной Америки.
Другой шотландский историк -- Джон Миллар(1735--1801) в книге «Наблюдения о различных общественных состояниях» 7 и в неоконченном труде «Исторический взгляд на английское правительство» 8 ставил своей задачей понять связь между материальной жизнью общества, с одной стороны, и учреждениями, законами, нравами и духовной жизнью -- с другой. Чем объясняется, спрашивал Миллар, разнообразие законов, действующих в различных странах и даже в одной и той же стране на разных этапах ее развития? Для понимания этого, отвечал он, «мы должны, очевидно, прежде всего обратиться к различию в положении, которое подсказывало жителям разных стран различные взгляды и мотивы действий». Сюда он относил «плодородие или скудость почвы, характер продуктов, виды труда, необходимые для поддержания существования, численность людей, объединенных в обществе, их навыки, преимущества, которыми они пользуются, вступая во взаимные отношения и сохраняя эти отношения между собой». Эти различия в жизни народов, писал Миллар, «дают определенное направление их склонностям и деятельности и порождают соответствующие обычаи, характер и способы мышления».
Возникновение культуры он связывал с ростом материального благосостояния общества. Появление богатства, по Миллару, сопровождалось его неравномерным распределением между отдельными членами общества и вело к неравенству их гражданского положения. Происхождение власти он связывал с возникновением собственности, а различные формы власти прямо выводил из распределения собственности. Англия и другие страны Западной Европы, по мнению Миллара, прошли к концу XVII в. через две стадии -- период феодальной аристократии, когда вся власть была сосредоточена в руках крупных феодалов, и через этап «феодальной монархии», когда вся полнота власти перешла в руки короля. Затем под влиянием развития торговли и промышленности Англия вступила в третий период, который характеризуется «развитием духовной свободы».
Высказывания Миллара свидетельствуют о том, что перед нами оригинальный мыслитель. Однако, несмотря на отдельные глубокие мысли о роли и влиянии материальных условий на историю человечества, которые носили характер догадок, Миллара нельзя назвать материалистом, как считают некоторые историки. Первоосновой исторического процесса он считал духовные явления, а источником всего существующего -- бога.
Виднейшим представителем шотландской исторической школы был Уильям Робертсон(1721 --1793). Его самая крупная работа -- «История Шотландии» 9 (доведена до 1603 г.). В отличие от Юма, Робертсон активно использовал архивные материалы английских и шотландских хранилищ. Он с большой разборчивостью относился к свидетельствам документов и первым из британских (или шотландских) историков стал оформлять научный аппарат в виде отсылок и сносок, помещая их в конце каждой главы.
В 1792 г. Робертсон опубликовал «Историческое исследование о знаниях, которые в древности существовали об Индии и о прогрессе торговли с этой страной» . Автор отмечал древность и богатство индийской культуры и высказывал надежду, что его сочинение будет способствовать ознакомлению англичан с Индией и улучшению положения индийского народа. Робертсон придавал большое значение экономическим факторам в истории. Он писал: «Отыскивая в истории прошлого поучительный материал, жестоко разочаровываешься, убеждаясь, что подвиги завоевателей, которые опустошали землю, и причуды тиранов, которые делали народы несчастными, зарегистрированы с тщательной и зачастую отвратительной точностью, в то время, как изобретения, сделанные в полезных искусствах, и развитие наиболее благодетельных отраслей коммерции историки обошли молчанием и позволили им погрузиться в забвение» ". Признание Робертсоном важности материального фактора делает его концепцию более историчной.
В отличие от Юма и других просветителей, он находил в средневековье определенные элементы развития, подготовлявшие переход европейских народов «от варварства к утонченности»: эволюцию законов, рост городов, торговли и другие явления. Большое внимание Робертсон уделял усилению буржуазии, в особенности купечества. С развитием последнего автор связывал освобождение городов от гнета феодалов, смягчение нравов, зарождение парламента. Робертсон подчеркивал свою идейную близость к французским просветителям. Невзирая на свой сан священника, он открыто называл себя учеником Вольтера.
Робертсон уделял большое внимание форме своих сочинений. Идеалом, к которому он стремился, были сочинения Свифта и Дефо. Следуя этим мастерам английской прозы, Робертсон добился большой выразительности, ясности и точности языка, избегая риторики и пышности.