Основные черты английского Просвещения
Большую роль в общественной мысли Англии XVIII в., как и всей Европы, играли идеи Просвещения, направленные против феодализма и могущества церкви. Правда, английское Просвещение отличалось от других, например, от французского. В Англии оно носило более умеренный характер. Это понятно: буржуазная революция была в прошлом, феодализм в Англии был в основном сломлен и условия для развития капитализма более благоприятны, чем во Франции.
Сильным оружием против клерикализма в руках просветителей была наука, исходящая из представления о господстве в природе естественных законов. Философы и историки эпохи Просвещения утверждали, что для объяснения окружающего мира и истории нет никакой необходимости в постоянном вмешательстве высших сил: так, бог, создав мир, предоставил дальнейшее естественному ходу вещей. Это относится и к истории общества. Они выступали за свободу научного исследования, отстаивали веру в силу человеческого разума. «Мыслящий рассудок,-- по словам Ф. Энгельса,-- стал единственным мерилом всего существующего» '. Возникала и крепла идея прогрессивного развития человечества, и теряло влияние представление о «золотом веке», оставшемся якобы в далеком прошлом.
Английские просветители, как и их единомышленники на континенте, были убеждены, что миром, правят идеи, и поэтому для победы сил разума достаточно разъяснить людям ошибочность существующих представлений, на которых держатся устаревшие и вредные учреждения. Переворот во взглядах, по их убеждению, неизбежно приведет к полному общественному перевороту. Из этих идеалистических посылок вытекал дидактизм. В работах историков XVIII в., в том числе историков-просветителей, большое место занимали вопросы этики. Историки искали в прошлом моральные поучения и назидательные примеры. Английский мыслитель Болингброк в сочинении «Письма об изучении и пользе истории» определял историю как «философию», которая учит нас с помощью примеров» 2. При этом мыслители того времени исходили из убеждения, что принципы нравственности везде и во все времена остаются вечными и неизменными. Представление об историческом характере и эволюции этических ценностей, об их связи с эпохой еще не сложилось.
Известный философ и историк Д. Юм считал, что история -- это неограниченный по своим размерам склад, из которого можно черпать факты, иллюстрирующие законы социальных наук. Вера просветителей во всемогущество знания побуждала их к тому, чтобы сделать свои произведения интересными и понятными широкому кругу читателей, и они облекали свои мысли в яркую литературную форму.
Видным английским философом и историком был Дэвид Юм(1711 --1776), автор философских работ «Трактат о человеческой природе» (1739) и «Исследование человеческого разумения» (1748). В этих произведениях Юм обосновывает свою философию агностицизма. По его мнению, мы не знаем и не можем знать, существует ли объективный мир, ибо человек воспринимает его лишь как свои представления и сам строит причинную связь между вещами и явлениями. Философия Юма во многом смыкается с субъективным идеализмом.
Подобно другим просветителям Юм враждебно относился к богословию и церкви, решительно осуждал проявления религиозного фанатизма и суеверий. Деист по своим убеждениям, он не видел различий между католиками и протестантами, резко критиковал пуритан за религиозную нетерпимость. Эпоху средних веков Юм рассматривал как период варварства, он видел в ней перерыв в духовном развитии человечества. Находясь под сильным влиянием идей французского Просвещения, Юм представлял историю как процесс, на который оказывают воздействие разнообразные факторы -- география, климат, экономика, государственные учреждения, законодательство, религия.
Основной исторический труд Юма -- восьмитомная «История Англии от вторжения Юлия Цезаря до революции 1688 г.» 4, по существу, первая попытка дать полную и связную историю страны. В центре внимания автора -- события политической! истории, хотя он уделяет внимание религии, нравам эпохи, культуре и явлениям духовной жизни. В основе периодизации у Юма -- царствования династий и королей. Движущую силу общественного развития Юм видит в прогрессе идей, знания и морали.
Стремясь сделать свой труд как можно более доходчивым и таким образом усилить воздействие книги на широкую публику, Юм постарался придать своему сочинению наиболее привлекательную форму. Хорошо продуманное и аргументированное повествование, отличный язык, яркие картины -- все это способствовало популярности труда Юма, который более столетия оставался для англичан главным источником знаний по истории их страны.
Однако в научном отношении труд Юма страдал существенными недостатками. Как правило, он удовлетворялся пересказом других исторических сочинений, без критики часто воспринимал любые свидетельства. В изложении истории революции середины XVI в. Юм, хотя и был чужд религиозного фанатизма, во многом близок Кларендону, автору реакционного сочинения «История мятежа». В целом его работа представляла собой попытку новой торийской интерпретации, которая учитывала некоторые положения вигской историографии XVIII в.
Э. Гиббон.Крупнейшим английским историком эпохи Просвещения был Эдуард Гиббон(1737--1794), который оказал влияние не только на современников, но и на многие последующие поколения. Духовное формирование Гиббона прошло под воздействием французской культуры. Он несколько лет провел во франкоязычном швейцарском городе Лозанне и был лично знаком со многими деятелями французского Просвещения, с некоторыми из них -- Дидро, Д'Аламбером и др.-- постоянно поддерживал связь.
Главный труд Гиббона -- «История упадка и гибели Римской империи» 5. Тему своего исследования он определил после долгих поисков. В автобиографии Гиббон рассказывает, как пришел к ней: решение исследовать историю Римской империи явилось у него во время пребывания в Риме. Величественные древности этого города и богатая его история произвели на него сильное впечатление и разбудили воображение. Однако есть основания полагать, что на решение Гиббона оказали влияние и другие, более глубокие соображения. История Римской империи побуждала к размышлениям над судьбами империй вообще, в том числе и Британской. Напомним, что в 60-е годы XVIII столетия начался конфликт между правительством Англии и жителями английских колоний в Северной Америке, выросший в войну и приведший к отделению этих колоний. Труд Гиббона рисовал бренность великих империй.
«История упадка и гибели Римской империи» -- по содержанию и форме один из лучших образцов просветительской историографии. Не случайно это произведение на протяжении многих десятилетий пользовалось популярностью: еще при жизни автора оно было переведено на многие европейские языки, в том числе на русский, и неоднократно переиздавалось.
Сочинение Гиббона охватывает большой отрезок времени: изложение начинается со II в. н. э. и завершается падением Константинополя в 1453 г. В центре внимания автора -- история политических собы-1 тий и религия. Меньше внимания уделено) другим проблемам, в том числе экономике и социальным проблемам. Работа Гиббона выгодно отличается от других сочинений По истории того времени еще и тем, что автор опирался на обширный круг источников, привлек буквально все доступные ему труды и научные издания по данной теме.
Одна из причин огромного успеха и длительного влияния сочинения Гиббона -- его блестящая литературная форма. Язык Гиббона стал предметом подражания для многих английских ораторов и политических деятелей, в том числе для У. Черчилля. Однако главное достоинство труда Гиббона заключалось в его содержании. Автор доходчиво и последовательно выразил и развил важнейшие идеи своего времени. Он считал Римскую империю грандиозным памятником человеческого гения, а эпоху империи -- периодом истории, когда положение человеческого рода было самым счастливым и процветающим. Главную причину гибели Римской империи ; он усматривал в христианстве. Подобно другим деятелям Просвещения, Гиббон видел в средних веках варварство и мрак, ; именуя эту эпоху «кровавым и преступным ; безумием». Гиббон ярко рисовал мертвящее влияние церкви и монашества на духовную власть в те времена. Особенно резко он нападал на нетерпимость и фанатизм церкви, а деятелей Реформации осуждал за нерешительность и половинчатость, за то, что они пошли на компромисс с церковью и восприняли у нее те же нетерпимость и фанатизм. Духовенство и церковники ненавидели Гиббона, обвиняя его в атеизме. В действительности он был деистом и считал религию полезной и необходимой для морального совершенствования человечества, но хотел «очистить» ее от суеверий и заблуждений.
В своих политических взглядах Гиббон был недостаточно последовательным. Он считал буржуазию самой полезной и уважаемой частью населения страны. Однако он полагал, что власть должна принадлежать не буржуазии, ,а дворянству и аристократии. Позиция Гиббона в какой-то мере отражала неподготовленность английской буржуазии того времени к самостоятельной политической роли.