Уроки 30-32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
Уроки 30-32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва различаем. Какие же трудности мы встречаем при изучении далекого прошлого?
Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Следовательно, историческое описание может быть неточным.
Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, к каким последствиям привело, какие цели преследовались и т. д. При этом он невольно переносит в прошлое черты той эпохи, в которой он сам живет. То есть он вносит определенный субъективизм.
Попробуем и мы, погрузившись в далекое прошлое, обнаружить и проанализировать общую направленность развития человечества, т. е. создать макротеорию общественно-исторического процесса.
Человеческое общество прошло в своем развитии несколько этапов. Для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных подхода: форлшцыонный и цивилизаци-онный.
Понятие «цивилизация»
- Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.
Локально-стадиальный подход
Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому
Русский мыслитель второй половины XIX в. Николай Яковлевич Данилевский в книге «Россия и Европа» предложил очень широкое понятие культурно-исторического типа. В цивилизации он видел наиболее творческий период его развития. Цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю. Они рождаются, расцветают, гибнут. Н.Я. Данилевский (учение о культурно-исторических типах Культурно-исторический тип (имеет свою историю, судьбу, предназначение). Цивилизация - наиболее творческий этап его развития.
Типы цивилизаций:
• первичные (в них нет ведущего начала, определяющего их смысл) -египетская, китайская, иранская, некоторые другие;
• одноосновные (имеющие одно выраженное начало, от которого происходят все их особенности) - еврейская (религия), древнегреческая (культура), древнеримская (политика);
• двухосновные (покоящиеся на преобладающем развитии двух начал) - европейская (политика и культура);
• объединительные (в гармонии развивающая начала политические, культурные, религиозные и нравственно-экономические) - славянская (пока не как реальность, а как возможность).
Типология культур по О. Шпенглеру
Немецкий философ Освальд Шпенглер издал в 1918 г. первую часть книги «Закат Европы». В ней он четко разграничивал понятия цивилизации и культуры.
Цивилизация понималась им как стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения, потери творческих сил. Говоря о культурах, О. Шпенглер подчеркивал их изолированность и самостоятельность, выделяя всего восемь: • египетскую; • вавилонскую; • индийскую; • китайскую; • арабо-византийскую; • греко-римскую; • западную; • культуру инков.
По Шпенглеру, цивилизация сопровождается процессами «омассов-ления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализации форм и способов человеческого существования - хозяйства, политики, техники, науки и т. д. Неизбежными спутниками «цивилизации» являются мировые войны, цель которых - глобальное господство над миром государства-победителя.
Цивилизация переживает стадии: • упадка; • умирания культуры; • окостенения; • потери творческих сил.
Цивилизации (их 8):изолированы и самостоятельны
Вопросы
- Что понимал под культурно-историческим типом Н. Данилевский?
- Как определяет цивилизацию А. Тойнби?
- Охарактеризуйте понимание цивилизации по Шпенглеру и его типологию культур.
- Сделайте общий вывод о главной «единице» общественно-исторического процесса основателей локально-цивилизационного подхода.
- Используется данная концепция в наши дни? Какие сильные стороны данного подхода к изучению исторического процесса вы можете назвать? В чем его слабые стороны?
Учение О. Тоффлера
«Первая волна» - 10 тыс. лет назад началась первая волна крупных изменений. Она преобразовала племена кочевников в оседлых крестьян. Результат - зарождение традиционного общества.
«Вторая волна» - 300 лет назад превращение общества аграрного в индустриальное.
«Третья волна» - наши дни. Мир вступил в постиндустриальное общество.
Американский ученый О. Тоффлер ввел понятие «информационное общество». Сместив некоторые оценки постиндустриального общества, он назвал его обществом «третьей волны» или «информационным» обществом. По мнению Тоффлера, общество «третьей волны» возникает в результате более масштабных и глубоких изменений, чем индустриальное общество. Трансформации, сопровождавшие его возникновение, сравнимы только с переходом от варварства к цивилизации. Становление информационного общества обусловливается доминированием «четвертого», информационного сектора экономики, следующего за сельским хозяйством, промышленностью и сферой услуг. При этом капитал и труд как основа индустриального общества в информационном обществе уступают место информации и знанию. В аграрной экономике хозяйственная деятельность связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания (решающий фактор - доступность хорошей земли), в индустриальной экономике - с производством товаров (решающий фактор - чаще всего капитал), в информационной экономике на первый план выступает информация, позволяющая сделать эффективными все другие формы производства и тем самым создать больше материального богатства (решающий фактор здесь - знание).
«Третья волна», по мнению Тоффлера, несет с собой совершенно новый образ жизни, основанный на возобновляемых источниках энергии; на методах производства (технологиях), в корне отличающихся от старых фабричных сборочных линий; на ином совмещении досуга и работы, которое Тоффлер называл «электронным коттеджем»; на радикально преобразованной системе образования и получения научных знаний. Тоффлер отмечает, что эффективность власти в информационном обществе определяется не принуждением, господствующим в аграрном обществе, и не богатством, как в индустриальном обществе, а знаниями. Знания позволяют достичь искомых целей с минимальным расходом ресурсов власти. Они подчиняют себе силу и богатство и становятся определяющим фактором функционирования власти. Фундаментальные принципы информационного общества - свободный доступ всех и каждого гражданина к информации, право на получение знаний.
В обществе «третьей волны» пересматриваются сложившиеся принципы социальной системы.
Стандартизация заменяется многообразием. Предприятия отходят от традиционного массового производства товаров и услуг, что влечет индивидуализацию потребления.
Осуществляется децентрализация. Во всех странах наблюдается необычайная активность местных организаций, выступающих против государственной централизации. «В современном менеджменте, - пишет Тоффлер, - децентрализация стала магическим словом, и многие предприятия торопятся раздробить свои отделения на все меньшие и меньшие автономные единицы».
Распространяется минимизация. Ориентированная на крупномасштаб-ность, индустриальная экономика доходит до своего предела. Индустриальные гиганты, недостаточно восприимчивые к новациям, вытесняются более мобильными и гибкими мелкими предприятиями. К тому же экологические факторы делают невозможным дальнейшее существование промышленных гигантов, так как биосфера не может больше выдерживать их натиска, а используемые ими невосполнимые источники энергии близки к истощению.
Происходит отказ от принципа синхронизации. Предприятия переходят на скользящий график, увеличивается объем ночной работы, возрастает мастичная занятость. Широкое распространение компьютеров способствует индивидуализации труда и экономии времени. Традиционным громоздким корпорациям Тоффлер противопоставляет «малые» экономические формы (индивиду&чьная деятельность на дому, так называемый «электронный коттедж»). Они включены в общую структуру информационного общества с его инфо-, техно- и другими сферами человеческого бытия. Тоффлер выдвигает проект «глобальной электронной цивилизации» на основе синтеза телевидения, компьютерной службы и энергетики - «телекомпьютерэнергетики». «Компьютерная революция» постепенно приводит к замене традиционней печати «электронными книгами», изменяет идеологию, превращает безработицу в обеспеченный досуг.
Вопросы
- Какую иную типологию цивилизаций предложил американский социолог Д. Белл?
- Что собой представляет теория исследователя О. Тоффлера?
- Охарактеризуйте учение американского социолога У. Ростоу.
- Какие черты в характеристике постиндустриального общества отмечают современные исследователи?
- Какой главный фактор они выделяют в характере развития современного общества?
- Согласны ли вы с ними?
Типы социальной динамики
Мы уже поняли, что исторический процесс - это общество в динамике, т. е. в развитии, в движении, изменении. Как же функционирует общество?
Социальные изменения - это переход тех или иных социальных объектов из одного состояния в другое, появление у них новых свойств, функций, отношений. Социальные изменения могут происходить в разных формах:
• эволюция - это постепенные, непрерывные изменения, переходящие одно в другое без скачков и перерывов;
• социальная революция - это коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества;
• реформа - переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении существующего общественного строя,
Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние.
Социальное движение - рассматриваются разные типы социальной динамики:
• линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития. Такой тип связан с понятием прогресса и регресса;
• циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем;
• спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом качественном уровне.
Факторы изменения социума
Слово фактор означает причину, движущую силу исторического процесса.
Что же движет историческим процессом? Работая с п. 2 § 14, заполните таблицу:
Факторы изменения социума
Факторы | Сущность взглядов |
Природные факторы | Ш. Монтескье считал их определяющими, полагая, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности |
Духовные факторы | Сторонники подобного подхода утверждали: «Идеи правят миром». Некоторые считали, что отдельные личности способны править миром |
Материальные факторы | К. Маркс указывал на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, люди должны были есть, пить, иметь жилище, а значит, производить все это |
Техногенный фактор | Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества |
Комбинированный подход | Некоторые ученые полагают, что следует учитывать взаимодействие самых различных причин п условий развития |
Итог
- В чем смысл понятия «исторический процесс»?
- Чем различаются существующие в науке представления о типах социальной динамики?
- Как вы относитесь к утверждению К. Маркса, что революции - локомотивы истории?
- Какие факторы, на ваш взгляд, воздействуют на исторический процесс?
- Кто творит историю?
- Выполните задания к § 14.
Домашнее заданиеВыучите § 14, выполните задания.
Прогресс и регресс
- Работая с предложенным материалом, ответьте на вопросы и выполните задания.
Противоречивость прогресса
Если сделать попытку графически изобразить прогресс человечества, то получится не восходящая прямая, а ломаная линия, отражающая подъемы и спады, ускоренное движение вперед и гигантские скачки назад. В истории разных стран были периоды, когда общественный прогресс замирал, а прогрессивные силы общества подвергались гонениям.
Разные направления общественного прогресса:
- Какие выводы вы сделали из работы над данными графиками? (Вывод о противоречивости общественного прогресса.)
- Как вы думаете, почему общественный прогресс противоречив? Другими словами говоря, процесс противоречивости -это объективный процесс? Или его можно избежать?
- Покажите на конкретных примерах плюсы и минусы общественного прогресса.
- Вы убедились, что общественный прогресс - это явление крайне сложное и противоречивое. Нетрудно заметить, что практически любое явление жизни общества имеет оборотную сторону и может быть неоднозначно оценено с позиций общественного прогресса. Являются ли положительными изменения, которые оплачиваются столь высокой ценой, прогрессивными?
- Можно ли при такой неоднозначности перемен говорить об общественном прогрессе в целом?
Итог
- Что означает слово «прогресс»?
- Чем объяснить многообразие взглядов на прогресс?
- В чем заключается противоречивость общественного прогресса?
- Какой критерий прогресса можно признать универсальным? В чем его преимущества?
- Почему пути и формы общественного развития многообразны?
- В чем вы видите смысл выражения «единство многообразного общественного развития»?
- Выскажите свою точку зрения по поводу революционного и эволюционного путей развития общества. Что, на ваш взгляд, в мировой истории было эффективнее, если говорить о прогрессе, революции или реформы?
Домашнее заданиеВыучите § 15, выполните задания.
Уроки 30-32. Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии». Часто это высказывание употребляют, когда говорят об истории. Действительно, нам, погруженным в проблемы сегодняшнего дня, сложно понять свой мир. Порой мы гораздо лучше представляем себе отдаленные времена. Но если говорить о древних цивилизациях, то они находятся на таком «расстоянии» от нас, что мы их уже едва различаем. Какие же трудности мы встречаем при изучении далекого прошлого?
Историк обращается к миру, которого уже нет. Он должен воссоздать его, опираясь на те свидетельства, следы, которые дошли до наших дней. Следовательно, историческое описание может быть неточным.
Историк не ограничивается лишь реконструкцией и описанием события. Он пытается выяснить, к каким последствиям привело, какие цели преследовались и т. д. При этом он невольно переносит в прошлое черты той эпохи, в которой он сам живет. То есть он вносит определенный субъективизм.
Попробуем и мы, погрузившись в далекое прошлое, обнаружить и проанализировать общую направленность развития человечества, т. е. создать макротеорию общественно-исторического процесса.
Человеческое общество прошло в своем развитии несколько этапов. Для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных подхода: форлшцыонный и цивилизаци-онный.
Понятие «цивилизация»
- Работая с представленным материалом, ответьте на вопросы.