Реформы и контрреформы в России во второй половине XIX века

Название и время проведения реформы Содержание реформы Время проведения и содержание контрреформ правительства Александра III

Следует обратить внимание на неадекватное развитие экономики пореформенной России (ускорение темпов развития капитализма) и политической системы (сохранение архаичной самодержавной монархии) как источник противоречий и социальных конфликтов.

2.Второй вопрос предполагает анализ последней в условиях царской России попытки модернизировать страну путем создания парламента (законодательной Государственной Думы) и ликвидации пережитков феодализма в деревне в ходе аграрной реформы П.А. Столыпина. Следует рассмотреть процесс возникновения и роспуска I, а затем II Государственной Думы. Выделить основные вопросы, остроту которых пытались ослабить III и IV Государственные Думы: рабочий, крестьянский, национальный. Показать половинчатость (в отношении рабочего вопроса) и противоречивость (в отношении национального вопроса) законопроектов, которые рассматривал и утверждал российский парламент.

При рассмотрении аграрной реформы П.А. Столыпина необходимо обратить внимание на 1) цели реформы (в особенности – политические), 2) методы её проведения и 3) её итоги. Изучив материал, ответьте на вопрос: «Можно ли согласиться с утверждением, что столыпинская реформа потерпела крах?»

2 Логическое задание

В одном из учебников по истории Отечества при характеристике экономического развития России во второй половинеXIXв. написано:

«Ежегодно в середине 70-х в России производилось машин на 2,3 млн. руб. и ввозилось на 1,6 млн., а в середине 90-х производство оценивалось в 9,5 млн. руб. и ввоз в 5,2 млн.руб., т.е. общее потребление машин возросло с 4 млн. руб. до 14,6 млн. руб., или в 3,5 раза».

Можно ли согласиться с таким утверждением? Дайте аргументированный ответ в письменном виде.

СЕМИНАР 2. Исторический эксперимент социалистического

Строительства в СССР и его итоги

1.Тоталитарное государство и общество во второй половине 40-х – нач. 50-х годов XX в.

2. Либерализация общественно–политической системы и экономические
эксперименты 50-х – сер. 60-х годов XX в. Экономическая реформа А.Н. Косыгина.

3. Нарастание застойных явлений в экономической и социальной сферах.
Политический и духовно-нравственный кризисы в советском обществе в
начале 80-х годов XX в.

Термины

Социализм, коммунизм, тоталитаризм, коллективизация, индустриализация, культурная революция, «оттепель», хозрасчет, стагнация, диссидент.

Темы докладов

Военный коммунизм» и НЭП – две альтернативные модели экономического развития.

Великая Отечественная война: причины, этапы, итоги, значение.

Диссидентское движение в СССР в 70-х – первой половине 80-х годов.

ЛИТЕРАТУРА К СЕМИНАРУ № 2

- основная:

1.Артёмов, В. В. История для технических направлений : учебник для тех. напр. / В.В. Артёмов, Ю.Н. Лубченков. – М. : Академия, 2014 .– 254, [2] c.

2. История для бакалавров: учебник для студентов вузов / П.С. Самыгин, С.И. Самыгин, В.Н. Шевелев, Е.В. Шевелева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2014. – 573 с. (ГРИФ).

3. Данилевский И.Н., Шубин А.В., Земцов Б.Н. История России. – СПб.: Питер, 2013. – 810 с. – ISBN 978-5-496-00153-3; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=219343&sr=1

4. Семин В.П. История России: учебник. – М.: КноРус, 2013. – 438 с. – ISBN: 978-5-406-02755-4; То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=253116.

-дополнительная:

– Ольштынский, Л.И. Курс истории для бакалавров [электронный ресурс] : учебное пособие / Л.И. Ольштынский. – М. : Логос, 2012. – 407 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=119480&sr=1

Чз – Фортунатов, В. В. История : учеб.пособие [для бакалавров] / В. В. Фортунатов. – СПб. : Питер, 2014.–462, [2] с.

Чз – История России для технических вузов : учебник для бакалавров / [А. А. Чернобаев [и др.] ] ; под ред. М. Н. Зуева, А. А. Чернобаева .– 4-е изд., перераб и доп. – М. : Юрайт, 2014.– 639,[1] c.

–Кузнецов И.Н. Отечественная история: учебник [электронный ресурс] : Учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. – М. : Дашков и Ко, 2011. – 815 с. Режим доступа : http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=116019&sr=1

Чз, Аб – Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М.: НОРМА, 5-е изд., перераб. и доп. 2009. – Гл.11, §1, 3; Гл.13, §2,3; Гл.14, §1.

Чз, Аб –Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: КДУ, 10-е изд., 2009. – Тема 8, Тема 10.2.

Чзп – Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР на международной арене //Отечественная история.– 2006.– №2. – С. 56–73; №3. – С. 139-152.

Чзп – Васин А.Н., Велембовская К.М. Комитет «Помощь России в войне». Американская гуманитарная помощь СССР в годы Великой Отечественной войны//Новая и новейшая история.– 2013.– №4. – С. 84-99.

Чз – Геллер М., Некрич А. История России. 1917–1995. В 4-х т. – М.: «МИК», «Агар», 1996. – Т. 3, 4.

Чзп – Савельев А.В. Политическое своеобразие диссидентского движения в СССР 1950–70-х гг. //Вопросы истории.– 1998.– №4. – С. 109–121.

Ахл – Стародворцева Н.П. Альтернативы политического развития России в 1917 году. – Смоленск: СГИИ, 2000. – С. 3-41.

– Стародворцева Н.П. Власть и общество в 1917 году в современной историографии //Известия СмолГУ. – 2015. – №3. – С.305-317.

Чзп – Шестаков В.А. Политика Н.С. Хрущева в аграрной сфере: преемственность и новации //Отечественная история.– 2006.– № 6. – С. 106–119.

– История России. Учебник/ Под ред. Г.Б. Поляка – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити–Дана, 2012. – 687 с. - ISBN: 978-5-238-01639-9. То же [Электронный ресурс]. – URL:

http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115299&sr=1

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ К СЕМИНАРУ №2

1 Методические указания по подготовке к семинару

Цель семинара– проследив процесс создания «государственного социализма» в СССР, показать историческую обусловленность преобразований в экономической, политической и идеологической сферах.

1. Раскрыв значение термина «тоталитаризм», выделите основные черты тоталитарного государства (наличие единственной партии, лидер которой является и лидером государства; сращивание партийного и государственного аппаратов; господство единой общеобязательной идеологии; подавление оппозиции; репрессии; милитаризация общественной жизни; централизованное плановое хозяйство; всесторонний контроль за жизнью общества) и докажите (проиллюстрируйте конкретными примерами) их наличие в СССР во второй половине 40-х – нач. 50-х гг.

2. Вопрос № 2 предполагает анализ попыток смягчить административно-командную систему, не меняя ее принципиально, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, демократизировать внутриполитическую жизнь. Особое внимание следует уделить содержанию хозяйственной реформы 1965 г., разработанной под руководством А.Н. Косыгина (изменение системы оценки деятельности предприятия, сокращение числа показателей, доводимых «сверху», создание из отчислений от прибыли фондов, стимулировавших развитие предприятий, и т. д.).

3. Рассматривая последний вопрос, следует показать нарастание консервативных тенденций в идеологии и в политике правящей партии,
формирование механизма торможения в экономической сфере, распространение кризисных явлений на духовно-нравственную сферу:

­ упадок этики, снижение моральных критериев, массовое воровство;

­ неуважение к честному труду и агрессивная зависть к любым
повышенным трудовым доходам;

­ неверие в провозглашаемые цели и намерения, апатия и
безразличие;

­ паразитическая уверенность в гарантированной работе и социальной безопасности;

­ физическая и духовная деградация части нации на почве пьянства и
безделья.

Смена политического курса в этих условиях становилась необходимой и неизбежной.

Тема эссе

Наши рекомендации