Дополнительные темы для СРС.

1.История и опыт российского парламентаризма (XVI – XVII вв.; нач.XX в.). Форма отчетности: составление аннотированного каталога. (3 часа)

2.Великая Отечественная война в современной российской историографии.(3 часа). Тема предполагает самостоятельное изучение студентом одной из статей по истории Великой Отечественной войны (из перечня, предложенного преподавателем), опубликованных в новых номерах исторических и историко-публицистических журналов («Российская история», «Новая и новейшая история», «Родина» и др.). Форма отчетности: составленные студентом тезисы изученной статьи.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Успешное изучение курса требует посещения лекций, активной работы на практических занятиях, выполнения всех учебных заданий преподавателя, ознакомления с основной и дополнительной литературой.

Во время лекции студент должен вести краткий конспект. Работа с конспектом лекций предполагает просмотр и доработку студентом конспекта в тот же день после занятий. При этом необходимо пометить материалы конспекта, которые вызывают затруднения для понимания. Попытайтесь найти ответы на затруднительные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулируйте вопросы и обратитесь за помощью к преподавателю по электронной почте, на консультации или ближайшей лекции.

Регулярно отводите время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

На семинарские занятия выносятся темы, наиболее важные для
понимания закономерностей и особенностей российского исторического
процесса. Цель семинарского занятия – помочь студенту освоить программу курса, научить работать с учебной литературой, с таблицами и схемами, проконтролировать его самостоятельную работу с целью формирования требуемых компетенций и подготовить студента к сдаче дифференцированного зачета.

Студенту необходимо получить зачет по каждой теме семинарских занятий. Зачет можно получить:

• если студент активно работает на семинаре, выступая с ответом по
основному вопросу, с дополнением, с комментарием ответа, задает вопрос(-ы) отвечающим на семинаре, участвует в дискуссии;

• если студент делает сообщение или доклад на семинаре;

• если студент сдает конспект ответов на вопросы семинара (конспект
не засчитывается, если не все вопросы семинара раскрыты, если вместо конспекта предлагается ксерокопия страниц учебника или распечатка из Интернета).

Конечная цель подготовки к занятиям – умение ответить на вопросы плана.

► Какподготовиться к семинару?

Ø Заблаговременно начать подготовку к семинару.

Ø Вопросы плана и методические указания к ним необходимо внимательно прочитать, так как они помогут Вам правильно отвечать на вопросы, то есть заострят Ваше внимание на наиболее важных аспектах темы, помогут найти соответствующий материал в учебной литературе.

Ø Основная учебная литература,с которойВы должны ознакомиться, предложена в плане семинара.

Ø Дополнительная учебная литература.При наличии у Вас достаточных навыков самостоятельной работы, Вы можете готовиться и по другим пособиям. Их на сегодняшний день издано множество. Мы же рекомендуем в те, которыми располагает библиотека филиала НИУ «МЭИ» и которые можно легко найти через электронные библиотечные системы.

При этом список литературы к семинару содержит указание на тот отдел библиотеки филиала НИУ «МЭИ», где находится данный источник. Используются следующие обозначения:

Аб– абонемент учебной литературы;

Чз– общий читальный зал;

Чзп– читальный зал периодики;

Ахл– абонемент художественной литературы;

Исо– информационно-справочный отдел.

Если при указании источника информации отсутствует ссылка на отдел библиотеки, значит, данного пособия нет в библиотеке филиала, его можно найти в электронной библиотеке или в областной научной библиотеке им А.Т. Твардовского.

Старайтесь не ограничиваться одним источником информации, так как это сделает Вашу работу поверхностной и не даст глубоких знаний по предмету, а также не позволит Вам получить высокую оценку. Не стремитесь также использовать очень большое количество литературы, так как Вы можете просто «утонуть» в материале. Оптимальное количество источников для подготовки к семинару – 2-4.

Список дополнительной литературыпредлагаетсяк каждому семинару. Вы можете воспользоваться этими источниками информации, если Вы подробно изучили основную литературу и хотите расширить свои знания по вопросам.

► Какработать с литературой?

Шаг 1.Прочтите информацию по одному и тому же вопросу семинара,содержащуюся в разных учебных пособиях. Составьте план письменногоответа и только после этого приступайте к письменному изложению
материала. Вы должны дать самостоятельные ответы на поставленные
вопросы, чтобы доказать понимание тех или иных исторических
процессов и событий, а не автоматически переписывать страницы или абзацы
из учебников. При этом ответ на вопрос должен быть кратким, четким, логически связным (см. термин «конспект» в словаре иностранных слов).

Шаг 2.Все вопросы семинара должны быть выделены (обозначены) в тексте конспекта. Старайтесь структурировать текст, то есть подчеркивать определения, начинать рассмотрение новых проблем с новой строки, выделять главные моменты, перечислять причины, итоги, определенные признаки какого-либо явления «в столбик», то есть каждый тезис – с новой строки.

Шаг 3.Особое внимание необходимо уделять причинам, особенностям, ипоследствиям тех или иных процессов и событий. В истории все
процессы и события взаимосвязаны и влекут за собой цепь новых
событий и процессов. Необходимо учиться понимать, почему именно в этот век (год), именно в этой стране произошли именно эти события. Уделяйте внимание определению хронологических (временных) рамок тех или иных исторических событий или процессов, так как это помогает лучше представлять материал и конкретизирует информацию.

Помните: студент отличается от школьника умением анализировать материал. Школьник, как правило, отвечает на вопросы «Что? Где? Когда?». Студент анализирует факты и явления и строит ответ по иному плану: в первую очередь, отвечает на вопрос «Почему данное явление возникло?». Затем характеризует его, отвечая на вопросы «Что? Где? Когда?». В итоге делает выводы об итогах и значении данного явления – отвечает на вопрос «Каковы его итоги и последствия?».

Шаг 4.Если Вам необходимо охарактеризовать какой-либо период истории России или иной страны, то постарайтесь построить свой ответ по следующему плану:

• характеристика экономических процессов;

• характеристика политического устройства (развитие органов власти и управления в этот период);

• характеристика внутренней и внешней политики;

• характеристика социальной сферы (общества);

• характеристика духовной культуры (мировоззрения, религии, науки и образования, искусства).

Шаг 5. Правильно употребляйте термины. Значения всех незнакомых, непонятных слов, встречающихся в учебной литературе, должны быть Вами изучены по справочной литературе (Большой энциклопедический словарь, Словарь иностранных слов и др.). Термины, включенные в задание к семинару, обязательно должны быть раскрыты в конспекте. Посмотрите упоминаемые географические названия на исторических или географических картах, так как это поможет Вам лучше понять материал.

Шаг 6.В конце конспекта необходимо поместить список учебной литературы, электронных образовательных ресурсов и источников информации, которые были использованы Вами для подготовки к семинару. Образцы библиографических описанийв соответствии с действующим ГОСТ и ссылок на электронные ресурсы Вы можете получить в читальном зале библиотеки филиала (к. 203а), а также на сайте библиотеки (sbmpei.ru/content/library).На него можно зайти и с сайта филиала.

Шаг 7.Последний этап работы заключается в систематизации накопленного материала, составлении плана устного ответа и в тренировке ответа, то есть в пересказе материала по составленному плану.

Шаг 8.На семинарских занятиях, за счет ответов выступающих и участвующих в обсуждении студентов, следует дополнить сделанные дома записи по теме. Таким образом, накапливается материал для повторения перед итоговым собеседованием.

Самостоятельная работа студентов (СРС)по дисциплине играет важную роль в ходе всего учебного процесса. Методические материалы и рекомендации для обеспечения СРС содержатся в данном пособии (Разделы 1-9), а также готовятся преподавателем по отдельным темам и выдаются студенту.

При подготовке к зачёту в дополнение к изучению конспектов лекций и конспектов вопросов семинарских занятий, других письменных работ, необходимо пользоваться учебной литературой, рекомендованной в настоящем учебно-методическом пособии.

Наши рекомендации