ВОПРОС 7. . Летопись как вид исторических источников.
Летопись в широком смысле – это исто.рические сочинения, в которых изложение ведется строго по годам и сопровождается хронографическими, календарными, а то и хронометрическими данными. В этом они совпадают с западными анналами (лат. – год, т.е. изложение событий строго по годам) и хрониками.
Летопись в узком смысле – это реальные летописные тексты, сохранившиеся в одном или нескольких списках. Небольшие летописи регионального или кратковременного характера называют летописцами. Но, как правило, летопись – это комплекс списков, объединенных в одну редакцию (к примеру – Ипатьевская летопись). Считается, что в основе комплекса списков – один общий текст.
Летопись является главным источником по истории России X - XVII вв. Вся нарративная (текстовая) часть истории этого периода взята из летописей и является их переложением. Истории известно более 200 списков летописей. Большая часть их опубликована в Полном собрании русских летописей (ПСРЛ).
Каждый летописный список имеет условное название:
1) по месту хранения (Ипатьевский, Кенигсбергский, Синодальный)
2) по имени владельца (Радзивилловский список)
3) по имени заказчика или переписчика (Лаврентьевская)
4) по летописному центру, где составлялась (Новгородская)
Если названия совпадают, то спискам даются номера (допустим Псковских – 3, Новгородских -5 и т.д.)
Летописание велось на Руси с XI по XVII вв. В XVI - XVII вв. летописание постепенно заменяются хронографами. В XIX в. установили, что почти все летописи – это компиляции, т.е. своды предшествующих летописей. Свод – это реконструкция раннего текста, лежащего в основе позднего.Самый ранний текст называется – протограф (греч. пишу – первоначальная рукопись которая легла в основу последующей).
ВОПРОС 8. Законодательные акты как исторический источник.
Издание законов – одна из важнейших функций государства. Система законодательства отражает деятельность государственных институтов в этой сфере. Поэтому изучение памятников истории невозможно без документов, которые зафиксировали совокупность правовых норм данного государства в данный период.
В традиционном обществе человек редко сталкивался с законом. Большую часть его повседневных отношений и его поведение определяли нормы обычного права – обычаи, традиция. В силу своей обычности они слабо рефлексировались – т.е. отражались в источниках, т.к. не нуждались в санкции (утверждении государства). Фиксировались различия между обычаем и правом, санкционированные государством, когда возникали новые отношения или новые социальные группы.
Большая роль обычного права на Руси объясняется отдаленностью традиций римского права. Его место отчасти занимает каноническое право, пришедшее из Византии.
Русская правда
Самые древние нормы права на Руси зафиксированы частично. В договорах с греками 907, 911, 945 гг. мы видим ссылки на Закон Русский. Они разрозненны и попытки на их основе реконструировать этот Закон пока не увенчались успехом. Считается что Закон Русский – это запись норм обычного права восточных славян. Они легли в основу первого письменно памятника права на Руси – Русской Правды.
Древнейший памятник светского права – это Краткая Правда (датируется 20-70-ми гг. XI в.). Это кодекс норм прецедентного права. Здесь видимо регламентируются отношения в пределах княжьего или боярского хозяйства, выходящие за рамки обычая по схеме: князь – дружинник – слуги – общинники. Остальные отношения регулировались нормами обычного права.
Краткая Правда сохранилась в двух списках XV в. Источник - Новгородская I летопись. И в 11 списках XVIII-XIX вв.
Следующий памятник - Пространная Правда (датируется 20-30-ми гг. XII в.) Некоторые историки связывают ее появление с восстанием Новгородцев в 1207-1208 гг. и относят к началу XIII в. Известно более 100 списков в составе различных юридических сборников. Самые ранние – Синодальный список Кормчей книги (1282 г.) и Троицкий список Мерила праведного (вторая половина XIV в.). Остальные списки относятся к XV-XVIII вв.
Пространная Правда – это цельный памятник созданный на основе Краткой Правды и Устава Владимира Всеволодовича Мономаха (1113 г.). Она в 5 раз больше Краткой Правды отсюда и название. Пространная Правда была распространена про все Руси, но при этом не известна её официальность.
Спорный памятник – Сокращенная Правда(датируют концом XV в.). Известна в двух списках XVII в. По официальным данным появилась в Пермской земле после присоединения. Она считается сокращением Пространной Правды соответственно отсюда и название.
Русская Правдатеряет значение как источник права с начала XIV в., а с начала XV в. перестает включаться в юридические сборники для практического применения. Она сохраняется только в летописных сводах, при этом её текст перестает развиваться. Памятники древнерусского канонического права
Канон (прямая палка) – это правило – правило веры в христианстве. В их основе лежат апостольские правила и решения Вселенских и местных соборов. Причина появления новых канонов - это стремление к установлению единообразия церкви. Там, где не было канона, оставался обычай. К моменту крещения Руси обычай был уже вытеснен каноном.
Отметим, что нормы канонического права изучает каноника.
б) Каноны святых Апостолов
в) Каноны вселенских соборов
г) Каноны поместных соборов
д) Каноны отцов церкви
Е) Юридические сборники
С XI в. на Руси юридические сборники это сборники Кононов. С XIII в. – это Кормчие книги. В которые входили нормы канонического права, комментарии к ним, постановления византийской власти по церковным вопросам. Известно до 180 списков датированных XII-XIX вв. Из них большая часть относится к XV-XVI вв. Самые известные – это Сборники 14 титулов (XI в.) В конце XIII в. возникает Мерило праведное. Известно 5 списков XIV-XVI вв. Оно являлось пособием для судей по каноническому праву.