Литературные, публицистические и житийные произведения 12-15в.в.

Наиболее ярким произведением русской эпической поэзии является «Слово о полку Игореве», посвященное описанию неудачного похода 1185г. на половцев чернигово-северских князей во главе с новгород-северским князем Игорем Святославовичем. «Слово» могло быть создано между 1185-1187г. Характеристики русских князей 11-12в.в., данные автором «Слова», профессиональное описание дружинной стихии (боя, соколиной охоты), четкое понимание политической обстановки на Руси 12в. – все это говорит о том, что «Слово» было создано поэтом 12в., человеком близким воинскому окружению русского князя. «Слово о полку Игореве» - памятник идеологии своего времени. Значение его как источника состоит в достоверном отражении взаимоотношений сил русских князей 12в. Будучи создано в период феодальной раздробленности Руси, «Слово» страстно призывало к ее государственному единству и сплочению князей в борьбе с внешними врагами.

По своей идейной направленности и высокому эмоциональному настрою «Слово о полку Игореве» перекликается с другим произведением древнерусской литературы – «Словом о погибели Русской земли». «Слово по погибели» известно по двум рукописям 15-16в.в. Величественная панорама могучей Руси омрачается началом рассказа о бывших и настоящих усобицах князей, о набегах иноземцев. Автор «Слова о погибели» как бы предчувствует, что эти раздоры навлекут на его родную землю новые напасти, новую «погибель» от нашествия врагов. Обращаясь к примерам прошлого, он зовет Русь к единству действий.

Публицистика. Большое историческое значение имеют произведения 11-13в.в., известные под названием «Послание», «Слово», «Поучение». Среди этих памятников есть сочинения светские и церковные. Сохранившееся в ряде списков «Слово Даниила Заточника» представляет послание с просьбой о милости. Оно составлено неким Даниилом и обращено к новгородскому князю Ярославу Владимировичу. Свое «Слово», включавшее множество социальных и бытовых описаний, Даниил составил в форме притч и изречений, что делало его произведение очень популярным на Руси.

К другой разновидности гражданской литературы относится «Поучение Владимира Мономаха». Оно известно в одном списке, помещенном как вставка в Лаврентьевскую летопись под 1096г. Однако «Поучение» написано значительно позднее (около 1117г.). Под общим названием «Поучение» объединены три различных сочинения: поучение к детям, воспоминания и послание к своему противнику Олегу Черниговскому. Большое место в этом произведении занимают описание военных походов и княжеских охот, наставления по ведению хозяйства. События жизни автора «Поучения» являются и фактами политической истории Руси конца 11 – начала 12в., его взгляды отражают мировоззрение дальновидного государственного правителя. Этим определяется место и значение «Поучения Владимира Мономаха» как исторического источника.

Значительный историко-философский материал содержится в церковных «Словах», «Поучениях», «Хождениях». Наиболее ранним произведением такого характера является «Слово о законе и благодати и похвала кагану нашему Владимиру», составленное митрополитом Илларионом между 1037-1050г.г. В «Слове», отражающем борьбу религиозных и политических идей в Киеве 11в., превозносятся государственная мощь Руси и христианство (благодать) в противоположность иудаизму (закону), который был религией враждебного Руси Хазарского каганата.

Житийная литература.Русские жития по своей идейной направленности и содержанию стоят на грани церковных «Слов» и «Поучений», с одной стороны, и исторических повестей – с другой. В них, как правило, переплетаются религиозно-нравственная проповедь и историко-бытовое повествование. Ранний житийных произведений (до 15-16в.в.) сохранилось сравнительно немного, да и те большей частью в поздних списках. Рисуя, хотя и несколько односторонне, духовный мир человека Древней Руси, произведения русской агриографии дают конкретно-исторические свидетельства о взаимоотношениях князей, военных столкновениях и дипломатических связях, о выступлениях городской бедноты и крестьян («Житие Авраамия Смоленского» - 13в.), о состоянии образования («Житие Ефросинии Полоцкой» - 14в.).

особую форму агиографических произведений представляют житийные сборники: «Патерики» (сборники рассказов о монахах), «Прологи» (сборники житий краткой редакции), «Четьи-Минеи» (сборники житий пространной редакции, предназначенные для повседневного чтения). Из житийных сборников раннего периода необходимо отметить «Киево-Печерский патерик», сложившийся в течение 13-14в.в. и дошедший до нас в двух редакциях: редакции тверского епископа Арсения 1406г. и редакции монаха Печерского монастыря Касьяна 1462г. Сборник состоит из сказания об основании Киево-Печерского монастыря, жития одного из основателей этого монастыря Феодосия, двух монашеских посланий и рассказа о двадцати шести Печерских черноризцах. Поскольку Киево-Печерский монастырь стоял в центре политической жизни Киевской Руси, описания, связанные с жизнью его обитателей, людей разного социального ранга, имеют большую историческую ценность.



Наши рекомендации