Разработка маршрута. Подбор источников для специализированной экскурсии
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.
Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.
Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.
Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.
Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута (улице, площади, мосту, шоссе), т. е. так называемых "петель";
- наличие доступности объекта (площадки для его осмотра);
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе;
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных и мест парковки транспортных средств.
28.Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.
Трудовые обязанности экскурсовода
В основные трудовые обязанности экскурсовода входит:
• собирать и изучать исторические материалы и документы
• разрабатывать личную технику рассказов и выступлений
• заниматься организацией встреч и комфортного перемещения группы
• выбирать благоприятное место расположения тургруппы для проведения экскурсионных бесед
• читать экскурсионные лекции по культуре и истории
• проводить инструктаж по соблюдению мер предосторожности при осмотре достопримечательностей
• заполнять необходимую экскурсионную документацию
• координировать поведение группы в чрезвычайной ситуации
• оказывать первую медицинскую помощь
• организовывать отъезд туристической группы с места экскурсии
Требования профессии. К тем, кто избрал для себя профессию экскурсовода, она предъявляет ряд требований. Среди них: склонность к участию в культурно-воспитательной работе; понимание значения экскурсии и своей роли в процессе воспитания; сознание своего долга; наличие хорошей дикции, определенных знаний по одной или нескольким экскурсионным темам; непримиримость к недостаткам, бескультурью, пережиткам прошлого в сознании и поведении людей; непрерывное пополнение и совершенствование своих знаний; чувство нового; инициатива и творческий поиск в работе; глубокое изучение интересов и запросов экскурсантов; дифференцированный подход к обслуживанию различных групп населения; воспитанность, высокая культура в работе и поведении, вежливость, тактичность в обращении с экскурсантами; владение методикой проведения экскурсий; любовь к своей профессии.
• Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свои работы, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.
• Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы “портфеля экскурсовода”, прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.
• Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.
29. создание экс агентства, примерный состав сотрудников, их обязанности
Экскурсионное бюро как турагент продает экскурсионный продукт туроператора, но может и самостоятельно создавать и реализовывать отдельные экскурсионные услуги.
Экскурсионное бюро может осуществлять деятельность как самостоятельное предприятие, а также быть структурным подразделением.
Этапы создания экскурсионного бюро предполагают выбор организационно-правовой формы предприятия, изготовление печатей, штампов, фирменных бланков, постановка бюро на учет в налоговой инспекции, в органах государственной статистики, в Пенсионном фонде, в фонде медицинского и социального страхования.
Для осуществления экскурсионной деятельности необходимы профессиональные сотрудники. В соответствии с квалификационными требованиями должности работников экскурсионного бюро подразделяются на три квалификационных уровня. Первый уровень – агент по приему заказов, кассир, курьер, стажер; второй уровень – экскурсовод, переводчик, гид-переводчик, организатор экскурсий; третий уровень – начальник бюро
Должностные обязанности начальника бюро
Начальник бюро осуществляет руководство коллективом, в первую очередь обеспечивает правильный подбор и расстановку кадров.
Осуществляя руководство работой экскурсионного бюро, начальник организует экскурсионное обслуживание гостей и туристов, посредством пешеходных и транспортных экскурсий и экскурсионных программ и услуг «встречи-проводы»Таким образом, одной из основных обязанностей начальника экскурсионного бюро является правильная организация труда работников, обеспечение необходимых условий для производительного труда, осуществление мероприятий по охране труда и соблюдение правил техники безопасности.
Должностные обязанности организатора экскурсий.
Организатор путешествий (экскурсий) обязан:
– организовать заключение договоров с предприятиями, учреждениями, организациями об экскурсионном обслуживании и продаже им путевок и билетов на туристские маршруты и экскурсии;
– формировать группы из одиночных экскурсантов;
– продавать путевки и билеты на экскурсии и экскурсионные программы;
– осуществлять страхование экскурсантов;
– выписывать путевки, оформлять счета и квитанции на полученные деньги;
– ежедневно или в установленные, в зависимости от суммы выручки, сроки сдавать деньги за проданные путевки, билеты в кассу;
– вести учет заявок и договоров на реализацию путевок на маршруты и экскурсии;
– вести учет организованных экскурсий, количества участников экскурсий и финансовых средств, полученных от реализации туристских экскурсионных путевок;
– предоставлять заявки на экскурсоводов и транспорт в соответствующий отдел или работнику бюро для организованных им экскурсий;
– рекламировать экскурсии и экскурсионные программы, разработанные бюро.
Организатор экскурсий должен знать:
– постановления, распоряжения, приказы выше стоящих органов и экскурсионного предприятия;
– нормативные и другие руководящие материалы по реализации путевок;
– порядок организации, условия проведения экскурсий и обслуживания экскурсантов;
– маршруты и тематику экскурсий;
– стоимость экскурсий и других предоставляет услуг;
– порядок оформления документов на реализацию путевок и билетов,
– правила хранения материальных ценностей;
– правила и нормы охраны труда, противопожарной защиты.
В обязанности экскурсовода входит:
– разрабатывать технологическую документацию экскурсий (технологическая карта экскурсии, контрольный и индивидуальные тексты, «портфель» экскурсовода);
– проводить экскурсии, экскурсионные программы и путевую информацию в соответствии с технологической документацией;
– своевременно обновлять тексты экскурсий;
– участвовать в работе творческих групп экскурсоводов;
– дифференцированно подходить к проведению экскурсий с различными группами населения и индивидуалами;
– владеть культурой речи и совершенствовать ораторское мастерство, владеть и соблюдать этику поведения;
– оформлять в установленном порядке документы на экскурсионное обслуживание, транспорт, питание при проведении экскурсий и сопровождении экскурсионных групп;
– принимать меры по обеспечению безопасности экскурсантов.
Экскурсовод должен знать:
– нормативно-правовую документацию по организации экскурсионной деятельности;
– теорию и методику экскурсионной деятельности;
– содержание и методику проведения экскурсий;
– маршруты и тематику экскурсий;
– порядок обслуживания экскурсантов;
– этику поведения;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
30.методика разработки маршрута комбинированной экскурсии(именно про комбинированную экскурсию не нашла)
Составление маршрута экскурсии.
Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.
Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута - организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.
В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов:
- хронологический. Примером хронологического маршрута могут служить экскурсии, посвященные жизни и деятельности выдающихся людей;
- тематический. По тематическому принципу построения экскурсии можно отметить экскурсии, связанные с раскрытием определенной темы в жизни города;
- тематико-хронологический. Все обзорные городские экскурсии построены по тематико-хронологическому принципу.
Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. Маршрут строится по принципу наиболее правильной последовательности осмотра объектов и намечается с учетом следующих требований:
- показ объектов следует проводить в определенной логической последовательности, не допуская ненужных повторных проездов по одному и тому же участку маршрута
- наличие доступности объекта
- переезд или переход между объектами не должен занимать 10-15 минут, чтобы не было слишком длительных пауз в показе и рассказе
- наличие благоустроенных остановок, в том числе санитарных, и мест парковки транспортных средств.
Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, по которым должна следовать группа, с нанесенными на нее объектами показа и местами выхода экскурсантов из автобуса, с указаниями, на каких участках рассматривается та или иная подтема экскурсии.