Понятие «Маршрута », подготовительная работа по его созданию

Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Он строится в зависимости от наиболее правильной для данной экскурсии последовательности осмотра объектов, наличия площадок для расположения группы, необходимости обеспечения безопасности экскурсантов. Одна из задач маршрута - способствовать наиболее полному раскрытию темы.

Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута, - это организация показа объектов в логической последовательности и обеспечение зрительной основы для раскрытия темы.

В практике экскурсионных учреждений существуют три варианта построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.

Разработка маршрута - сложная многоступенчатая процедура, требующая достаточно высокой квалификации и являющаяся одним из основных элементов технологии создания новой экскурсии. При разработке автобусного маршрута следует руководствоваться "Правилами дорожного движения", "Уставом автомобильного транспорта", "Правилами перевозки пассажиров" и другими ведомственными нормативами.

Объекты в зависимости от своей роли в экскурсии могут быть использованы как основные и дополнительные.

Основные объекты подвергаются более глубокому анализу, на них раскрываются подтемы экскурсии.

Показ дополнительных объектов, как правило, осуществляется при переездах (переходах) экскурсионной группы и он не занимает главенствующего положения.

Прежде чем экскурсию увидит и услышит потребитель - экскурсант, необходимо провести большую подготовительную работу, пробные экскурсии, рекламные акции.

Подготовка экскурсии складывается из следующих этапов:

1. Выбор темы, которая определяет содержание экскурсии;

2. Подбор литературы;

3. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев;

4. Отбор и изучение экскурсионных объектов. Важными «объектами» экскурсии всегда являются интересные люди, старожилы, краеведческие музеи;

5. Составление маршрута экскурсии;

6. Обход маршрута;

7. Подготовка текста экскурсии;

8. Формирование «портфеля экскурсовода» - комплекта наглядных пособий, которые будут использоваться в ходе экскурсии;

9. Составление методической разработки экскурсии (цель, тема, маршрут и объекты, длительность, методические приемы показа и рассказа, организация и техническое проведение на 6–12 страницах);

10. Утверждение этой разработки руководством;

11. Проведение экскурсии.

Сначала составляется библиография, изучаются архивные исторические источники, статистические данные, периодическая печать, экспозиции и фонды музеев и др.

Важнейший этап - отбор экскурсионных объектов, создания яркого зрительного ряда, способного навсегда остаться в памяти экскурсантов и вызывать у них желание вернуться в этот туристский центр еще раз. Аксиомой является правило: «от показа к рассказу», допуская первичность зрительных впечатлений перед устной информацией.

Исходя из выбранных объектов, складывается маршрут экскурсии, как самый удобный путь прохождения экскурсионной группы, что позволяет раскрыть содержание экскурсии.

Дальше разрабатывается технологическая карта экскурсии, как своеобразный план показа объектов и изложения материала, связанного с ними, включая методические приемы показа и рассказы. По намеченному плану создается текст: контрольный - для туристской фирмы, и индивидуальный - для экскурсовода. Часто текст и содержание экскурсии оперативно приспосабливаются под реального экскурсанта с учетом его знаний, подготовленности и специфики аудитории.

1. 11.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ДЕЛА В РОССИИ, ее организационно- управленческая структура в настоящий период

Первые экскурсии в России появились в к.XVIIIв. под влиянием

идей Я.А.Коменского, полагавшего, что в обучении надо идти не от рассуждения о предмете, а от реального наблюдения над ним. Развитие экскурсионного дела начинается с 1880 – 90-х гг. под влиянием взглядов К.Д.Ушинского и его последователей. В программу отдельных школ, гимназий, коммерческих училищ стали включаться естественно-научные, а затем культурно-исторические, литературные экскурсии. Появились и первыевнеучебныеэкскурсиии путешествия, организуемые гимназиями на Волгу, в Крым, за границу. Постепенно осуществляется переход к системе использования экскурсий как метода образования.

В 1900 – 1910-е гг. появились первые организационные структуры, стимулирующие развитие экскурсионного дела. В 1907г. При Российском обществе туристов (РОТ) была создана комиссия «Об-

разовательные экскурсии по России», занимающаяся организацией экскурсий для различных групп населения. Создаются экскурсионные комиссии в ряде учебных округов: Московском, Петербургском,

Казанском, Одесском, Киевском.

В 1910-ые гг. экскурсионное дело приобретает все большие масштабы, а первое послеоктябрьское десятилетие (1917 – 27) считается периодом становления отечественной экскурсионной школы.

Содержание экскурсионного дела в первые десятилетия ХХ в. заключалось в изучении мировой и отечественной истории, природных и культурных достопримечательностей страны, особенностей

национальной культуры. К сер. 1920-х гг. экскурсионное дело достигло наивысшего расцвета, однако к кон.1920-х – нач. 30-х гг. его развитие, как и краеведения, было приостановлено. Многие экскур-

соводы и краеведы подверглись репрессиям, а экскурсионные орга-

низации реорганизованы. С нач. 1930-х гг. музеи провозглашаются политико-пропагандист-скими центрами, а экскурсия из научного комментария превращается в агитацию идеологического характера. Вплоть до сер. 1980-х гг. незыблемой установкой в экскурсионном деле являлся показ историко-

революционной тематики и достижений социалистического строительства.

С кон. 1960-х гг. в стране начинает развиваться индустрия тури-

стско-экскурсионного дела: растет сеть турбаз, кемпингов, мотелей.

Расширяется сеть музеев, включенных в туристское обслуживание, что объясняется т.н. «музейным бумом», охватившим разные страны мира. Для подготовки экскурсоводов в пед. вузах на факультетах

17общественных профессий создаются экскурсионные отделения.

Проявляется тенденция дифференцированного подхода к различным категориям экскурсантов – школьников, учащейся молодежи, сельским жителям, иностранцам и т.д. Вместе с тем в

музеях развивается экскурсии под влиянием коммуникативной модели музея, разрабатываются новые методы и приемы в вовлечения в предметный мир культуры, как детской, так и взрослой аудитории. Все большее значение приобретает изучение отечественного

экскурсионного опыта прошлых лет и современных достижений зарубежного музейного дела. Главным содержанием экскурсионного дела на современном этапе становится знакомство экскурсантов с непреходящими ценностями историко-культурного наследия.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ЭКСКУРСИОННЫЕ РАБОТЫ ДОСТАТОЧНО ВОСТРЕБОВАНЫ.)))

Наши рекомендации