Разложение первобытного общества
Предпосылки и ход разложения первобытно-общинных отношений. Бурное развитие производительных сил как следствие упрочения производящего хозяйства и его эффективности, совершенствования технологической базы, разделения труда. Роль металлургии, домашних производств, торговли. Локальные различия в социально-экономическом и культурном развитии обществ в разных зонах. Возникновение интенсивных форм земледельческо-скотоводческого хозяйства и роль ирригационного земледелия в возникновении древнейших центров цивилизации. Этапы разделения труда. Городские центры и периферия. Разделение физического и умственного труда.
Содержание понятия «цивилизация». Углубление имущественного и социального неравенства. Возникновение государства. Проблема классов. Развитие грабительских войн и эксплуатации. Возникновение моногамной семьи. Институализация власти в ходе сложения государства. Развитие института рабства. Дискуссия о «рабовладельческой формации», «рабовладельческом» и «азиатском» способах производства.
Духовная культура эпохи разложения первобытного общества и сложения цивилизации. Расцвет положительных знаний, науки, искусства. Возникновение письменности. Мифология и фольклор. Политеизм.
Судьба первобытных и полупервобытных обществ на периферии государств в Новое и Новейшее время. Ход разложения первобытно-общинных отношений. Так называемые «традиционные» общества в условиях колониальной системы и в современных развивающихся странах.
Кочевые и полукочевые общества в Новое и Новейшее время.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Декан юридического факультета
И.Л. Аламов
"__" _________ 201__ г.
Рабочая программа дисциплины
Первобытное общество
Направление подготовки
История
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
г. Сибай
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов целостное научное представление в вопросах происхождения человека (антропогенеза), общества (социогенеза) и ранних этапов исторического процесса. Освоение фундаментальных концептов исторического, культурологического и антропологического знания.
2. Место дисциплины «Первобытное общество» в структуре ООП бакалавриата
Цикл Б.3. Входит в профессиональный цикл. Дисциплина «Первобытное общество» представляет собой одну из основополагающих дисциплин в подготовке специалистов по направлению подготовки «История». Курс первобытной истории является одним из наиболее сложных для студентов первого года обучения и одновременно одним из наиболее важных. Если первобытная эпоха была колыбелью человеческого рода, временем созидания фундамента последующих культур и цивилизаций, то изучение истории первобытного общества закладывает основы не только исторического, но и социологического и культурологического образования. Остро ощущается необходимость семинарских занятий. При их отсутствии особое значение приобретает самостоятельная работа студентов.
Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям: знания по общим философским, естественным и гуманитарным наукам.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «Первобытное общество».
В результате освоения дисциплины Первобытное общество должны формироваться следующие компетенции:
ОК-1- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-2- способность логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-11- готовность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социальные, этнонациональные, религиозные и культурные различия;
ОК-12 - способность использовать навыки работы с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;
ПК-1 – способность использовать в исторических исследованиях базовые знания в области всеобщей и отечественной истории;
ПК-5 – способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; роль насилия и ненасилия в истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества
ПК-6 - способность понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию.
В результате освоения дисциплины выпускник бакалавриата должен:
знать:
- базовый материал по истории первобытного общества;
уметь:
-анализировать содержание исторических источников эпохи древности и делать соответствующие выводы;
- прослеживать логику развития того или иного события или явления
- сопоставлять различные исторические события и явления
- работать с научной литературой;
владеть:
- общепрофессиональными знаниями теории и методов исторических исследований.
4. Структура и содержание дисциплины Первобытное общество
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы – 72 часа.
№ п/п | Раздел Дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
Введение предмет и значение первобытной истории. Историография и источники по изучению истории первобытного общества. | Опрос, тестирование | |||||||
Происхождение человека. Ранние этапы антропогенеза. Возникновение человека современного вида. | Опрос, контрольная работа | |||||||
Расцвет и разложение первобытного общества. | Опрос, тестирование | |||||||
Номадизм. | Опрос, реферат | |||||||
Возникновение частной собственности, классов и государства. | Опрос, тестирование, контрольная работа | |||||||
И т о г о | Зачет |
Образовательные технологии
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20% аудиторных занятий (определяется требованиями ФГОС с учетом специфики ООП). Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 50% аудиторных занятий (определяется соответствующим ФГОС)).
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
q текущий контроль – оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;
q промежуточный контроль – тестирование, реферат;
q итоговый контроль – зачет.