По поводу какого события в августе 1968 г. состоялась демонстрация группы советских граждан на Красной площади?
1) по поводу ввода союзных войск в Чехословакию;
2) по поводу ввода ограниченного контингента советских войск в Афганистан;
3) в связи с размещением в ГДР и Чехословакии советских ракет средней дальности.
13. «Биполярная система мира» характеризуется:
1) Противоречием между развитыми и развивающимися странами
2) Разделением мира на капиталистические и социалистические страны
3) Противостоянием двух сверхдержав - СССР и США
4) Разделение стран мира на «Север» и «Юг».
14. Отметьте 10 форм сопротивления политическому режиму в СССР в конце 1960-х- середине 1980-х гг.:
1. распространение в машинописных рукописях запрещенных литературных произведений, неофициальных политических журналов, газет, листовок, статей, критикующих власти СССР, советский режим
2. проведение массовых антиправительственных демонстраций
3. развитие нелегального движения в защиту прав человека
4. забастовки рабочих
5. индивидуальные письма в советские органы власти, газеты, лично руководителям СССР с критикой советских порядков
6. проведение политических дискуссий на предприятиях, в колхозах, научных учреждений
7. восстание заключенных концлагерей, выдвигавших требования смены политического строя в СССР
8. подписание коллективных писем в защиту преследуемых писателей, с протестами против политики властей
9. нелегальный ввоз запрещенных произведений, изданных на русском языке за рубежом
10. создание подпольных радиостанций
11. прослушивание передач зарубежных радиостанций, рассчитанных на СССР
12. создание подпольных организаций, ставивших своей целью террор против высших руководителей СССР
13. издание запрещенных книг за рубежом
14. борьба за свободу выезда из СССР
15. организация диверсий на производстве и транспорте
16. борьба за национальное освобождение репрессированных народов
17. борьба за свободу исповедования религиозных убеждений
15. Отметьте 9 составляющих экономических реформ А.Н.Косыгина:
1. ликвидация системы совнархозов
2. замена отраслевых министерств системой совнархозов
3. сокращение числа плановых показателей
4. ликвидация Госплана СССР, отказ от пятилетнего планирования
5. попытка перехода к оценке выполнения плана в объеме реализованной продукции, а не валовых показателей
6. создание на предприятиях фондов материального поощрения
7. повсеместное внедрение кооперации в промышленности
8. повышение закупочных цен в сельском хозяйстве
9. введение фиксированного продналога и права колхозов реализовывать свою продукцию на рынке по свободным ценам
10. введение стабильных денежных окладов в колхозах
11. продажа мелких предприятий в частные руки
12. сокращение сферы товарно-денежного обращения, введение прямого товаро- и продуктообмена
13. снятие введенных при Н.С.Хрущеве ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников
14. ужесточение введенных при Н.С.Хрущеве ограничений на ведение личного подсобного хозяйства колхозников
15. освоение целинных земель
16. введение пятилетних планов закупки продукции колхозов вместо ежегодных
17. акционирование крупных предприятий
18. предоставление руководству предприятий большей свободы в распоряжении прибыли
19. широкомасштабное привлечение иностранного капитала в советскую экономику
20. увеличение государственных капиталовложений в сельскохозяйственное производство
21. предоставление концессий иностранным компаниям на добычу полезных ископаемых
16. Право граждан на участие в управлении делами государства путем избрания своих представителей в органы государственной власти, в том числе и регионального ее уровня, местного самоуправления закрепил следующий документ (выберите правильный ответ):
1) Конституция Российской Федерации;
2) Указ Президента 13 мая 2000 г. N 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе»;
3) Закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;
4) Устав Ростовской области.
17. Конституция Российской Федерации не устанавливает следующие полномочия и процедуры:
1) системы органов государственной власти субъектов Федерации;
2) системы федеральных органов власти;
3) системы муниципальных органов власти.
18. Соотнесите название процесса, год осуществления в России и его содержание:
А) «Новая регионализация»
Б) Регионализация
1) 1990-е годы
2) к. 1990-х - нач. 2000 гг.
a) парад суверенитетов
- ослабление федеральной власти
доминирование старых регионов
b) восстановление «властной вертикали»
- сильный федеральный центр
- создание новых регионов
а1а, б2b.
19. Соотнесите дату, событие и его характеристику:
А) Указ Президента РФ о создании федеральных округов.
Б) Указ Президента о Полномочных Представителях
В) Указ президента о Полномочиях Законодательных и Исполнительных органов власти
1) 13 мая 2000 г.
2) 19 июля 2000 г.
3) 13 мая 2000 г. № 849.
a) принцип унитаризма
b) принцип представления кандидатов
c) принцип назначения
А1a, Б3b, В2с.
20. Соотнесите программные документы, даты и авторов концепций региональной политики в России:
А) «Единая Россия»
Б) Центр Стратегических Исследований
В) В. Путин
Г) Министерство регионального развития Российской Федерации
1) 2 декабря 2006 года
2) 2001 год
3) 2008
4) 6 марта 2008
а) «Стратегия развития. Региональная политика»
б) семинар «Институциональные механизмы регионального
развития»
в) «Стратегия развития России до 2020 года»
г) «Концепция совершенствования региональной политики
А2а, Б3б, В4в, Г1г
Составитель ___ Фамилия
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра Истории России
Деловая (ролевая) игра
по дисциплине История
Тема (проблема, ситуация)
Современная российская многопартийность: партии о проблемах, задачах и перспективах развития России.
Концепция игры
Ход игры:
На занятии каждая группа в режиме дебатов обозначает свою фракционную позицию по следующим вопросам:
а) политическая система;
б) экономика;
в) социальные проблемы.
Задача аудитории – проанализировать предоставленные позиции по следующим критериям:
а) актуальность программных установок, их новизна
б) уровень их практического применения в конкретных исторических условиях
в) возможные последствия
По итогам дебатов определяются победители.
3 Роли:
Студенты делятся на группы в соответствии с основными политическими партиями. Каждая группа самостоятельно знакомится с источниками: программами партий, выступлениями политических лидеров, стенограммами заседаний государственных дум и т.д.;
Ожидаемый (е) результат (ы)
Деловая игра направлена на развитие практических навыков студентов, совершенствование полученных теоретических знаний. Занятия позволяют выявить усвоенные студентами знания по новейшей истории России; определить степень закрепления материала по темам, связанным с изучением эволюции российской государственности на рубеже XX – XXI вв.
Программа проведения и/или методические рекомендации по подготовке и проведению.
Источники
Документы официальных органов власти Российской Федерации – Правовая система «Гарант». // http://www.garant-park.ru/present.parkru
Государственные думы Федерального собрания Российской Федерации пятого созыва. – М.: изд-во Государственной Думы, 2008.
Политические партии, движения и организации современной России на рубеже веков. 1999. М., 1999.
Программные документы и выступления лидеров политических партий, содержащиеся на партийных сайтах:
«Единая Россия» // www.er.ru
Коммунистическая партия Российской Федерации // www.kprf.ru
Либерально-Демократическая партия России // www.ldpr.ru
«Справедливая Россия» // http://www.spravedlivo.ru/
Общественно-политические движения и партии в России. 2003. М., 2003.
Сервер органов государственной власти РФ// http://www.gov.ru/
Критерии оценки:
8-10 баллов – развернутый доклад, активное участие в дискуссии; привлечение дополнительного иллюстративного материала;
наличие глубоких и исчерпывающих знаний в объёме пройденного программного материала, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание источников и дополнительной рекомендованной литературы по теме;
5-7 баллов – развернутый доклад, участие в дискуссии;
наличие твердых и достаточно полных знаний программного материала, незначительные ошибки про освещении заданных вопросов, знание основных исторических событий, наличие твердых знаний по историческим источникам, четкое изложение материала;
1-4 балла – участие в коллективной работе, однократное дополнение к комментариям; участие в дискуссии;
наличие знаний пройденного материала, изложение ответов с ошибками, необходимость наводящих вопросов, знание основных исторических фактов.
Составитель ________________________ И.О. Фамилия
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра Истории России
Круглый стол
по дисциплине История
1. Тема (проблема, ситуация): «Диалог с историей–к 100–летию Российской революции 1917 года».
2. Цель круглого стола:
· предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему;
· выявить спектр мнений по поставленной проблеме;
· обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.
· сформулировать общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
3.Основные проблемы, выносимые для рассмотрения:
Великая революция или военный переворот?
· Причины революции. Был ли революционный переворот заказан из-за рубежа или существовали объективные причины революции? Р
· Революция произошла. Но когда? Когда закончилась русская революция?
· Уроки русской революции.
· Особенности восприятия революции 1917 г. в современной России .
Проведение круглого стола.
При проведении круглого стола необходимо:
· Предусмотреть оптимальное количество.
· Установить регламент выступлений.
· Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию).
5.Методические рекомендации по проведению «круглого стола»
Выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий.
Подготовительный этап: выбор проблемы (проблема должна быть дискуссионной, актуальной, имеющей различные пути решения).
Дискуссионный этап: «Круглый стол» открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер
Завершающий этап:подведение заключительных итогов ведущим, выработка рекомендаций или решений, установление общих результатов проводимого мероприятия.
Источники и литература:
1. Бабич Д. "А царь Николашка побёг за вином..." Революционный взрыв в феврале 1917 года был сдетонирован антимонархическим "чёрным пиаром"// Родина. 2016. N 11. С. 48-53
2. Колбановский В. В. Как нам быть с Великой Октябрьской революцией? // Социологические исследования. 2013. N 10. С. 40-50.
3. Лебедев, Н. В. Октябрьский детектив: к 100-летию революции. Москва: Алгоритм, 2016.
4. Логинов, В. Т. Неизвестный Ленин Москва: Алгоритм, 2010.
5. Марченя П.Безумие и логика русской смуты: От Февраля к Октябрю . // Родина. 2010.N 8. С. 80 - 81.
6. Миронов Б. Революционный сдержите шаг !Дискуссии Родины). // Родина. 2015. N 7. С. 48-53 .
7. О причинах русской революции. Москва : ЛКИ, 2010.
8. Прудникова, Е. А. Всадники красной смуты. Москва: Вече, 2015.
9. Рабинович А. Большевики у власти. Первый год советской эпохи в Петрограде. М., 2008
10. Революция и Гражданская война в России, 1917-1923 : энциклопедия : в 4 т. / [гл. ред. С. А. Кондратов]. Москва : Терра, 2008.
11. Стариков Н. В. 1917. Разгадка "русской" революции. М. Эксмо, 2010
12. Энтин Джордж. К истолкованию русской революции 1917 г.// Вопросы истории. 2012. N 8.- С. 161 - 168.
Интернет – ресурсы.
1. Документальный фильм. «Временный комитет у руля революции», http://rushistory.org/anonsy/27-02-2017-na-telekanale-kultura-budet-vpervye-pokazan-novyj-dokumentalnyj-film
2. Документальный фильм. «Две революции 1917 года»
http://documentalnye.ru/rU35I_KjkBw/dve_revolyutsii_1917_goda.html
3. Документальный фильм. «Октябрь 1917: кто стоял за кулисами русской революции? http://documentalnye.ru/oc3ltNk0GpQ/oktyabr_1917_kto_stoyal_za_kulisami_russkoj_revolyutsii_.html
4. Документальный фильмИстория России XX века. Заговор против Николая II http://documentalnye.ru/Wm3LK0wzCf4/zagovor_protiv_nikolaya_ii_-_istoriya_rossii_xx_veka.html
Критерии оценки:
5-7 баллов – развернутый доклад, активное участие в дискуссии; наличие глубоких и исчерпывающих знаний в объёме пройденного программного материала, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание источников и дополнительной рекомендованной литературы по теме;
3-4 балла – развернутый доклад, участие в дискуссии; наличие твердых и достаточно полных знаний программного материала, незначительные ошибки про освещении заданных вопросов, знание основных исторических событий, наличие твердых знаний по историческим источникам, четкое изложение материала;
1-2 балла – участие в коллективной работе, однократное дополнение к комментариям; участие в дискуссии; наличие знаний пройденного материала, изложение ответов с ошибками, необходимость наводящих вопросов, знание основных исторических фактов.
Составитель ________________________ И.О. Фамилия
(подпись)
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра Истории России
Вопросы к коллоквиуму
по дисциплине История
Коллоквиум - семинарское занятие с научным обсуждением докладов студентов.
Целью проведения данного коллоквиума является развитие практических навыков студентов, совершенствование полученных теоретических знаний. Отличительной чертой проведения является личное общение преподавателя со студентами, что формирует у них определённые навыки: умение аргументировано излагать свою точку зрения, анализировать исторические процессы и события, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам и т.д. Это позволяет повысить познавательный интерес студентов, дает возможность преподнести, применить и закрепить знания в более яркой форме и в непринужденной обстановке, а также увидеть упущенные ранее грани рассматриваемой ситуации
По окончанию круглого стола подводятся итоги работы студентов и делаются выводы по теме.
Вопросы для коллоквиумов
«Ордынское иго на Руси: миф или реальность?»
Ход коллоквиума: студенты заранее делятся на две группы в соответствии с отстаиваемой точкой зрения. В исторической науке сложились две точки зрения на Ордынское завоевание Руси. Согласно устоявшейся точке зрения, нашедшей отражение у историков 18-19 вв., Ордынское иго, установившееся на Руси после похода Батыя, стало основной причиной её культурного и экономической отставания от Европы, нанесло колоссальный ущерб развитиюрусских земель.
Другая точки зрения гласит о том, что отношения между Ордой и Русью носили взаимовыгодный характер и стали одним из примеров симбиоза двух культур; Россия, в свою очередь, является исторической наследницей Монгольской державы на евразийском континенте.
Каждая группа самостоятельно знакомится с соответствующей литературой и источниками. Результатом работы группы является коллективный научный доклад.
На занятии каждая группа в режиме дебатов обозначает также свою позицию по следующим вопросам:
а) форма и содержание взаимоотношений между русскими княжествами и Золотой Ордой;
б) культурные, экономические, политические последствия ордынского завоевания для русских земель;
в) взаимодействие между Русью и Золотой Ордой на уровне личностных контактов между русскими князьями и ордынскими ханами;
По окончанию коллоквиума подводятся итоги работы студентов и делаются выводы по теме.
Источники и литература
1. Нашествие Батыя на Русь. 1237-1240 гг. // http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1237_40batu.php
2. Повесть о разорении Рязани Батыем. 1237 г. // http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1237batu.php
3. Слово о погибели русской земли // http://www.hrono.ru/dokum/1200dok/1230_40slovo.php
4. Карамзин Н.М. История государства российского // http://www.hrono.ru/libris/lib_k/karamz00.php
5. Ключевский В.О. Курс русской истории // http://www.hrono.ru/libris/lib_k/klyuch00.php
6. Гумилёв Л.Н. Древняя Русь и великая степь. М.: Мысль, 1993
7. Кривошеев Ю.В. Русь и монголы: Исследования по истории Северо-Восточной Руси XII-XIV вв. СПб., 1999
8. Вернадский Г.В. История России: Монголы и Русь. - Тверь: Леан, 2000.
9. Кульпин Э. С. Золотая Орда -2-е издание - М.: Московский лицей, 2008.
10. Федосеев Ю. Русь и Золотая Орда – М.: Детектив-Пресс, 2006
.
Критерии оценки:
8-10 баллов – развернутый доклад, активное участие в дискуссии;
наличие глубоких и исчерпывающих знаний в объёме пройденного программного материала, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, знание источников и дополнительной рекомендованной литературы по теме;
5-7 баллов – развернутый доклад, участие в дискуссии;
наличие твердых и достаточно полных знаний программного материала, незначительные ошибки про освещении заданных вопросов, знание основных исторических событий, наличие твердых знаний по историческим источникам, четкое изложение материала;
1-4 балла – участие в коллективной работе, однократное дополнение к комментариям; участие в дискуссии;
наличие знаний пройденного материала, изложение ответов с ошибками, необходимость наводящих вопросов, знание основных исторических фактов.
Составитель ________________________ И.О. Фамилия
(подпись)
«____»__________________20 г.
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт истории и международных отношений
Кафедра Истории России