Аненербе» на раскопках и в лабораториях
«Аненербе» (Ahnenerbe — «Наследие предков», полное название — «Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков») является, пожалуй, наиболее таинственной из всех организаций, когда-либо существовавших в Третьем Рейхе. Информации об этом чисто оккультном подразделении СС сохранилось очень мало, она разрознена и, весьма вероятно, искажена. Но будем довольствоваться тем, что у нас есть.
«Аненербе» было создано в 1933-ем году по инициативе оккультиста-язычника профессора Фридриха Хильшера и при финансовой поддержке кабинета Рихарда Дарре (того самого расиста-почвенника, о котором я писал в предыдущей главе). Задачей общества «Аненербе» (а тогда оно было ещё только обществом) было изучать всё, что касается духа, деяний, традиций и наследия "нордической" расы. Сам профессор Хильшер никогда не состоял членом НСДАП и даже переписывался с еврейским философом Мартином Бубером. Однако он же был другом шведского исследователя Свена Гедина, специалиста по Тибету, поддерживавшего тесные отношения с Карлом Хаусхофером. Возможно, что именно с благословения этого геополитика с оккультным уклоном «Аненербе» появилось на свет.
О профессоре Хильшере известно очень мало. Зато Свен Гедин у нас весьма прославленная личность. Приведу краткую справку об этом человеке.
* * *
Свен Андерс Гедин — шведский путешественник, исследовавший Тибет, Синьцзян, Монголию и Восточный Туркестан. Он неоднократно бывал в России. В 1897-го году он даже стал действительным членом Русского Географического Общества и получил большую золотую медаль РГО имени Семёнова-Тян-Шанского за своё первое путешествие в Тибет. На русском языке были изданы две его книги: «В сердце Азии» (1899) и «Тарим—Лобнор—Тибет» (1904).
Дружеские связи Свена Гедина с Россией неожиданно прервались в 1912 после скандала, вызванного публикацией его брошюры «Слово предостережения» («Ett varningssord»). В ней Гедин указывал своим соотечественникам на угрозу, которую представляет для них Россия, стремящаяся уже на протяжении 200 лет пробиться к Атлантическому океану. Совет РГО исключил его из числа членов Географического Общества.
Связь с Россией он восстановил через 11 лет, когда у власти уже были большевики. Советское правительство встретило его очень тепло; его принимали у себя Чичерин и Луначарский. Большевистские вожди проявляли особый интерес к его новой экспедиции в Тибет (1924 год). Однако и эти связи оказались недолговечными. Окончательно Гедин рвёт с Россией в 1935-ом, после своего возвращения из Китая и налаживания контактов с нацистской верхушкой.
* * *
Кроме Хильшера и Дарре, ещё один человек принял участие в организации «Аненербе». Это был некто Карл-Мария Виллигут (Вейстхор), оказывавший такое огромное влияние на рейхсфюрера, что его прозвали "гиммлеровским Распутиным". Он утверждал, что обладает памятью доисторических времен и является последним хранителем древних германских традиций. Хронология мира по Виллигуту начиналась примерно за 228 тысяч лет до христианской эры, "когда были три солнца в небе, а на земле жили гиганты, карлики и другие мифические существа" — откровенный плагиат с идей Карла Хаусхофера и Ганса Гербигера.
Виллигут работал в «Аненербе» с 1933-го по 1939-й годы и был прикреплён к отделу доисторических исследований. Гиммлер советовался с ним по самым разнообразных вопросам: дизайн «тотенкопфринга» — кольца с мёртвой головой, носимого членами СС; концепция Вевельсбурга — замка эсэсовского ордена; ритуалы СС и так далее.
В 1939-ом году "Распутин" ушёл в отставку. По официальной версии — "в связи с ухудшившимся состоянием здоровья". Однако имеются достаточные основания видеть причину разжалования Виллигута в другом: стало известно, что с 1924-го по 1927-й годы Виллигут находился в приюте для психически больных, куда его поместили как шизофреника, страдающего мегаломанией и параноидальными расстройствами.
* * *
С падением влияния Рихарда Дарре в нацистской партии, Гиммлер интегрировал «Аненербе» в состав СС (1937-й год), превратив его в отдел по управлению концентрационных лагерей. Однако с 1 января 1939-го года статус «Аненербе» снова изменился. Теперь ему были поручены "научные" изыскания. В этот момент общество уже располагало пятьюдесятью институтами, руководимыми профессором Вурстом, специалистом по древним культовым текстам, возглавлявшим кафедру санскрита Мюнхенского университета.
После перехода «Аненербе» под патронаж Чёрного Ордена, был назначен секретарь-управляющий общества — бывший продавец книг и ученик Фридриха Хильшера, штандартенфюрер СС, Вольфрам Сиверс. Это был огромный чернобородый человек с пронизывающим "мефистофельским" взглядом. Он сознательно поддерживал имидж посвященного во многие таинства, так как полагал, что это лучший способ продемонстрировать всем и каждому своё особое положение в Чёрном Ордене. Вольфрам Сиверс руководил «Аненербе» до самого конца 2-й Мировой войны.
Гиммлер не жалел средств на «Аненербе». Луи Повель и Жак Бержье, например, утверждают, что на оккультные изыскания этого подразделения ушло средств больше, чем на создание первой атомной бомбы в Америке. Эти исследования охватывали огромную область: от научной деятельности в собственном смысле слова («Аненербе» курировало проект «Оружия возмездия» и, в частности, программу «Фау») до изучения практического оккультизма, от экспериментов над заключёнными концлагерей до шпионажа за тайными обществами. Изучались "сила розенкрейцеровского содружества, символизм ирландской арфы из Ольстера, тайное значение готических башен и итонских высоких шляп" [42].
Однако на общем фоне самых сумасшедших проектов выделялись несколько приоритетных направлений. Первым таким направлением я бы назвал археологические изыскания. Если Копьё Судьбы было фактически реквизировано Гитлером в ходе аншлюса (насильственного присоединения Австрии к Германии) и отправлено в Нюрнберг, то местонахождение большинства других реликвий ещё предстояло выяснить.
Наибольшую известность в этом смысле получили поиски сокровищ катаров-альбигойцев.
Катары (от греческого слова katharos — чистый) — еретическая секта, появившаяся около 1116-го года в Италии, ставшей впоследствии её важнейшим центром. Распространилась она преимущественно среди ремесленников и крестьян. Считая материальный мир порождением Дьявола, катары осуждали всё земное, призывали к аскетизму, обличали католическое духовенство.
Ветвь секты катаров, альбигойцы, появилась позже (1181 год) и существовала в Южной Франции (провинция Лангедок). Своё название она получила от области Альбижуа. Альбигойцы придерживались дуалистических взглядов и утверждали наличие двух начал: доброго (Бога — творца духовного) и злого (Дьявола — творца материального). Они отрицали страдания Христа, не почитали крест, считали ненужными иконы и статуи, не признавали действенными семь таинств католической церкви. Отрицали они также учение о предстоящем Страшном Суде, существование Ада и Рая.
Основного своего противника альбигойцы видели в католической церкви. Они были готовы объединиться с любым, кто против Рима. В остроконечных колпаках халдейских звездочётов, в чёрных, подпоясанных верёвкой одеждах, ходили альбигойцы по дорогам Европы, проповедуя повсюду своё вероучение.
Ересь альбигойцев получила такую популярность по берегам Средиземного моря, что многие страны стремились отделиться от Рима, а князья и императоры открыто поддерживали этот процесс. Долго это продолжаться не могло. В 1209 году папа Иннокентий III провозгласил крестовый поход против альбигойской ереси. Начинались знаменитые Альбигойские войны. Шли они с переменным успехом в течении полувека. В результате альбигойцы были разгромлены, и последние остатки их армии отступили в горы и заперлись в пятиугольных стенах замка Монсегюр.
Это была не только последняя цитадель альбигойцев, но и важнейшее из святилищ. Стены и амбразуры Монсегюра были строго ориентированы по сторонам света и, подобно Стоунхенджу друидов, позволяли вычислять дни солнцестояния. Почти год альбигойцам удавалось сдерживать натиск противника, но однажды ночью крестоносцы втащили на крохотную скальную площадку тяжёлую катапульту и забросали замок камнями. Эти каменные ядра и сейчас лежат у разбитых стен Монсегюра. В марте 1244 года Монсегюр пал, а спустя несколько дней 257 уцелевших после штурма альбигойцев взошли на костер [51].
Поиски сокровищ катаров связывают с именем Отто Рана, историка-самоучки и "чёрного" археолога. Отто Ран с детства увлекся загадками альбигойцев. Подземные галереи Монсегюра и мифические святыни, спрятанные в них, не давали ему покоя. В "нордической" интерпретации Монсегюр приравнивался к Монсальвату "бретонского цикла", горе Спасения, где находился Святой Грааль. Искания Рана поэтому нашли определённое сочувствие в нацистских кругах. Его поездка в Монсегюр и дилетантски проведённая разведка местности получили широкое отражение в подконтрольной НСДАП прессе.
В 1933-ем году, уже после прихода Гитлера к власти, увидела свет первая книга Рана «Крестовый поход против Грааля». В нацистской интерпретации Грааль обрёл облик эдакой чаши нибелунгов, нордической святыни, а сами катары-альбигойцы были объявлены выходцами из Франконии, то есть почти германцами. По этому поводу вспомним, как легко Адольф Гитлер ещё в свой "венский" период сумел модифицировать легенду о Граале.
В мае 1935-го года Ран становится сотрудником «Аненербе», и через год получает звание унтершарфюрера СС. Вскоре выходит и вторая книга Рана под названием «Слуги Люцифера», в которой излагаются основы катарского гностицизма. Возможно, название книги не понравилось нацистским лидерам, но, скорее всего, сам автор допустил неизвестную нам промашку. Во всяком случае, с ним произошло то, что именуют "странной историей". После широко разрекламированной поездки по Лангедоку, предпринятой в 1939-ом году, Ран неожиданно исчез. Из Франции отбыл, а в Германию не вернулся. В немецкой печати об этом сообщили как-то вскользь, и о незадачливом изыскателе вскоре забыли. Только после войны некто Сен-Лоу, написавший брошюру «Новые катары Монсегюра», справился насчёт Рана у властей ФРГ и получил любопытный ответ, который я приведу здесь полностью:
— Согласно документации СС, Ран покончил жизнь самоубийством, приняв соединение циана на горе Куфштайн.
— Причина? — спросил Сен-Лоу.
— "На политико-мистической почве",— процитировал эсэсовский диагноз чиновник юстиции [40].
Как бы там ни было, но в июне 1943-го года в Монсегюр прибывает научная экспедиция «Аненербе», в которую входили известные немецкие историки, этнологи, геологи, специалисты по исследованию пещер. Под охраной местной милиции члены экспедиции разбили палаточный лагерь и приступили к раскопкам. Работы в Монсегюре продолжались вплоть до весны 1944-го года, когда нацистам пришлось спасаться бегством от наступающих войск противника. Удалось ли сотрудникам «Аненербе» обнаружить что-либо ценное в районе Монсегюра, неизвестно до сих пор. Существует, правда, версия, что Святой Грааль был откопан ещё Отто Раном и переправлен лично Генриху Гиммлеру, который хранил его в замке Вевельсбург на специальном мраморном пьедестале [43].
Весной 44-го года произошло ещё одно событие, напрямую связанное с легендой о Святом Граале катаров и Монсегюром. Во время грандиозного сражения при Монте-Кассино, в Монсегюр вылетел Альфред Розенберг, известный уже нам как популяризатор и распространитель «Протоколов сионских мудрецов». 16 марта 1944-го года, в 700-летнюю годовщину падения Монсегюра, над последним оплотом катаров взвилось знамя с громадным кельтским крестом. Нацисты совершили древний магический ритуал, призывая к себе на помощь высшие силы. Но их мольба осталась не услышанной и, понеся огромные потери, немецкая армия отступила от Монте-Кассино.
Вообще же, начиная с 1938-го года, все археологические раскопки в Третьем Рейхе проводились только с ведома «Аненербе».Так, например, под непосредственным контролем этой организации были изучены укрепления викингов IX века, осуществлялась охрана древних поселений и курганов на оккупированных территориях Украины.
Гиммлер также обязал «Аненербе» заниматься отбором и "консервацией" различных исторических объектов, могущих привлечь внимание туристов после того, как Германия выиграет войну. Одним из таких объектов был бункер, из которого фюрер руководил захватом Франции в 1940-ом году. Под защитой «Аненербе» оказалась и одна синагога в Праге (постройка XIII-го века). Её планировали превратить в "музей исчезнувшей расы".
Не остались без внимания и кладбища. Интерес СС к местам захоронений объясняется тем, что в них, как утверждали специалисты из «Аненербе», пребывают "духи мёртвых". Эсэсовская еженедельная газета «Шварце корпс» (нем.: «Das Schwarze Korps» — «Чёрный корпус») подзуживала членов Чёрного Ордена к совокуплению со своими жёнами на старых кладбищах, ибо так становилась возможной "реинкарнация древних германских героев". «Шварце корпс» периодически публиковала адреса захоронений, рекомендовавшихся для подобной деятельности. Перед тем кладбища подвергались тщательному обследованию специалистами из «Аненербе», они должны были удостовериться, что на кладбищах нет "расово неполноценных" останков.
* * *
Вторым излюбленным направлением деятельности «Аненербе» была организация экспедиций в труднодоступные районы земного шара для установления контактов с представителями древних цивилизаций. Прежде всего эсэсовцев интересовал Тибет.
Ещё в 1926-ом году в Берлине и Мюнхене появились колонии тибетцев и было даже учреждено некое Тибетское общество. Карл Хаусхофер частенько наносил туда визиты, и именно по его инициативе, как руководителя общества «Врил», вошедшего в состав «Аненербе», было организовано несколько крупномасштабных экспедиций в Гималаи. Здесь мы снова должны вспомнить легенду о существовании двух центров древней цивилизации, переживших гибель мифической Атлантиды: о Шамбале и Агарти. Эту легенду Хаусхофер знал по пересказу Рене Генона, писавшего в одной из своих книг буквально следующее:
«После катастрофы учителя высокой цивилизации, обладатели Знания, сыны Внешнего Разума, поселились в огромной системе пещер под Гималаями. В сердце этих пещер они разделились на два "пути": правой и левой руки. "Первый путь" назвал свой центр "Агарти" ("Скрытое место добра") и предался созерцанию, не вмешиваясь в мирские дела. "Второй путь" основал Шамбалу, центр могущества, который управляет стихиями и человеческими массами. Маги-воители народов Земли могут заключить договор с Шамбалой, принеся клятвы и жертвы» [42].
Хаусхофер хотел не просто заключить союз с тайными повелителями Тибета, но и пользоваться их советами при решении стратегических вопросов. Речь даже заходила об организации прямой радиосвязи с далай-ламой.
Непосредственное руководство экспедициями осуществлял штурмбаннфюрер СС Эрнст Шеффер. Именно он установил в Тибете многочисленные контакты с монастырями и даже привёз в Мюнхен "арийских" лошадей и "арийских" пчёл для их изучения и разведения в Европе. Этот человек умер совсем недавно, но мемуаров, к сожалению, не оставил. Поэтому о результатах экспедиций мы можем судить только по обрывочным сведениям и косвенным данным. Например, известно, что вошедшие в Берлин части Красной Армии были немало поражены, когда увидели тысячи трупов тибетцев в форме СС. Это означает, что Хаусхофер и Шеффер получили-таки поддержку, однако вопрос, какого именно характера была эта поддержка, остаётся открытым.
Существует также книга воспоминаний некоего Лобсанга Рампы, утверждавшего, что он лама, достигший последней степени посвящения. Книга называется «Третий глаз» и впервые была издана в Англии в 1957-ом году. При публикации «Третьего глаза» английские газеты заинтересовались, кто скрывается под псевдонимом Л.Рампа. Наряду с другими выдвигалась версия, что эту книгу написал бывший офицер СС, участвовавший в экспедиции «Аненербе» 1928-го года. В связи с этим приведу один занимательный отрывок из «Третьего глаза». Лобсанг Рампа описывает, как он спустился под руководством трёх крупных ламаистских метафизиков в святилище Лхасы, где находилась подлинная тайна Тибета:
«Я увидел три саркофага из чёрного камня, украшенных гравюрами и любопытными надписями. Они не были закрыты. Когда я заглянул внутрь, у меня перехватило дыхание.
— Смотри, сын мой, — сказал старейший из монахов. — Они жили как боги в нашей стране в те времена, когда ещё не было гор. Они обрабатывали нашу землю, когда моря омывали эти берега и когда иные звезды сверкали в нашем небе. Смотри хорошенько, лишь посвященные видели их.
Повиновавшись, я был одновременно очарован и охвачен ужасом. Три обнаженных тела, покрытые золотом, лежали перед моими глазами. Каждая их чёрточка была старательно воспроизведена золотом. Но они были огромны! Женщина — больше трёх метров, а самый большой из мужчин — не меньше пяти. У них были большие головы, слегка сходящиеся конусом кверху, узкая челюсть, маленький рот и тонкие губы. Нос длинный и тонкий, глаза — не раскосые, а прямые и глубоко посажены. [...] Я рассматривал крышку одного из саркофагов. На ней была выгравирована карта неба с очень странным расположением звёзд» [42].
Впрочем, некоторые из историков полагают, что Лобсанг Рампа — вымышленное имя англичанина, мошенника и проходимца, никогда не выезжавшего из Англии.
* * *
Выше я рассказывал об одном из активных деятелей «Аненербе» и личном маге Гиммлера Карле-Марии Виллигуте. Так вот, род Виллигутов, ведущий своё происхождение от древнегерманских языческих жрецов, из поколения в поколение передавал загадочные рунические таблички с непонятными письменами, которые христианская церковь считала полученными от самого Дьявола. Из-за этого Виллигуты сами считались пособниками Дьявола, и их род был проклят ещё в средние века. В «Аненербе» занялись расшифровкой табличек. Некоторые из исследователей утверждают, что одним из результатов стало создание так называемых "техно-магических" аппаратов. Сохранились рисунки с пометками самого Виллигута, описывающие принцип действия этих аппаратов. В документах подчёркивается: что воздействие техно-магических аппаратов нацеливалось прежде всего на "кристаллы воли" — особые образования где-то в области гипофиза [19]. Выходит, речь идёт о разработках самого настоящего психотронного оружия! «Аненербе» заботили те же проблемы, что и советский Институт Мозга. Но, судя по всем, разработки в этой области были столь же безуспешны.
* * *
Однажды перед «Аненербе» поставили задачу об оценке идеологического значения итальянского идеалистического философа Эволы.
Барон Юлиус Эвола проповедовал идеи элитаризма и антимодернизма, опирающиеся на арио-нордическую традицию; он ссылаются на солярную мифологию и на то, что мужской аристократический принцип противостоит женскому принципу демократии. Он написал несколько книг по расизму, мистике Грааля и древним традициям. Официальная фашистская партия Италии не испытывала к нему симпатии и Эвола начал искать признания за рубежом. Среди его немецких изданий — «Языческий империализм» (1933) и «Революция против современного мира» (1935). В начале 1938-го года «Аненербе» начала заниматься его идеями по специальному приказу Генриха Гиммлера. В отчёте, составленном при участии Виллигута, было сказано, что Эвола исходит из основной арийской концепции, но при этом абсолютно невежествен в древних германских институтах, ничего не знает об их смысле. Также отметилось, что указанный недостаток весьма характеризует и сами идеологические различия между фашистской Италией и нацистской Германией и в итоге, может отрицательно сказаться на их союзе. Отчет «Аненербе» был принят к сведению [23].
* * *
С началом 2-ой Мировой войны на передний план среди разработок «Аненербе» выдвинулась программа антропологических исследований. Эти исследования велись в Анатомическом институте Страсбургского университета (Эльзас-Лотарингия) профессором, гауптштурмфюрером СС Августом Хиртом. Этот человек не знал жалости: он не жалел ни себя, ни других. Начав свою карьеру с разработки противоядия от иприта, он экспериментировал на собаках и на себе, в результате чего оказался в госпитале с тяжёлым кровоизлиянием в лёгкие. Впоследствии он начал проводить опыты над узниками концлагерей, после чего многие из них ослепли или умерли.
Стремясь получить "научное обоснование" своим расовым теориям, Гиммлер поручил Хирту заняться антропологией. Для сбора черепов Хирт поддерживал тесные контакты с "поставщиком сырья" — Йозефом Крамером, комендантом концлагеря Бельзен, получивший за крайне жестокое обращение с заключёнными прозвище "бельзенский зверь".
В феврале 1942-го года Хирт пожаловался Гиммлеру, что в то время, как Анатомический институт располагает обширной коллекцией черепов большого количества рас, число еврейских черепов весьма ограничено. Он предлагал с помощью войны на Востоке устранить эту недостачу и в докладной записке указывал, что "после насильственной смерти голову еврея, которая не должна быть повреждена, следует отделить от туловища и поместить в герметически запаянный сосуд, наполненный консервирующим составом". Гиммлер признал это требование справедливым, и Хирт всю войну получал свои черепа.
Кроме антропологических исследований, «Аненербе» занималось и "медицинскими опытами". В этой области работали доктор Зигмунд Рашер (концлагерь Дахау) и доктор Йозеф Менгеле (концлагерь Аушвиц).
Первый из них, Зигмунд Рашер, специализировался на исследованиях экстремальных состояний человеческого организма. В частности, он изучал влияние высокогорных условий на организм, для чего помещал испытуемых в декомпрессионную камеру. Или проводил опыты с обморожением. Гиммлер проявлял к этим экспериментам самый живой интерес и дважды предлагал Рашеру разобраться с "животным потенциалом душевного тепла". Направление опытов изменилось. Теперь замораживаемых отогревали теплом обнажённых женских тел. Рашер писал позднее в отчёте, что "душевное тепло" менее эффективно, чем горячая ванна, за исключением тех случаев, когда имел место сексуальный контакт.
Второй доктор, Йозеф Менгеле, задался целью выявить способы увеличения германской нации. В этом аспекте его чрезвычайно интересовали близнецы. Однажды он руководил операцией, во время которой были сшиты вместе два цыганских мальчика, чтобы создать сиамских близнецов. Руки детей оказались сильно заражены в местах резекции кровеносных сосудов, и мальчики погибли.
* * *
Хватало у сотрудников «Аненербе» средств и на ещё более безумные проекты. Когда во время войны бомбардировщики «Люфтваффе» не сумели прорваться к Оксфорду, специалисты одного из отделов начали изучение магических свойств колоколов городского собора Оксфорда, которые, по их предположению, были источником мистической защиты от бомб противника.
Весьма показателен и случай с Институтом Маятника, который мы рассмотрим здесь более подробно.
В сентябре 1943-го года по распоряжению короля Италии Виктора-Эммануила III был арестован верный союзник фюрера и Германии, Бенито Муссолини. Гитлер немедленно приказал начать операцию по розыску и спасению дуче. Найти последнего оказалось проблемой. Когда военная разведка не справилась с этим заданием, нацисты обратились к оккультным методам. Одним из институтов, действовавших под патронажем «Аненербе», был так называемый Институт Маятника в Берлине. Использование маятника в оккультизме происходит от известной традиции "лозоходства". Считается, что подземные колодцы и реки можно обнаружить, воспользовавшись веточкой орешника. Для этого ветке придается форма вилки, и оператор-поисковик, удерживая в каждой руке по ответвлению этой вилки, медленно прогуливается по местности. Стоит ему оказаться над подземным потоком, как ветка отклонится в его руках. Таким же образом, говорят, можно определить подземные залежи металлов и даже нефти. Более того, утверждается, что оператору совсем необязательно находиться на местности — ему достаточно подробной карты!
Оккультные деятели Германии хорошо знали об этом феномене. Но они ошибались, предполагая, что можно использовать методику лозоходства в военных целях. Когда в 1942-ом году Великобритания начала уничтожать большое количество германских подводных лодок, капитан военно-морской службы Ганс Ройдер высказал предположение, что британское адмиралтейство использует маятник для определения местонахождения субмарин противника. Это предположение было принято, и Ройдер был направлен в «Аненербе» для организации Института Маятника, который должен был стать ответом на "оккультные происки" англичан.
С помощью этого секретного института в 1943-ем году нацисты и попытались выявить местонахождение Муссолини. Эксперт из «Аненербе» незамедлительно приступил к работе и сообщил, что Муссолини находится на острове Маддалена, вблизи северной оконечности Сардинии. В действительности же дуче в это время находился на материке, откуда его впоследствии и вывезла группа немецких парашютистов во главе со знаменитым Отто Скорцени.
Ещё одним предприятием, задуманным «Аненербе» и не принёсшим ничего, кроме непомерных расходов, стала экспедиция на остров Рюген, о которой я расскажу в следующем разделе.
Теория полой Земли.
В апреле 1942-го года, когда положение на фронтах было предельно тяжёлым и, казалось, ничто не сможет отвлечь военных, учёных и инженеров от их непосредственных задач, организуется экспедиция, не имеющая никакого отношения к ходу военных действий. Тем не менее, санкция на проведение этой экспедиции была получена на самом верху: её одобрили Гиммлер, Геринг и сам фюрер.
Среди членов этой экспедиции были лучшие специалисты по радиолокации. Руководимые доктором Гейнцем Фишером, известным своими работами по инфракрасному излучению, они высадились на балтийском острове Рюген (нем.: Rugen, остров близ южного побережья Балтийского моря, в составе Германии, земля Мекленбург—Передняя Померания). С собой у них были самые современные радары. В то время эти приборы были ещё очень редки, и при подготовке экспедиции их забрали даже с наиболее чувствительных точек германской обороны.
По прибытии на место доктор Фишер направил все радары к небу под углом в 45 градусов, хотя казалось, что в избранном направлении ничего нельзя было обнаружить. Остальные члены экспедиции первоначально не знали о поставленной перед ними задаче и думали, что речь идёт о полевых испытаниях нового военного оборудования. Но ко всеобщему изумлению на протяжении многих дней направление радаров Фишера оставалось неизменным. Разъяснения были получены позже. Оказывается, фюрер имел основания считать, что Земля не выпуклая, а вогнутая. Целью экспедиции было научно доказать эту идею. Как известно, волны радара распространяются по прямой. Поэтому с их отражением Фишер рассчитывал получить изображение самых отдалённых точек внутри сферы.
Уже после войны, в 1946-ом году профессор Джерард Купер посвятил серию статей доктрине полой Земли, послужившей теоретической основой для проведения экспедиции. Он писал:
«Многие представители германского флота и авиации верили в теорию полой Земли. Думали, в частности, что она была бы полезна для обнаружения английского флота, потому что вогнутая кривизна Земли позволяла бы делать наблюдения на очень большом расстоянии с помощью инфракрасных лучей, обладающих меньшей кривизной, чем видимые лучи» [42].
Невероятно, но факт — высшие нацистские чиновники и военные специалисты отрицали то, что кажется очевидным даже ребенку. Для сторонников теории полой Земли, организовавших экспедицию на остров Рюген, мы все живём внутри шара, образовавшегося в массе скалы, которая тянется бесконечно далеко. Небо находится в центре этого шара: это масса синеватого газа с точками сверкающего света, которые мы принимаем за звёзды. Есть только Солнце и облака, но бесконечно меньшие, чем утверждают ортодоксальные астрономы. Вселенная этим ограничивается. Мы одиноки во Вселенной, и мы заключены в скалу, как в клетку
Любопытно, что доктрина полой Земли была впервые сформулирована не в Германии, как можно подумать, а в Соединённых Штатах Америки. 15 апреля 1818-го года члены Конгресса США, ректоры крупнейших американских университетов и некоторые учёные получили письмо такого содержания:
«Сан-Луи, Миссури, Северная Америка, 10 апреля
Всему миру
Я заявляю, что Земля полая и населена внутри. Она содержит много твёрдых сфер, концентрических, лежащих одна в другой, и открыта у полюса от 12 до 16 градусов. Я обязуюсь доказать реальность выдвигаемой мною мысли и готов исследовать внутренность Земли, если мир согласится помочь мне в этом предприятии.
Клайв Саймонс, бывший капитан пехоты, штат Огайо»
Американский фантаст Спрэг де Камп и немецкий инженер Вилли Лей в своей работе «От Атлантиды до Эльдорадо» так пересказывают теорию бывшего пехотного капитана:
«Саймонс настаивает на том, что в этом полом мире полыми являются также кости, волосы, стебли растений и т. д. Планеты также полые, и на Земле, например, можно различить пять сфер одна в другой, все они обитаемы снаружи и внутри, и все имеют широкие отверстия в полюсах, через которые жители каждой сферы могут отправляться в любую точку как внутри другой, так и снаружи её, подобно муравью, ползающему сначала внутри, а потом и снаружи фарфоровой чашки. Саймонс организовал поездки со своими докладами — что-то наподобие избирательной кампании. Он оставил после своей смерти кучу заметок и маленькую модель "земного шара Саймонса", которая теперь хранится в Академии естественных наук в Филадельфии. Его сын, Америк Веспуциус, стал одним из его последователей и безуспешно пытался слепить из его заметок связную работу. Он добавил предположение, в соответствии с которым, когда времена изменятся, десять исчезнувших колен Израилевых будут обнаружены живущими, вероятно, внутри самой внешней из сфер».
В 1880-ом году ещё один американец, Сайрус Тид, провозгласил, что Земля полая. Тид пользовался славой эрудита, специализировавшегося на изучении алхимии. В 1869-ом году, когда он работал в своей лаборатории и размышлял над Книгами Исайи, его вдруг "озарило". Он понял, что мы живём не на Земле, но внутри неё. Это подтолкнуло его разработать новую эзотерическую доктрину под название «корейшизм» и основать газету «Огненный меч». К 1894-у году он собрал более четырёх тысяч фанатичных последователей.
В конце первой мировой войны молодой немецкий авиатор по имени Бендер, находившийся во французском плену, наткнулся на старые экземпляры газетки Тида «Огненный меч» и на брошюры, пропагандирующие идею полой Земли. Увлекшись этим культом и, в свою очередь, осенённый озарением, он уточнил и развил эту доктрину. Вернувшись в Германию, Бендер основал движение, опирающееся на «Учение о полом мире».
Для Бендера Земля — сфера того же размера, что и в ортодоксальной географии, но она полая, и жизнь распластана на внутренней поверхности под действием давления солнечных лучей. Под этой поверхностью — бесконечная скала. Слой воздуха внутри имеет толщину 60 км, потом постепенно разреживается до абсолютной пустоты в центре, где находятся три тела: Солнце, Луна и призрачный мир. Этот "призрачный мир" — шар синеватого газа, в котором сверкают зернышки света, называемые звёздами. Когда эта синяя масса проходит перед Солнцем, на закрываемой части полой Земли наступает ночь.
Сегодня нам кажется совершенно бессмысленным, что поведение людей, отвечавших за руководство нацией, могло быть хоть частично обусловлено мистической интуицией, отрицающей существование нашей Вселенной. Но нужно учесть, что для простого человека, для немца с улицы, чья душа была истерзана поражением и нищетой, идея полой Земли в тридцатых годах была не более безумной, чем идея о безграничных источниках энергии, содержащихся в зёрнышке материи, или идея четырёхмерного пространства. Гитлер и его товарищи по партии — люди, поднявшиеся из низов — должны были считать, что идеи Бендера более приемлемы, нежели теории Эйнштейна, открывающие бесконечно сложный мир, к которому гораздо труднее приспособиться. «Учение о полом мире» давало человеку ощущение того, что он прикрыт, защищен, как зародыш во чреве матери.
Примечательно, что доктор Гейнц Фишер, руководивший экспедицией на остров Рюген, после войны сделал блестящую карьеру как физик-атомщик. Именно ему первому удалось получить в лабораторных условиях температуру в миллион градусов. На вопрос американского журналиста о его прошлом он заявил:
— Нацисты заставляли меня делать работу сумасшедшего, что весьма мешало моим исследованиям [42].
Получается, что сам учёный не верил в теорию Бендера, но вынужден был заниматься её проверкой по требованию нацистских властей. Этот факт лишний раз указывает нам на то, почему нацистская Германия должна была проиграть войну: когда ведущие учёные вместо того, чтобы заниматься делом, работают над проверкой эзотерических теорий — толку от этого не жди.
После экспедиции на остров Рюген, закончившейся совершенно бесславно, авторитет Бендера в глазах нацистских сановников покатился вниз, несмотря даже на протекцию Геринга, питавшего привязанность к бывшему герою авиации. Бендер был брошен в концлагерь, где вскоре и умер.
Но ещё задолго до этой бессмысленной экспедиции последователи Гербигера осыпали Бендера насмешками и требовали запрещения его работ. Это понятно, ведь система Гербигера претендовала на статус глобальной космогонии, однако невозможно верить в мироздание, одновременно представляющее собой арену извечной борьбы льда и огня, и полый шар, заключённый в бесконечную скалу. Гитлера попросили выступить арбитром. Его ответ заслуживает размышления.
— Нам вовсе не нужна, — сказал Гитлер, — связная концепция мира. Могут быть правы и те, и другие.
Следовательно, для нацистов имела значение не связность и единство взглядов, а разрушение систем, вытекающих из логики рационального образа мышления; важен мистический динамизм и взрывчатая сила интуиции. На этом основывалась вся политика нацистской Германии. К чему это привело, мы вскоре увидим.