Рудольф фон Зеботтендорф — основатель Общества Туле.
Название Общества Туле (Thule Gesellschaft) происходит от легендарной страны Туле. Вот что по поводу неё пишут Луи Повель и Жак Бержье в своей книге «Утро магов»:
«Легенда о Туле восходит к истокам германских преданий. Речь идёт об исчезнувшем острове где-то на крайнем Севере. В Гренландии? В Лабрадоре? Подобно Атлантиде, Туле является магическим центром исчезнувшей цивилизации» [42].
Таким образом, в самом названии Общества есть указание на его оккультную ориентацию. Общество Туле было создано в Мюнхене, как филиал Тевтонского рыцарского ордена (Germanenorden), штаб-квартира которого находилась в Берлине. Основателем Общества считается барон Рудольф фон Зеботтендорф.
* * *
Человек, известный как барон Рудольф фон Зеботтендорф, был, как это часто случается с ариософами, которыми он восхищался, не более чем самозваным аристократом. Он родился 9 ноября 1875-го года в Хойерсверде, торговом городе Саксонии, расположенном к северо-востоку от Дрездена. Его отец, Эрнст Рудольф Глауэр, был железнодорожником. Мать звали Кристиан Генриетта, урожденная Мюллер. При крещении ребенок получил имя Адам Альфред Рудольф Глауэр. Отец Рудольфа умер в июне 1893-го, оставив осиротевшему сыну средства, достаточные для того, чтобы завершить среднее образование и начать учиться на инженера.
Молодой Глауэр поступил в Техническую Школу Ильменау, но учёбу не завершил. А вместо этого, подписав контракт на шесть месяцев, нанялся кочегаром на судно. Эта работа позволяла ему путешествовать по всему миру.
Летом 1900-го года Глауэр прибывает в Константинополь, где на некоторое время останавливается. Он изучает турецкий язык у имама в мечети Бейкоца и знакомится с местными обычаями. Именно здесь Глауэр серьезно увлекся оккультными науками. Гуссейн Паша, его богатый и образованный хозяин, исповедовал суфизм и обсуждал вопросы веры с Глауэром.
В Бурсе Глауэр познакомился с семьей Термуди, греческими евреями из Салоники. Старый Термуди ушёл от дел и целиком посвятил себя изучению оккультизма и коллекционированию алхимических и розенкрейцеровских текстов. Термуди были франкмасонами и принадлежали ложе «Французский Ритуал Мемфиса». Глауэр был посвящен в ложу старым Термуди и впоследствии унаследовал всю его оккультную библиотеку [23].
В 1902-ом году Рудольф вернулся в Германию и поселился в Мюнхене. Несколько лет спустя газеты сообщили о том, что Глауэр предстал перед судом по обвинению в подделывании денег и других жульничествах. Он косвенно упоминает об этом инциденте, когда описывает размышления над своим жизненным выбором в Кафедральном Соборе Фрайбурга в 1908-ом году — возможно, эти столкновения с властями и послужили причиной его решения во второй раз оставить Германию и вернуться в Константинополь.
Известно, что Глауэр читал лекции на эзотерические темы в своем доме, в одном из районов Константинополя, а затем в декабре 1910-го года основал мистическую ложу.
Религиозная ориентация первоначально определяла собой и политические взгляды Глауэра: антиматериализм, алхимия, розенкрейцеры в сочетании с послевоенной ненавистью к большевикам, воплощающих в себе апофеоз материализма, — всё это привело его к исключительно антидемократическим идеям. Его политическое мировоззрение нашло историческую параллель в фигуре короля Фридриха Вильгельма II, бывшего мистическим иррационалистом и поддерживавшего Орден розенкрейцеров. Это сплетение политико-религиозных мотивов могут объяснить и фантазии Глауэра о его аристократическом происхождении.
Второй период Глауэра в Турции длился четыре года. После участия во Второй Балканской войне (октябрь—декабрь 1912-го) на турецкой стороне и будучи ранен, он вернулся в Германию, обосновавшись в Берлине. Вскоре он выгодно женится и становится богачом.
Однажды Глауэру — нет, теперь уже Зеботтендорфу — попадается на глаза газетная реклама Тевтонского Ордена, приглашавшая светловолосых и голубоглазых немецких мужчин и женщин к вступлению в Орден. Под объявлением располагались три руны. Зеботтендорф был заинтригован и решил добиться членства. В сентябре 1916-го года он нанёс визит главе Ордена в Берлине по имени Герман Поль. Зеботтендорф и Поль говорили о рунах, эзотерический смысл которых интересовал последнего, и об Ордене. Поль объяснил, что он пришёл к изучению рун через Гвидо фон Листа и что он убеждён — утрата арийцами знаний об их магической власти связана с нарушением расовой чистоты, в особенности скрещивания с евреями. Он полагал, что это знание может быть восстановлено только путем очищения расы от иностранных влияний.
Зеботтендорф стал расспрашивать о будущем Ордена и ему объяснили, что оно определится после собрания, которое должно привести в порядок дела Ордена. Зеботтендорф принимает на свои плечи руководство баварским отделением Ордена и начинает действовать от имени Поля. Его переписка с людьми, чьи адреса он получил от руководства, измеряется томами. Он начал посещать членов Ордена, и эти визиты превратились в регулярные групповые встречи и лекции. Предложение Зеботтендорфа издавать ежемесячный журнал Ордена было тепло встречено "братьями": и первый номер «Рун» появился в январе 1918-го года.
Помощники Зеботтендорфа активно вербуют новых членов. Весной 1918-го года вверенное ему отделение Ордена насчитывало уже 200 человек; следующей осенью — 1500. Поскольку помимо ритуальных собраний Тевтонский Орден постоянно устраивал правые митинги, баварское отделение приняло название Общество Туле, чтобы избавить себя от нежелательного любопытства со стороны социалистов и прореспубликанских элементов. Комнаты Общества Туле, которые они арендовали у гостиницы «Четыре времени года» были украшены эмблемой Туле, изображающей длинный кинжал и "солнечное колесо" свастики.
Зеботтендорф показал себя 9 ноября 1918-го года во время социалистической революции в Баварии. Едва узнав о перевороте, Зеботтендорф собирает своих "братьев" и произносит страстную речь. Сохранившийся текст демонстрирует поразительную смесь монархических, антисемитских и ариософских чувств:
«Вчера мы пережили гибель всего, что было нам дорого, близко и свято. Вместо наших принцев германской крови, у власти — смертельные враги: евреи. Чем грозит нам этот хаос, мы ещё не знаем. Но мы догадываемся. Время, которое придёт, будет временем временем борьбы, горьких утрат, временем опасности... И пока я держу свой железный молот [речь идёт о молоте Мастера — А.П.], я клянусь все силы отдать этой борьбе. Наш Орден — германский Орден и преданность наша — германская. Наш бог — Вальватер, его руна — Ar. И триединство: Вотан, Вили, Ви — едины в тройственности. Ar — руна означает Ариан, первоначальное пламя, солнце и орел. Чтобы показать волю орла к самопожертвованию, он окрашен в красный. С сегодняшнего дня наш символ — красный орел, пусть он предупреждает нас, что мы должны умереть, чтобы выжить» [23].
Ссылки Зеботтендорфа на руну Ar и на мистическую фигуру воскресающего орла, ставшую воинствующим символом арийцев, свидетельствуют о несомненном влиянии Листа. Ещё в 1908-ом Лист писал о том, что Ar-руна означает солнце, первоначальный огонь, арийцев и орла, при этом он также имел ввиду смерть и воскресение орла как специфически немецкий символ возрождения. Триединство Вотана, Вили и Ви он описывал в своей германско-теософской космогонии 1910-го года.
Название Туле тоже восходит к ариософии. Этот термин произошел от имени, данного самой северной земле, открытой Пифеем около 300-го года до нашей эры. Зеботтендорф отождествлял эту Ультима Туле с Исландией: как предполагаемый аванпост немецких беженцев, эта страна играла значительную роль в арманистской доктрине. Обратившись к членам Туле с требованием бороться, "пока свастика не воссияет над холодом темноты", Зеботтендорф завершил свою речь декламацией расистско-теософских стихов.
Члены Общества Туле принимали деятельное участие в сопротивлении коммунистическому правительству Республики Бавария: просачивались в армейские подразделения, проводили в них агитационную работу и запасались оружием Некоторые из них даже были арестована и расстреляны.
После свержения коммунистов, Общество Туле стало одной из наиболее влиятельных групп в Баварии. Поэтому именно к его членам обратился за поддержкой молодой и пока ещё никому не известный человек с большим политическим будущим. Позже этого человека назовут фюрером. Ещё позже — мессией Тёмных сил. А пока он — просто Адольф Гитлер.
Копьё судьбы,