ЛЕКЦИЯ № 2. ЭКСКУРСИЯ И ЕЕ СУЩНОСТЬ
2.1. Эволюция определения экскурсии в российском экскурсоведении
В литературе, посвященной организации экскурсионной работы существует несколько определений экскурсии, отражающих эволюцию этого процесса в истории. Первоначально экскурсия рассматривалась как прогулка, с практической целью (исследование природы, истории края). Позднее экскурсия стала частью научного процесса. К экскурсиям стали привлекать школьников, сделав ее частью учебно-воспитательного процесса. В советский период экскурсия становится частью массовой культурно-просветительной работы с населением. В настоящее время экскурсия, обогатившись содержанием, формами, тематикой, методикой проведения является неотъемлемой часть туристической деятельности.
Приведем несколько определений термина «экскурсия»
«Экскурсия, проходка, прогулка, выход на поиск чего, для собирания трав и пр.» - В.И. Даль (1882 г.).
«Экскурсия – поездка с учебной или научной целью» - Настольный энциклопедический словарь (1895 г.).
«Экскурсия – это форма общественно-просветительной работы, при которой группа лиц (экскурсантов) под руководством более сведущего лица (руководителя) изучает... явление в его естественной обстановке» - В. А. Герд (1925).
«Экскурсия – коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью» – Малая советская энциклопедия (1931 г.).
«Экскурсия – один из видов массовой культурно-просветительной, агитационной и учебной работы, имеющей целью расширение и углубление знаний подрастающего поколения, рабочих и колхозных масс путем выхода из обычной обстановки как для непосредственного наблюдения и исследования явлений природы и общественной жизни, естественных производительных сил, фактов культуры и быта и т. п., так и для наглядного ознакомления с определенными объектами (например, музей, выставка) по заранее определенному плану и, как правило, под специальным руководством» - Большая советская энциклопедия (1933 г.).
«Экскурсия – коллективная поездка или прогулка куда-нибудь с научно-образовательной или увеселительной целью» – Д.Н. Ушаков (1940 г.)
«Экскурсия – поездка, прогулка, посещение какого-либо учреждения с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью» – Словарь иностранных слов (1941 г.).
«Экскурсия – коллективная поездка или поход в достопримечательные места с научной, образовательной или культурно-просветительной целью» – Малая советская энциклопедия (1960 г.).
«Экскурсия – посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местность и т. д.), форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, коллективно под руководством специалиста-экскурсовода» – Большая советская энциклопедия (1978 г.).
Суммируя данные определения, акцентируя внимание на современном этапе развития экскурсионного дела можно сформулировать определение и ее характерные признаки.
2.2. Характерные признаки и сущность экскурсии
Экскурсия – целенаправленный наглядный процесс познания окружающей действительности, построенный на заранее подобранных исторических, природных, архитектурных, производственных объектах, показ которых происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода), и подчинен раскрытию определенной темы.
Сущность экскурсии – экскурсия имеет свои особенности (признаки) в организации, методике подготовки и проведения. Выделяют шесть признаков экскурсии:
1) протяженность по времени проведения (от одного академического часа до суток);
2) наличие экскурсионной группы (20-25 чел.);
3) наличие квалифицированного руководителя – специалиста в определенной отрасли знаний (экскурсовод);
4) показ экскурсионных объектов (первичность зрительных впечатлений);
5) передвижение экскурсионной группы по заранее составленному маршруту;
6) целенаправленность показа объектов (наличие определенной темы).
Тематика экскурсий – совокупность, набор, группа тем экскурсионного процесса. Характерным признаком экскурсии является ее построение в соответствии с определенной темой.
Тема экскурсии - предмет показа и рассказа. Формулировка темы представляет собой краткое, концентрированное изложение основного содержания экскурсии. Тема – понятие, относящееся к содержанию чего-либо. Тема связана с такими понятиями, как «цель» и «идея». Тема предусматривает изложение определенного материала посвященного определенному процессу.
Идея экскурсии – ее замысел, главная мысль. Тема и идея составляет идейно-тематическую основу экскурсионной работы. Важнейший показатель адекватности тематики экскурсии – тот интерес, который вызывает тематика у туристов, обеспечение условий для расширения кругозора потребителя. Расширение тематики экскурсий – важная закономерность развития экскурсионного дела. В советское время только экскурсионные учреждения профсоюзов проводили экскурсии более чем на 24 тыс. тем. Необходимо отметить, что ресурсы любого города России позволяют реализовать только в городской черте значительное количество тематических экскурсий. Главные требования к тематике экскурсий – актуальность, разносторонность, соответствие запросам и интересам потребителей.
Подтема экскурсии - сумма нескольких основных вопросов. В каждой из тем экскурсии одновременно освещается и несколько подтем: история города, характеристика промышленности, науки, культуры. Правильно разработанная подтема воспринимается вместе с другими подтемами.
Композиция экскурсии - расположение, последовательность и соотношение подтем, основных вопросов, ее вступления и заключительной части.
Подтемы определяются особенностями исторического развития города, области, края. Одна из подтем становится основой экскурсии, определяясь в качестве ведущей.
Ведущая подтема экскурсии – способствует более глубокому раскрытию ее содержания, делает ее более убедительной и запоминающейся. Каждая подтема обзорной экскурсии может в дальнейшем стать темой для разработки самостоятельной экскурсии, поскольку тематическая экскурсия должна быть посвящена раскрытию какой-либо одной темы. В большинстве случаев эта тема затрагивает отдельный исторический период, какое-то одно значительное событие прошлого или настоящего. Широкое развитие тематики позволяет использовать различные виды группировки тем
Одна из особенностей тематики экскурсионного процесса – тесная связь с объектами и с экскурсионным материалом, который может быть усвоен экскурсантами при показе этих объектов. Экскурсионные объекты одновременно могут демонстрироваться на нескольких экскурсиях: обзорной, военно-исторической, историко-революционной, литературной, архитектурной и других. В экскурсии могут быть задействованы и объекты, расположенные на пути следования группы. Вместе с тем эти объекты не должны становиться основными объектами показа, рассказ о них должен вестись только по просьбе туристов или в качестве дополнительного материала.
Название экскурсии – языковое выражение обозначающее ее содержание. Задача названия – активизировать внимание туристов, заинтересовать их, подготовить аудиторию к предстоящей экскурсии. Название экскурсии должно выражать один смысл, должно быть точным, не допускающим двояких толкований. Название экскурсии бывает простым и сложным. В сложном названии его вторая часть дополняет и поясняет первую. У экскурсии может быть несколько названий в зависимости от состава участников и поставленной задачи.
В ходе подготовки и реализации экскурсии должны быть реализованы определенные экскурсионные принципы (научность, связь с жизнью, объективность, доступность), влияющие на ее эффективность.
Принцип научности–один из основных в экскурсионном процессе, в соответствии с нимсодержание экскурсии должно излагаться в соответствии с данными той или иной науки. Факты, события, теоретические положения должны даваться в научной трактовке и объективно оцениваться.
Принцип связи теории с жизнью –материал экскурсий должен быть увязан с жизнью, с современным этапом развития страны, города, района.
Принцип объективности – информация, излагаемая экскурсоводом должна соответствовать, действительности, быть свободной от субъективных взглядов тех или иных исследователей на развитие истории и культуры.
Принцип доступности – экскурсионная информация должна быть доступной для восприятия потребителем.
Экскурсионный процесс выполняет ряд функций. Функции экскурсии – те цели и задачи, которые реализуются в ходе экскурсионного процесса.
Функция информации – экскурсия в зависимости от своей темы содержит определенную информацию о развитии общества, архитектуры, той или иной науки. Рассказ экскурсовода представляет собой достаточно полную и тщательно выверенную информацию по теме.
Функция организации отдыха – отдельные виды экскурсии способствуют эмоциональной и физической разгрузке потребителя, кроме того, экскурсия призвана организовывать свободное время экскурсанта, придавая ему осмысленность.
Функция расширения кругозора – одна из функции экскурсий знакомство потребителя с основными особенностями исторического и культурного развития региона, знакомство с памятниками истории и культуры, архитектурными стилями и т.п.
Функция подготовки и переподготовки кадров – ряд специализированных экскурсий способствуют подготовке будущих специалистов-экскурсоводов и организаторов экскурсий.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте эволюцию термина «экскурсия» в российском экскурсоведении.
2. Дайте определение экскурсии.
3. Назовите признаки экскурсии и охарактеризуйте ее сущность.
4. Назовите основные принципы экскурсии
5. Назовите основные функции экскурсии.