Историческая мысль эпохи Просвещения
Своеобразным продолжением традиций Возрождения стала историософия Нового времени – века Просвещения. Просвещение – это широкое интеллектуальное движение, тесно связанное с переменами в социальной и культурной жизни, со становлением гражданского общества, изменениями в системах мировоззрения. Просветительская мысль зародилась во второй половине XVII века (в Англии, Германии, Голландии), но наибольший интерес представляют труды французских мыслителей середины и второй половины XVIII века.
Взгляды деятелей Просвещения были разнообразными, но в их сочинениях поднимались сходные проблемы и высказывались близкие суждения. Они пытались пересмотреть такие ключевые понятия, как «человек» и «общество». В центре размышлений просветителей были следующие вопросы:
- что такое человеческая природа?
- в силу каких причин возникает общественное устройство?
- что объединяет и различает множество народов мира?
- почему, несмотря на успехи наук и смягчение нравов, люди несчастны?
- можно ли изменить нынешний порядок жизни таким образом, чтобы и государства, и народы жили в гармонии?
Деятели Просвещения критически относились к власти и традиции. В их системе ценностей высшими были разум и здравый смысл, которые противостоят предрассудкам, сословному неравенству, верховенству церкви. Вера в силу разума давала надежды на быстрый культурный прогресс человечества – избавление от собственных ошибок, невежества, суеверий, угнетения.
Просветители размышляли и о такой важной проблеме как разнообразие народов и государств. В XVII-XVIII вв. в обществе были популярны теории, согласно которым внешний облик обитателей разных стран, особенности их быта, форм правления, верований, искусств зависели в первую очередь от географических факторов (климата, ландшафта, почв).
Особенно основательно писал об этом Ш.-Л.Монтескье (1689-1755). Например, жаркий климат, равнинный характер местности, плодородие почвы Юга порождают такие характерные черты населения южных государств как леность, страсть к роскоши, отсутствие храбрости и склонность к рабскому повиновению. Отсюда, по Монтескье, неизбежно установление такого характерного для Юга политического строя как деспотия. И наоборот, скудность почвы, холодный климат Севера способствуют предприимчивости и храбрости; в таких условиях развиваются промышленность, свободные учреждения, любовь к независимости.
Природные факторы выступают в сочетании с другими, самыми разнообразными. Например, государственно-политическое устройство зависит от размеров территории: небольшие размеры способствуют созданию республики, средние – монархии (ограниченной), а обширная территория – деспотии. В равной мере особенности государственного строя определяет и религия: мусульманство и католичество (республика в Венеции) способствуют установлению деспотии, протестантизм – ограниченной монархии и республики.
Наилучшее, по мнению Монтескье, государственное устройство существовало в Англии. Это зависело от особенностей умеренного климата на островах, который определил характер их жителей. Английскую монархию Монтескье считал лучшей формой, поскольку она соединяла в себе демократический и аристократический элементы, а монарх служил в роли арбитра между ними. Но и ограниченная монархия должна в самом политическом строе иметь гарантию законности и свободы. Эту гарантию Монтескье находит в разделении властей (законодательной, исполнительной и судебной) и в их равновесии.
В XVIII веке более широко стали применяться понятия «культура» и «цивилизация». Заимствованные из латинского языка, эти слова наделялись новыми смыслами. Слово «культура» немецкие просветители понимали как синоним французского понятия «цивилизация», обозначая светский процесс становления «культурности» или «цивилизованности»: улучшение условий жизни, выработку справедливых законов, смягчение некогда грубых нравов, усовершенствование вкусов и манер. Использование слов «культура» или «цивилизация» для описания народов подразумевало их сравнение между собой, соотнесение с неким общим эталоном «культурности». Под этим эталоном часто подразумевалось современное состояние европейских государств. «Отставание» неевропейских обществ просветители связывали с тем, что в них еще сохранились предрассудки, законы, обычаи и верования, подавлявшие свободу мысли. Вольтер (1694-1778), например, писал о разных народах с сочувствием и интересом, но сохранял большую дистанцию и ориентировался на систему ценностей «своей» цивилизации.