Имидж турфирмы и сервисная деятельность
Оформление офиса.Идеальный вариант, когда офис имеет собственный вход с улицы и небольшое парковоч-ное место. Это не только упрощает жизнь клиентам, но и значительно улучшает имидж турфирмы. В любом случае вход в офис должен соответствовать направлению работы турфирмы, т.е. содержать красивые рекламные плакаты и надписи.
На стене турфирмы целесообразны географические карты и, возможно, фотографии, привезенные из разных стран, дипломы и сертификаты турфирмы, что создает подходящую атмосферу для разговора о путешествиях.
Один из важнейших моментов успеха - чистота и уют. Удобные кресла, живые цветы, правильное освещение и отсутствие загроможденности создают атмосферу уюта и хорошей рабочей обстановки.
Вокруг стола каждого менеджера должно оставаться свободное пространство около 2—3 м. Этого вполне достаточно, чтобы во время беседы с клиентом сложилась доверительная и в то же время деловая атмосфера. На столе менеджера, работающего с клиентами, не должно быть ничего лишнего; только рабочий компьютер, телефон, аккуратно сложенные визитные карточки и документы, необходимые в данный момент. Рекламные буклеты, проспекты, брошюры должны стоять на полках или стеллажах.
Напротив менеджера с другой стороны стола должны стоять один или два удобных стула или кресла для посетителя. Со стороны клиента кладется ручка с символикой фирмы.
Телефонные разговорысоставляют важную часть делового общения. От правильного ведения телефонного разговора за висит, обратится ли клиент в дальнейшем в эту турфирму или поищет себе другую.
На телефонные переговоры в турфирме менеджеры затрачивают около 40 % рабочего времени. Согласно статистике, более 70 % клиентов турфирмы предварительно созваниваются с менеджерами и договариваются о встрече. В телефонных разговорах клиент получает первичную информацию, уточнения по уже приобретенной путевке; нередко по телефону заключаются соглашения между участниками туристского процесса (с транспортниками, гостиницами и т.д.).
Правила делового телефонного разговора:
-краткость;
-дружелюбный тон;
-четкое произнесение фраз;
-непременное представление в начале разговора и прощание в конце.
При звонке в офис:
-брать трубку следует до 4-го звонка, чтобы не раздражать потенциального клиента;
-необходимо поздороваться, кратко представиться и сказать название турфирмы. Например, «Здравствуйте. Турфирма "Глобус". Менеджер Марина. Слушаю вас».
о телефонный разговор заканчивает тот, кто позвонил.
Если в процессе переговоров с клиентом зазвонил телефон, можно ответить на звонок только в том случае, если в комнате больше нет свободных сотрудников; при этом необходимо извиниться перед клиентом.
Если оказалось, что абонент набрал номер ошибочно, следует вежливо сказать ему об этом, ни в чем не упрекая, вдруг этот человек - будущий потенциальный клиент.
Если по телефону спрашивают заболевшего коллегу, нужно кратко объяснить ситуацию и записать то, что хотел передать звонивший.
При звонке из офиса:
- при любом звонке следует поздороваться и представиться;
- нельзя звонить клиенту раньше 9.00, в обеденный перерыв и по окончании рабочего дня; лучше делать деловой звонок после 9.30 утра;
- домой коллеге и клиенту можно звонить только в случае крайней необходимости (например, сообщить об изменении времени рейса и т.д.);
- каждый телефонный звонок требует тщательной подготовки, целесообразно написать кратко на бумаге вопросы, которые будут затронуты в разговоре;
- если разговор предстоит долгий, следует сразу сказать об этом собеседнику и спросить его, возможен ли такой разговор сейчас или лучше его перенести на другое время;
- с клиентом необходимо разговаривать, учитывая его возрастные, половые, социальные особенности; во время разговора следует использовать формулы вежливости: «Напомните, пожалуйста», «Разрешите вам напомнить», «Надеемся на дальнейшее сотрудничество», «С вами всегда приятно иметь дело»;
- в конце разговора следует кратко попрощаться, используя такие фразы: «До свидания, с вами было приятно общаться» или: «До скорой встречи».
Для построения грамотного и эффективного делового разговора рекомендуется прибегать к некоторым «хитростям»:
1) Создание проблемной ситуации и решение ее с помощью собеседника.
Например: туроператор сообщает клиенту, что группа на автобусную поездку по странам Европы уже сформирована и свободных мест нет. «Что же с вами делать?» — «Может быть, найдется хотя бы одно местечко? Давно хотелось повидать Европу». — «Знаете, мы можем предложить вам нечто лучшее — посещение нескольких стран Европы не на автобусе, а на поезде с оплаченными экскурсиями по памятникам архитектуры». - «Ваше предложение, пожалуй, даже лучше — в поезде более комфортно». Таким образом, туроператор реализует более дорогие путевки, ни в чем не ущемляя желаний клиента.
2) Использование в речи ярких сравнений.
Например: «Кататься на горных лыжах в Австрии — это все равно что побывать в прекрасной сказочной стране»
3)Создание ситуации провокации, когда выдвигается заведомо
неправильный тезис, а затем вместе с клиентом находится вы
годное для всех решение.
Например: туроператор говорит клиенту: «Разумеется, вы можете приобрести аналогичную путевку и в другой турфирме, там даже цены немного ниже». Клиент уточняет: «Вы правда мне это советуете?». — «Да. Только эти фирмы в отличие от нас не дают гарантий при форс-мажорных обстоятельствах и не страхуют клиентов». — «Да? Тогда лучше мы приобретем путевку у вас».
4) Использование небольшой психологической атаки.
Например: клиент: «Очень жаль, но, вероятно, у нас с вами ничего не получится, придется обратиться в другую турфирму». Туроператор: «Как хотите (психологическая атака), но только наша турфирма может предложить вам по самым низким ценам шоп-туры в Грецию с посещением Олимпа». — «Да? Давайте рассмотрим еще раз ваши предложения».
5)Использование откровенной лести.
Например: туроператор говорит клиенту: «Такой опытный путешественник, как вы, может даже нам посоветовать, куда лучше поехать!»
Любой деловой разговор в офисе, как устный, так и телефонный, должен подчиняться правилам семи «Я»:
1.Приветствие.
2.Представление.
3.Причина (выяснение причины прихода или звонка клиента в
офис).
4. Подробности.
5. Подведение итогов, резюме разговора.
6. Признательность.
7. Прощание.
Например. Разговор менеджера с клиентом в офисе турфирмы.
- Здравствуйте. С кем можно поговорить насчет путевок?
- Здравствуйте. Проходите, пожалуйста. Садитесь. Меня зовут Ксения. А вас?
- Елена. Ксения, что вы можете предложить нам с подругой для недорогой поездки в Грецию?
- Елена, с какой целью вы хотели бы совершить поездку в Грецию: отдохнуть, приобрести недорогую шубу или осмотреть исторические памятники?