Психологические типы клиентов в туризме
Психологические типы клиентов. Манера вести разговор, приемы убеждения непосредственно зависят от характера клиента. Чтобы выработать правильную стратегию разговора, следует определить основные черты характера клиента, опираясь на знание психологии.
Знаменитый психолог Карл Юнг выделил два основных типа личности — экстраверт и интроверт.
Экстраверт- общительный человек, считающийся с мнениями других людей. Именно экстраверты бывают трудоголиками, взваливая на себя свою и чужую работу. В то же время экстраверт — прекрасный собеседник, всегда находит общий язык с людьми и умеет приспосабливаться к обстоятельствам. К типу экстравертов принадлежат лучшие специалисты сферы услуг, в том числе туристских фирм, и самые лучшие клиенты.
Интровертглавными считает свои мысли и поступки, его мало интересуют мнения других. Интроверту тяжело общаться с незнакомыми и лучше заниматься бумажной работой, чем деятельностью, связанной с общением с клиентами. Клиент-интроверт требует к себе особого подхода. Туроператору приходится приложить немало усилий, чтобы понять, чего хочет такой турист. На интроверта нельзя давить, нельзя его торопить, беседу следует вести в доброжелательной манере, проявляя максимальную терпимость к требованиям клиента.
Современные психологи выделили 9 типов личности потенциального клиента:
1) Экстраверт-оптимист» - лучший собеседник, он практически всегда умеет слушать и логически рассуждать, не вступая в конфликты. Этот клиент заходит в турагентства с таким видом, как будто хочет поступить сюда на работу: с приятной улыбкой на лице и с извинениями за отнятое время. Экстраверт-оптимист прекрасно знает, что хочет, и умеет кратко изложить цель своего путешествия и приемлемые для него условия приобретаемого тура.
Главная цель разговора с ним - понять его желания и предложить ему то, что он хочет. При разговоре с клиентом такого типа лучше всего смотреть ему прямо в глаза и одновременно делать заметки на листе бумаги. Нужно не шутить и приводить в пример других клиентов, а сразу рассказать обо всех турах, которые соответствуют его запросу. Если таких туров нет, бесполезно пытаться продать экстраверту-оптимисту что-либо другое. В разговоре с ним нельзя затягивать время, невнимательно слушать, отвлекаться на телефонные звонки и Прибегать к эмоциям. На все его вопросы необходимо давать логические краткие ответы, а все аргументы строить исключительно на разумном отношении к продажам.
2) «Умник» - клиент, который считает, что все знает лучше специалистов. В разговоре старается всеми средствами одержать
верх, не дать себя в обиду, использует специальные термины. «Умник» говорит уверенно, эмоционально и даже агрессивно, действуя под девизом: «Лучшая защита — это нападение».
В разговоре с таким клиентом необходимо дать ему высказаться, а затем задать несколько вопросов, содержащих профессиональные термины типа «эксклюзивное предложение», «инсетив-тур» и т.д. Можно несколько раз повторить ключевые фразы, сказанные «умником», чтобы вызвать у него уверенность в собственной правоте. Следует попросить клиента спокойно и четко выразить свои желания, а затем приступать к предложениям туров. Нельзя поддаваться влиянию «умника» и вступать с ним в спор.
3) «Сноб»- клиент, занимающий важное положение и смотрящий на окружающих свысока. «Сноб» категоричен во взглядах, в разговоре придерживается начальственного тона, долго рассматривает окружающие его предметы и при этом часто
морщится.
С таким клиентом следует беседовать спокойно, не применять критику и все доказательства приводить грамотно и профессионально. Если «сноб» требует старшего менеджера, следует пойти ему навстречу или кому-то из старшего персонала представиться старшим менеджером. Со «снобом» следует находить компромисс, постепенно предлагая возможные туры, отвечающие его требованиям. На «сноба» нельзя оказывать давление, бурно выражать эмоции, говорить неуверенно.
4) «Интроверт»- человек, замкнутый в себе, не умеющий и не
желающий общаться. Такой клиент старается вести себя незаметно, не может четко объяснить, чего конкретно хочет, готов быстро сдаться, не купив тур. В то же время «интроверт» вежлив и соблюдает правила этикета, известные ему. При общении с менеджерами «интроверт» отводит глаза в сторону, теребит волосы или пуговицы на одежде. Решение о приобретении
тура он принимает тяжело. Для такого клиента важно, чтобы в фирме остались о нем хорошие впечатления.
С ним следует обсуждать только самые необходимые вопросы, делать это кратко и четко, не рассчитывая на отдачу. Главное — вызвать у «интроверта» доверие и превратить разговор в подобие профессиональной консультации, постоянно задавая наводящие вопросы. Общаться следует приветливо, интересуясь делами клиента и изображая искреннее участие. На «интроверта» нельзя оказывать давление и проявлять свою неуверенность.
5) «Истерик»- эмоциональный клиент (чаще клиентка), не
умеющий сдерживать свои чувства и мысли. «Истерик» («истеричка») прекрасно улавливает отношение работников офиса к себе и реагирует соответствующим образом. Клиент этого типа проявляет благожелательное отношение только к тем людям, в которых он заинтересован в данный момент, все остальные для него - общая масса, недостойная внимания. В разговоре «истерик» постоянно что-то советует, ожидая, что его советы будут восприняты благожелательно.
С таким клиентом следует вести себя сдержанно, немного холодно и все вопросы решать так, чтобы звучали его формулировки. На советы «истерика» следует реагировать положительно, кивая головой и ни в коем случае не вступая в спор. Основной метод при работе с таким клиентом - внушение с элементами убеждения и красивые комплименты. Нельзя обижаться на критику истерика, следует уделять ему повышенное внимание.
6) «Заяц»- неуверенный в себе человек, думающий не о том, что
бы выбрать тот или иной тур, а о том, чтобы не показаться
смешным. Часто такой клиент проявляет агрессивность как защитную реакцию на окружающий мир. «Заяц» почти не уступает в споре и отличается резкими быстрыми движениями.
В разговорах о покупке тура такой клиент проявляет мелочность и занудство. Как правило, «заяц» разговаривает негромко и на одной ноте. На каждую фразу требует аргументированного подтверждения, лучше всего цитату из закона или инструкции.
С таким клиентом следует быть очень тактичным и довольно мягким, а также запастись терпением и обращаться только по имени и отчеству. Главный метод работы с «зайцем» — подробное обсуждение каждой детали и удовлетворение всех запросов. «Зайцу» нельзя врать и нельзя оправдываться в разговоре.
7) «Болтун» - клиент, много говорящий и почти не умеющий слушать. Войдя в офис, он моментально приступает к разговору с первым же попавшимся менеджером, даже если тот в этот момент занят. Часто такой клиент не знает, чего хочет и хочет ли
чего-то вообще. Возможно, он пришел в офис просто пообщаться с приятными молодыми девушками, а возможно, ему на самом деле необходима путевка, что и предстоит выяснить
менеджеру.
Следует научиться останавливать словоизлияния такого клиента и направлять его мысли в нужное русло. С «болтуном» нельзя вступать в длительные разговоры «ни о чем» и поощрять его словоизлияния.
8) «Пессимист»- клиент, все воспринимающий критически и никому не доверяющий. Если такой клиент хотя бы один раз удачно купит тур в вашей турфирме, он станет вашим постоянным клиентом, так как он не приемлет ничего нового. «Пессимист» разговаривает неспешно и солидно, приводя в разговоре серьезные аргументы относительно своего выбора; он редко выходит за рамки правил этикета и еще реже проявляет свои эмоции. В разговоре «пессимист» не любит обсуждать отвлеченные предметы и с удовольствием демонстрирует свою компетентность.
Основной метод работы с «пессимистом» - грамотно построенный диалог, в котором акцентируются качество и надежность предлагаемого турпродукта. Чтобы реализовать такому клиенту какой-либо тур, следует использовать все известные аргументы и эмоциональность речи. С «пессимистом» нельзя торопить события или пытаться продать тур, в котором клиент не заинтересован.
10) «Клоун»- клиент, стремящийся быть в центре внимания с помощью всевозможных шуток. Он может зайти в офис и обратиться к девушкам-менеджерам с фразой: «А кто из вас Николай?» Как правило, клиент-клоун ярко одет и хорошо выглядит. В разговоре может использовать устаревшие или намеренно искаженные слова. Например, «Барышни, на какой подводе можно доехать до Парижу?» Такое поведение клиента говорит о том,
что он всеми силами старается произвести впечатление.
Целесообразно разговаривать с этим клиентом как можно проще, представляясь только по имени и поддерживая шутливый разговор: «Здравствуйте, я именно тот менеджер Николай, которого вам так настоятельно советовали». Чаще всего клиент-клоун предпочтет новый экзотический тур старому классическому. Из этого принципа и следует исходить при общении с ним. Нельзя разговаривать с таким клиентом в сухом тоне и отвлекаться на другие дела.
Специалисты утверждают, что восприятие человеком новой информации напрямую зависит от его личностных особенностей.
По восприятию окружающего мира все люди условно подразделяются на три типа - визуалисты, аудиалы, кинестики.
1) Визуалисты- те, кто оценивает окружающих людей и предметы с помощью зрения. Поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» именно о них. Как правило, к людям этого типа относятся темпераментные, эмоциональные и в то же время творческие личности. Приходя в офис, визуалисты почти с порога начинают разговор, с интересом оглядывая и оценивая обстановку и используя слово «вижу». Во время бесе ды такой клиент часто закатывает глаза или постоянно высматривает что-то вокруг себя.
Чтобы заинтересовать их тем или иным туром, следует показать им красочные буклеты, «попутешествовать по карте», продемонстрировать видеоролик.
2) Аудиалы - те, кто оценивает окружающий мир с помощью слуха. Аудиалу не обязательно видеть обсуждаемый предмет, для него главное — слышать его описание. Чаще всего аудиалы - люди спокойные, находящиеся в гармонии с собой и окружающим миром. Заходя в офис, они сначала усаживаются, а затем начинают разговор, часто используя фразу «хочу от вас услышать».
Чтобы убедить такого клиента, следует как можно более аргументированно и в то же время эмоционально рассказать о достоинствах предлагаемого тура. Во время беседы с аудиалом большое значение имеют правильно выбранный тон и громкость голоса.
3) Кинестики- те, кто воспринимает окружающий мир «на ощупь». Чаще всего кинестики, входя в офис, сразу стараются подойти как можно ближе к собеседнику, дотронуться до него. Кинестики довольно динамичные люди, в разговоре часто произносят слово «чувствую» и опускают глаза вниз.
При общении с ними лучше всего использовать нехитрый прием: сразу подарить визитку турфирмы или рекламный календарик, дать посмотреть иллюстрированный каталог последних туров. Чувствуя в руке приятный на ощупь предмет, кинестик будет более сговорчивым.