Тема 6.2. Этические нормы в туризме
Корпоративной этикойназывается система этических требований, предъявляемых к работникам предприятий. В рамках корпоративной этики в сфере услуг происходит формирование отношений как между работниками, так и между менеджерами и клиентами.
Как известно, корпоративная этика:
- помогает новому работнику быстрее разобраться в делах организации и начать приносить ей доход;
- менеджеру (туроператору) найти общий язык с любым клиентом;
- организации создать собственную систему общения.
Корпоративные этические нормы предполагают: вежливость, тактичность, доброжелательность, скромность, четкость. Важную роль в эффективной работе менеджера играют:
- внешний вид - опрятность и стиль в одежде, осанка, доброжелательный взгляд;
- поза менеджера при разговоре с клиентом - следует сидеть прямо, но не напряженно;
- оптимальная дистанция при разговоре в офисе - 1,5-2,3 м (ближе дистанция будет слишком интимной, а дальше не возникнет необходимого контакта).
Имидж работника в сфере туризма- это образ делового человека, создающий приятное впечатление с первого взгляда. Влиять на людей, оказывать на них положительное воздействие могут те, кто обладает положительным имиджем. Составными частями положительного делового имиджа являются хорошие манеры, стильная одежда, умение вести разговор, грамотная речь. Правильно созданный имидж помогает сделать работу более эффективной, а общение с клиентами поднять на высокий уровень.
Внешний вид.Одеваться следует просто, но стильно и со вкусом. Такая «форма» одежды выступает проявлением уважения к окружающим.
Менеджер турфирмы должен выглядеть уверенным в себе человеком, достаточно солидным, элегантным, модным, аккуратным и непременно внушающим доверие. Слишком яркие цвета в одежде будут отвлекать внимание клиента так же, как и чересчур темные тона. Прическа должна соответствовать одежде, т.е. при строгом стиле положена строгая прическа - короткая стрижка или тщательно уложенные волосы. Романтический стиль в одежде более демократичен, под него можно подобрать более свободную прическу.
Особую роль при близком общении играют запахи. Выбор духов или туалетной воды, разумеется, у каждого свой, но не следует выбирать для работы чересчур резкие или экзотические ароматы.
Макияж у женщин также должен соответствовать имиджу работника солидной организации, т.е. быть скромным, дополнять стиль, заданный одеждой и прической. Следует помнить золотое правило макияжа в деловых условиях: лучше его полное отсутствие, чем избыток.
Во многих солидных организациях принят дресс-код, согласно которому мужчины обязаны приходить на работу в костюме, рубашке и подходящем под тон галстуке. Дресс-код для женщин: колготки телесного цвета, строгая однотонная юбка чуть выше/ниже колена или брюки, блузка, пиджак по желанию.
Достаточный внешний облик делового человека способствует эффективности его работы, налаживанию контактов с клиентами и поддержанию хороших отношений с коллегами.
Приветствие по правилам этикета предполагает такие действия:
- старший по возрасту или женщина первыми протягивают руку; если они этого не сделали, значит, можно обойтись без рукопожатия;
- лучшими фразами для приветствия и знакомства в офисе являются: «Добрый день» (утро, вечер), «Здравствуйте»; любое приветствие сопровождается доброжелательной улыбкой и заинтересованным взглядом;
- если в офис зашла пожилая дама, при ее приветствии молодой сотруднице лучше встать;
- это будет выглядеть вежливо и сразу расположит к себе посетительницу;
- если к женщине-менеджеру подходит клиент-мужчина и протягивает руку для рукопожатия, она должна встать и пожать ему руку; после этого надо предложить клиенту присесть, при этом расположиться не «через стол», а постараться устроиться так, чтобы разговор велся через один угол стола.
По мнению психологов, уже во время приветствия в деловой обстановке допустим правильный комплимент, помогающий расположить к себе клиента с первой минуты. Комплимент может быть таким: «Какой у нас сегодня замечательный первый клиент, значит, нам всем повезло!» или: «Вы так прекрасно выглядите ранним утром, это удается далеко не каждому!» При произнесении комплимента следует соблюдать определенные правила:
- комплимент не должен быть чересчур личным и фамильярным, т.е. не следует акцентировать внимание на макияже, деталях одежды;
- произносить комплимент можно только с доброй улыбкой, ирония недопустима, как и равнодушный тон;
- комплимент не должен быть открытой лестью.
Приветствие, включающее в себя комплимент и доброжелательную улыбку, может расположить практически любого клиента, даже настроенного весьма критически.
Искусство убеждениятребуется в таких ситуациях, когда клиента надо склонить к своей позиции. Для этого существуют специальные приемы:
- правильно выбрать тон — он может быть мягким, эмоциональным или спокойным и твердым, в зависимости от характера клиента;
- цитировать положительные высказывания других клиентов;
- приводить четкие и образные аргументы в пользу выбора клиента;
- иллюстрация предлагаемых туров яркими фотографиями;
- уделять клиенту максимум внимания;
- использовать прием «глаза в глаза»;
- как можно реже произносить отрицательные слова и избегать слова «дешево», только «доступно» и «экономно».