Раздел 6. этика и психология профессионального общения в туристской сфере
Культура речи в туризме
Речевой этикет- это разработанные нормы языкового поведения, определенные формулы, позволяющие создать простые и понятные ситуации общения. Например, фразы «Доброе утро», «Давайте познакомимся», «Была рада встрече», «Будьте добры» помогают наладить общение с любым клиентом. Использование формулы речевого этикета зависит от того, с какой целью создается ситуация общения: для привлечения внимания, для продажи какого-либо продукта, для комплимента или знакомства.
Схему правильной формулы речевого этикета можно изобразить следу следующим образом: Кто? - Что? - Как? - Кому?
Например, «наша фирма {кто) предлагает горящий тур (что) по сниженным ценам {как) всем любителям активного отдыха в горах (кому)».
Главная форма устного общения в туристском бизнесе - диалог. В ходе диалога уметь красиво и кратко говорить и слушать должны оба собеседника, это вызывает интерес и уважение друг к другу.
Беседа- одна из самых распространенных форм диалога. Достоинства этого вида общения подчеркивали еще древние греки, особенно замечательный педагог античности Сократ. В процессе правильно построенной деловой беседы несложно выяснить все интересующие клиента вопросы и дать на них четкие ответы.
При разговоре с клиентом следует использовать в своей речи тактичные фразы и избегать некорректных формулировок.
Например, вместо «Как вы не можете ничего вспомнить» следует сказать: «Вспомните, пожалуйста, мы с вами обсуждали это по телефону» или вместо «Вы сами не знаете, зачем к нам пришли» следует сказать: «Давайте вместе попробуем разобраться, какой отдых для вас наиболее предпочтительнее».
Правильно построенный диалог подразумевает, что собеседники:
- говорят кратко и четко;
- выслушивают ответы собеседника, но не дают ему возможности отвлечься от темы вежливыми обращениями;
- строят свою речь строго логически и последовательно, так, чтобы один аргумент вытекал из другого;
- все доказательства выдвигают спокойно, со знанием дела, но не навязывают;
- говорят эмоционально, благожелательно смотря на собеседника;
- используют красивые модуляции голоса, умеют говорить привлекательным тоном;
- непременно используют имя собеседника;
- при незнании вопроса честно признаются в этом, а не вводят собеседника в заблуждение.
Правила речевого этикета в туризмесостоят в следующем: краткость, логичность, эмоциональность, исключение сложных выражений, непонятных слов и слов-паразитов, умение выслушать и понять желание собеседника.
Краткость речи. Каждое слово должно быть продумано ичетко выражать мысли. Все слова и предложения, не имеющие смысловой нагрузки, следует исключить из деловой речи.
Например: туроператор говорит клиенту о выгодном туре: «Вы знаете, только вчера у нас образовался горящий 7-дневный тур на Мальту с размещением в 5-звездной гостинице и по классу "все включено", а также с тремя оплаченными экскурсиями. Возможно, вас этот тур заинтересует?» На первый взгляд, фраза построена грамотно, но она слишком длинна, и неподготовленный человек не сможет ее полностью понять. Лучше разбить ее на части: «У нас есть недорогой горящий тур на Мальту. Вас это интересует?» Только после согласия собеседника можно излогать все подробности.
Логичность речи.Логичная речь подразумевает точность и ясность. Все слова, употребляемые в разговоре, должны точно соответствовать тем значениям, которые на них возлагаются. Одно предложение должно плавно вытекать из другого.
Например: туроператор предлагает клиенту новый маршрут по горам: «Этот маршрут рассчитан на путешественников с детьми, а вы как раз интересовались такими турами. Может быть, рассмотрим условия тура подробнее?» В данном случае работник действует грамотно, логично выдвигая аргументы.
Эмоциональность и выразительность речипомогают расположить к себе собеседника и заинтересовать его предложениями туров. Существует несколько приемов для придачи речи большей эмоциональности.
Например: туроператор беседует с малоэмоциональным клиентом, которого необходимо заинтересовать. Здесь целесообразно использовать яркие образы, сравнения. Можно предложить тур таким образом: «На побережье около Адлера отдыхать так же престижно, как на знаменитых побережьях Франции! Вы насладитесь теплым чистым морем, дешевыми фруктами, побываете в самом лучшем аквапарке на Черном море! А какие впечатления ждут вас на экскурсии на Красную Поляну! Кстати, это любимый курорт В.В. Путина».
В речи использованы и сравнения, и примеры, и эмоционально окрашенные слова. Такая эмоциональная и наполненная аргументами речь редко кого оставит равнодушным.
Исключение из речи сложных выражений и непонятных слов.Все мысли необходимо выражать как можно проще. Тяжелые речевые конструкции, состоящие из сложных предложений, не годятся для деловой речи. Простая понятная речь предлагает использование таких же кратких ясных примеров для наглядности.
Например: туроператор предлагает клиенту путевку в санаторий: «Эта путевка рассчитана на 21 день. Вы можете поехать один или поделить ее пополам с кем-то из членов семьи. В путевку входят комплексное лечение и несколько экскурсий. По желанию вы на месте сможете заказать дополнительные процедуры и экскурсии». Речь туроператора построена грамотно, не содержит лишних и непонятных выражений.
Исключение слов-паразитов.В деловой речи недопустимо использование таких слов, как «ну», «короче», «в общем», «значит», «это самое» и т.д. Слова-паразиты свидетельствуют о низкой профессиональной подготовке работника и о его неуверенности.
Умение выслушать и понять желание собеседника.Во время беседы с клиентом надо дать ему понять, что вас в данный момент занимают только его интересы. Стоит сесть напротив клиента и при разговоре смотреть на него, а не отвлекаться на экран компьютера и на телефон. По выражению лица собеседника можно понять, как он настроен, и использовать соответствующие приемы убеждения. Для привлечения внимания собеседника эффективен прием резюмирования.
Например: туроператор, выслушав клиента, говорит: «Как я поняла, вы хотите приобрести путевку именно на конкретно интересующий вас горнолыжный курорт?» или «То, что вы хотите, вполне реально».
Этикет деловой речи запрещает:
- делать быстрые выводы;
- вступать в споры и конфликты;
- говорить слишком громко или слишком тихо;
- глотать окончания фраз или говорить чересчур быстро;
- приводить легковесные доводы;
- заявлять о чем-то слишком категорично;
- говорить обидные слова;
- говорить высокомерно и с пренебрежением.