Тема 5.1. Внедрение новых видов путешествий и экскурсий
Термин «инновация» ввел в научный оборот австрийский ученый Й. Шумпетер в начале XX в. В работе «Теория экономического развития» исследователь впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций изменений в развитии и дал полное описание инновационного процесса. Понятие «инновация», по Шумпетеру, подразумевает изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, в том числе туристских, транспортных средств, рынков и промышленных форм.
Инновации в туризме тесно связаны с новейшими маркетинговыми исследованиями и основаны в первую очередь на уникальных исторических, природных и архитектурных памятниках.
Жесткая конкуренция на современном российском туристском рынке вынуждает турфирмы разрабатывать и выдвигать на рынок новые и усовершенствованные товары. Инновации подразумевают разработку и внедрение на туристском рынке новых маршрутов и туров, которые довольно быстро могут стать популярными и прибыльными.
Кроме того, большое место в инновационном туризме занимают управленческая деятельность и использование новых средств связи и информации. Каждый новый маршрут сначала тщательно продумывается, затем активно рекламируется с использованием современных средств, а уже затем поступает на рынок в качестве инновационного турпродукта.
Инновации являются основным способом повышения стоимости субъекта и туристского рынка в целом. Чем качественнее и оригинальнее нововведение, тем выше ожидаемая реальная прибыль.
Особая наукаинноватиказанимается изучением и внедрением нововведений. В основе науки лежит диалектическое учение о всеобщем развитии, согласно которому любые новые начинания приводят вначале к созданию кризисных состояний, выход из которых может быть найден только при грамотном подходе ко всем стадиям внедрения нового турпродукта.
Развитие инновационных программ в туризме непосредственно связано с целями туризма в начале XXI в., такими, как:
- эффективное использование людских ресурсов;
- повышение роли туристских организаций в рекреационной деятельности населения планеты;
- организация новых форм проведения досуга;
- осуществление новых программ технического сотрудничества. Специалисты выделяют следующие виды инноваций:
- кризисную - быстрое решение о нововведении для того, чтобы спасти уже имеющийся продукт от исчезновения с рынка. Данное нововведение разрабатывается и выводится на туристский рынок в рекордно сжатые сроки и выживает при правильном продвижении;
- инновацию развития - решение, внедряемое медленно и продуманно, которое выводится на рынок не спонтанно, а постепенно, является качественной поддержкой стареющего товара. Для развития туристского бизнеса необходимо использовать оба вида инноваций, так как туристский рынок нестабильный, на него влияют политические, экономические и культурные события. В сложных рыночных условиях турфирмы не только должны разрабатывать новый продукт, но уметь своевременно реагировать на изменения в различных областях жизни.
Разработанная программа включает экскурсии по древним монастырям и посещение арархеологических раскопок. Таррагона подготовила для совместной программы испанские исторические объекты в дельте реки Эбро, а итальянская сторона - знаменитое святилище Мадонны Помпейской - культовое древнеримское сооружение, вызывающее неизменный интерес у туристов; О новые отели в Турции, открытые в 2003 г. Каждое из трех зданий скопировано по одной из построек Московского Кремля. Отелям присвоен класс «5 звезд», и они предлагают все мыслимые и немыслимые услуги своим гостям, среди которых больше половины россиян.
Отель «Venezia Palace Deluxe Resort», расположенный в 15 км от Антальи, построен в венецианском стиле и предлагает гостям катание на гондоле по огромному бассейну.
Конкурс инноваций в Германии.В некоторых странах учреждены премии за внедрение инноваций в туристском сервисе. В Германии учрежден приз за инновации, причем в конкурсе принимают участие и солидные турфирмы, и новички в тур-бизнесе. Победители конкурса используют в своей символике логотип лауреата и бесплатно получают профессиональную помощь специалистов по внедрению и реализации новых продуктов на туристском рынке.
Итоги конкурса подводятся по 11 номинациям - от разработок туров, рекламной деятельности до серьезных инноваций в сервисе. Главными критериями выступают оригинальность идеи, творческий подход и возможность внедрения на современном рынке.
В одном из последних конкурсов победителями стали: о программа « Ночная жизнь для детей», основанная на создании вечерне-ночного детского сада с опытными педагогами-воспитателями и организаторами. Здесь родители смогут спокойно оставлять детей, отправляясь на ночные развлечения; эту программу разработали туроператоры земли Шлезвиг-Гольштейн - популярного региона летнего семейного отдыха. Своей задачей специалисты поставили организацию отдыха нового типа для родителей с детьми;
О проект «Мои гости спят лучше», сущность которого в том, что приехавших к горожанам гостей размещают в участвующих в конкурсе отелях со специальной скидкой; о проект «Нарочно не придумаешь» спортивного характера. Жители города Брюнсбюттель на Северном море решили открыть собственные «олимпийские игры» с видами спорта, приспособленными к этому региону. Открытием проекта стали особые соревнования — ватты (по названию береговой полосы Северного моря). В часы отлива по ваттам устраиваются длительные походы и даже бег, что служит развлечением для туристов.