Раздел 4. виды путешествий в международном, въездном и внутреннем туризме

Виды туризма

Международный туризм - система путешествий и туров, действующая на основе межгосударственных догово­ров. Впервые определение международного туризма было дано Лигой Наций в 1937 г.: «Турист - лицо со следующими харак­терными признаками: передвижение; временное пребывание в определенном месте; отсутствие связи с трудом и заработной платой». Следует признать, что это определение, насчитываю­щее 70 лет, вполне применимо и сегодня.

Если говорить конкретно, то международный туризм — это поездки российских граждан за границу и прием иностранных граждан туристскими предприятиями России. Туры в системе международного туризма - одна из важнейших форм совре­менных международных связей и контактов. Международный туризм также дает значительную статью дохода государства. В России на 2008 г. на долю туризма приходилось около 5 % об­щего национального продукта, в то время как в Турции и неко­торых других странах туризм приносит более половины вало­вого дохода государства.

Специалисты выделяют в международном туризме опреде­ленные приоритетные зоны .Например, те, кто желает отдох­нуть у теплого моря и позагорать, едут преимущественно на Кипр, в Болгарию, Турцию, россияне - на Черноморское по­бережье. Желающие подлечиться европейцы предпочитают минеральные воды и солнце Карловых Вар, россияне едут на курорты Кавказских Минеральных Вод. Любители старинных замков посещают Чехию, Словакию и Беларусь. Лыжные ку­рорты Австрии, Франции, Италии посещают любители горных

лыж. Эрудиты и интеллектуалы приобретают туры по Греции, Италии, Египту. Желающие получить новые экзотические впечатления отправляются в Японию, Объединенные Араб­ские Эмираты, на Шри-Ланку, в страны Океании и Южной Америки. В международном туризме большое значение имеют памятные даты и праздники. Так, в юбилейный для христиан­ства 2000 г. резко увеличилось число туров в страны Южной Европы. Поток туристов в Германию вырос благодаря прове­дению там выставки EXPO. Тысячи туристов отправляются в Венецию, Канны, Москву, когда там проводятся престижные кинофестивали. Ежегодно тысячи туристов посещают страны, где проходят международные спортивные соревнования, Олим­пийские игры; больше всего туристов привлекают крупные футбольные матчи.

Существенно влияют на потоки туристов и политические факторы. В 1996 г. перед возращением Китаю территории Гон­конга подавляющее большинство японских туристов отправи­лось в путешествия по Гонконгу.

Выездной туризм- деловые, рекреационные, познаватель­ные и другие поездки российских граждан за рубеж - входит в категорию международного туризма. Отличительной чертой выездного туризма является его популярность в любое время года независимо от сезона, но с наибольшим спросом во вто­рой половине лета.

Если в постперестроечные годы большинство российских туристов отправлялось за рубеж в шоп-туры за выгодными по­купками (в Болгарию, Польшу, Венгрию, Румынию, Югосла­вию, Монголию), то в XXI в. поездки, как правило, носят раз­влекательный или познавательный характер: 65 % досуг и от­дых, 25 % частные визиты, 10 % деловые поездки.

Длительность выездных маршрутов редко превышает 12 дней.

У россиян наиболее востребованными странами для выезд­ных туров являются: Турция, Италия, Египет, Финляндия, Че­хия, Словакия, Таиланд, Испания, Германия, Франция, Кипр.

В последнее время возрос спрос на туры в Объединенные Арабские Эмираты, в Оман, Израиль, Японию, страны Южной Америки и некоторые страны Африки. В среднем за последние 5 лет из России ежегодно отправляются отдохнуть за границу около 8,9 млн человек — очень мало для такой огромной и раз­витой страны, как Россия. Это объясняется довольно низким уровнем жизни большинства населения страны. Тем не менее число туристов, выезжающих за границу на отдых, с каждым годом увеличивается. По прогнозу специалистов, в 2020 г. 30 млн. человек из России совершат туристские поездки в дру­гие страны.

Въездной туризмвключает в себя систему мероприятий и ту­ров для гостей России. Из-за долгого существования «железно­го занавеса», когда СССР был практически закрыт для тури­стов из других стран, этот вид туризма в настоящее время нахо­дится в начальной стадии развития. В Россию более всего стремятся приехать туристы из США, Германии, Японии, Ки­тая, Финляндии, Израиля, Польши; меньше всего наша страна принимает туристов из Южной Кореи и с Кипра.

В среднем ежегодно Россию посещает около 7,5 млн. чело­век. Из них с туристскими целями около 38 % (особенно вос­требованы речные круизы по Волге с развлекательными про­граммами и экскурсиями по городам), с деловыми целями (конференции, симпозиумы, культурные обмены) — 30 %, по­гостить к знакомым и родственникам - 30 %, проездом в дру­гие страны — 2 %. Наибольшее число туристов приезжает в Рос­сию в августе и начале сентября — около 20 % всего туристского въездного потока за год. Холодные русские зимы отпугивают путешествующих американцев и европейцев.

На протяжении 1990-х гг. большую часть всех приезжаю­щих в нашу страну туристов (около 50 %) составляли жители стран СНГ. В последнее десятилетие эта доля уменьшилась до 28 % вследствие резкого сокращения командировок и других деловых поездок, но возросла доля туристов из стран Западной Европы, Японии и Китая. Наибольшее число приезжих - из Украины, наименьшее - из Киргизии. Преобладают поездки с частными целями, на последнем месте — туристские познава­тельные туры.

Услугами российских турфирм в настоящее время пользу­ется примерно 4 % всех гостей из других стран. Остальные ту­ристы приезжают в Россию либо частным образом, приобретают путевки у себя на родине или у представителей своих фирм в России.

По прогнозу на 2020 г., Россия войдет в десятку самых по­пулярных для посещения туристами стран мира: Китай, США, Франция, Испания, Гонконг, Италия, Великобритания, Мек­сика, Россия (около 50 млн. туристов из других стран), Чехия.

Отрицательные факторы,перечисленные ниже, сдержива­ют развитие въездного туризма в России:

- низкий уровень рекламы как в России, так и за рубежом;

- незаинтересованность туристских фирм в развитии внутрен­него туризма по причине более легкого получения прибыли от отправки россиян за рубеж;

- слабое развитие туристской инфраструктуры;

- недостаточный объем полноценной информации об уникаль­ных памятниках природы и истории страны;

- плохие дороги;

- неблагоприятный налоговый режим для инвесторов;

- высокие цены на низкое по качеству обслуживание.

Развитие въездного туризма требует активного продвиже­ния национального российского туристского продукта на меж­дународном рынке, в связи с чем туроператоры во въездном ту­ризме должны решать следующие основные задачи:

1) формирование в других странах положительного и при­влекательного образа России;

2) предоставление гражданам других стран достоверной и яркой информации об уникальных природных и исторических памятниках России;

3) привлечение инвесторов в область туризма. В настоящее
время деньги вкладываются в туристские программы преиму­щественно Москвы и Санкт-Петербурга, а регионы остаются практически без государственных вложений;

4) разработка новых туристских программ с театрализован­ными представлениями, массовыми шоу, яркими фестиваля­ми, которые пользуются спросом у зарубежных туристов.

В каждой стране существуют свои традиционные направле­ния в туризме, и опытные туроператоры хорошо знают, какую программу лучше предложить, например, американскому туристу, а какую - японскому. Существенно различаются и приоритеты в индивидуальных и групповых поездках иностранных гостей. Например, японцы любят путешествовать и среди самых интересных туров называют экскурсии по при­родным заповедникам, посещение исторических и архитек­турных памятников в городах, обеды в ресторанах с нацио­нальной кухней, общение с местным населением. Американцы на первое место ставят речные круизы, короткие экскурсии по историческим местам и музеям, деловое общение, посещение ресторанов с местной кухней.

Внутренний туризм - это путешествия и экскурсии по при­родным, историческим, этнографическим и другим памятни­кам своей страны. Сегодня в России самые популярные туры во внутреннем туризме - это экскурсионные поездки по горо­дам Золотого кольца России, отдых на черноморском побе­режье, посещение музеев Санкт-Петербурга и лечение в мест­ных санаториях и пансионатах.

За последние 5 лет популярность внутреннего туризма зна­чительно возросла. Около 70 % туристских фирм страны счита­ют, что вложения во внутренний туризм довольно быстро при­носят дивиденды. Многие турфирмы разрабатывают новые маршруты по России, создают все условия для продвижения их на туристском рынке, учитывая, что отечественные туристы предпочитают речные круизы и автобусные поездки, высокий сезон только в июле и августе, в остальное время года резкий спад спроса.

Виды туров

Рекреационные туры

Этот вид туризма включает в себя отдых и ле­чение и является наиболее массовым в большинстве стран мира.

Специалисты выделяют несколько значений термина «рек­реация»:

- восстановление сил человека путем организации активного от­дыха;

- развлечение, игра, забава для восстановления физических и психологических сил;

- сфера туризма, предоставляющая туристам возможность ак­тивного отдыха.

Согласно статистике, более 90 % европейцев покупают рек­реационные туры на природу с целью отдохнуть от города, по­есть натуральных продуктов и пообщаться с местными жителя­ми. В частности, 65 % немцев выбирают рекреационный ту­ризм, потому что устают от повседневного строгого рабочего расписания, 30 % французов предпочитают расслабляющий, ни к чему не обязывающий отдых.

Отличительные черты этого вида туризма:

- повсеместность: ресурсом рекреационного туризма является вся территории страны или региона;

- значительная продолжительность тура (не менее 2 недель);

- небольшое число экскурсий по сравнению с другими турами;

- предпочтительное использование авиационных перелетов;

- почти исключительный спрос на двухместное размещение.

Рекреационными сетяминазывают комплекс расположен­ных в стране, регионе рекреационных организаций - лечеб­но-оздоровительных, парковых, туристских. Основным пока­зателем развития рекреационных сетей является число мест в курортных и лечебных учреждениях на 1 тыс. км2 территории.

Большая часть российских санаториев, домов отдыха и пансионатов размещается в уникальных природных местах и ориентирована на прием отдыхающих со всей страны и гостей из-за рубежа. Один из ярких примеров — район Кавказских Минеральных Вод, на курортах которого на протяжении уже почти двух столетий отдыхают и поправляют здоровье люди из самых разных регионов нашей страны.

Важной частью рекреационного туризма являются нацио­нальные парки около крупных городов - прогулочно-пейзажные, спортивно-оздоровительные, рыболовно-охотничьи, ар­хитектурно-исторические, аквапарки, агропарки, этнопарки, археологические городища, превращенные в места культур­но-познавательного туризма.

К рекреационным зонам отдыха относятся и садово-дач-ные участки, позволяющие горожанам проводить свое свобод­ное время вдали от загрязненных городов.

Любой отдых, включая рекреационный, подразделяется на три ступени:

- «образ», когда человеческое сознание формирует образ желае­мой для отдыха местности и времяпрепровождения;

- «ситуация», когда создается система рекреационных занятий;

- «след», когда определяется эффективность проведенного от­дыха на основе сложившихся образов и воспоминаний.

В России на протяжении многих десятилетий рекреацион­ный отдых являлся преимущественно пассивным. В последние годы появился большой выбор рекреационных туров, предла­гающих активный отдых; среди них - путешествия по культур­но-историческим местам с включением рыбалки на реке, озере или на море.

Особенная отличительная черта рекреационных туров и маршрутов - комбинированность, т.е. сочетание разных видов отдыха (например, пляжного туризма с участием в спортив­ных соревнованиях и посещением ночной дискотеки). Приме­ром такого тура является путешествие в Кастальскую купель в Геленджике. В экскурсию входит поездка в культурно-оздоро­вительный центр в можжевеловой роще, отдых и рыбалка на берегу озера.

В Италии предлагается множество рекреационных туров. В туры входит познавательное путешествие по памятникам природы, пляжный отдых в живописных местах, лечебные процедуры, включающие массажные ванны и салоны красоты, и размещение в гостиницах на берегу моря или озера.

Туроператоры Санкт-Петербурга, Москвы, большинства волжских городов устраивают водные экскурсии и круизы на теплоходах, которые весьма популярны, так как спокойный отдых на воде способствует отвлечению от проблем.

Рекреационные туры, приуроченные к праздникам, на­пример новогодние или рождественские экскурсии, включают в себя посещение мест, связанных с историей праздника, участие в новогодних фестивалях, представлениях, посещение дома Деда Мороза и т.д. Во всех европейских странах предлага­ют экскурсионные маршруты новогодней и рождественской тематики.

Для тех, кто предпочитает религиозный туризм, устраивает­ся рекреационный тур «Православное Рождество в Греции». Участники тура посещают пещеру Петралон, осматривают Са­лоники, действующие православные монастыри, совершают покупки на рождественских распродажах, заканчивают свой от­дых на фестивале в Кастории, где устраивается рождественский карнавал с театрализованными представлениями, конкурсами, аттракционами, дегустацией греческих вин и сладостей.

Образовательные туры

Сегодня образовательный туризм чаще исполь­зует индивидуальные программы обучения и программы обу­чения для небольших групп, а образовательные туры часто происходят в рамках культурного обмена.

Самая востребованная страна в сфере образовательного ту­ризма в настоящее время - Великобритания. Туроператоры страны разработали образовательные программы для людей разного возраста и разного материального достатка.

Отличительными чертамиэтого вида туризма являются:

- преимущественно групповые туры;

- языковая направленность большинства образовательных ту­ров;

- дополнение туров развлечениями и познавательными экскур­сиями по специально разработанным программам или по же­ланию туриста;

- участники туров - преимущественно школьники и студенты;

- высокий сезон в образовательном туризме - летние каникулы;

- появление образовательных туров для людей среднего и пожи­лого возраста.

Предлагаемые в настоящее время туроператорами образо­вательные программы подразделяются на несколько направле­ний.

Языковые центрыосуществляют обучение иностранному языку в языковых школах всех желающих в возрасте 16 лет и старше. Большинство центров работает круглогодично и пред­лагают групповые и индивидуальные заезды. Во многих языко­вых школах в летнее время организуются популярные среди молодежи каникулярные программы, включающие учебу и от­дых, спортивные занятия и познавательные экскурсии. На­пример, туроператоры Великобритании разработали туры, совмещающие изучение английского с программой по како­му-либо отдельному виду спорта - футболу, теннису, плава­нию, гольфу, верховой езде. На Мальте можно изучать англий­ский и одновременно совершать подводные погружения или заниматься парусным спортом.

Популярны образовательные туры продолжительностью от 1 недели до 1 года. Специалисты считают самыми эффектив­ными программы от 2 до 8 недель.

Подготовка в университет- обучение при университетах, языковых школах или колледжах с целью подготовки к поступ­лению в университет. Школы организуют проживание в семье, школьной резиденции, гостинице или городских апартамен­тах.

Высшее образование- обучение в университетах по про­грамме первой и второй (бакалавр и магистр) ступеней высше­го образования. Для студентов разработаны программы в раз­личных областях образования и культуры. Большим спросом пользуются туры, дающие образование в сфере моды и сфере индустрии гостеприимства.

Дополнительное образование- кратковременные образова­тельные курсы различных направлений для туристов возраста «сеньоров». Пожилые люди в целях новых знакомств и впечат­лений с удовольствием садятся за парту, чтобы получить новую информацию и навыки.

Детские каникулярные- программы для школьников и сту­дентов в возрасте 8-16 лет на базе языковых школ, круглого­дичных колледжей и университетов в период летних и зимних каникул.

Стажировка за рубежом- программы для специалистов различных направлений, работающие круглогодично. В образовательном туризме в зависимости от продолжи­тельности обучения виза бывает двух типов: туристской или учебной. Туристская виза не позволяет работать, и, чтобы ее продлить, необходимо выехать из страны. Студенческая виза позволяет работать, и ее можно продлевать, не выезжая из страны.

Развлекательные туры

В повседневной стремительной жизни людям разного возраста не хватает развлечений. Популярность раз­влекательного туризма постоянно растет. Видимо, это одно из самых перспективных направлений в туристской отрасли. Отличительными чертамиэтого вида туризма являются:

- непродолжительность - от 2 до 5 дней;

- праздничная тематика, например рождественские или пас­хальные туры;

- посещение концертов, спектаклей, фестивалей, игровых цен­тров.

В качестве примеров развлекательных центров в России можно назвать следующие.

Оздоровительно-развлекательный комплекс «Лоо»в Лазарев­ском районе Сочи состоит из пяти многоэтажных корпусов на 1500 комфортабельных номеров. На территории комплекса расположены единственный на Черноморском побережье зимний аквапарк, летний аквапарк, водный комплекс «Ками­кадзе», пляж с чистейшим песком. Работают пункт проката водных развлечений, детский развлекательный центр, биль­ярдный зал, спорт-бар, ночной клуб, рестораны, салон красо­ты, солярий, конференц-зал. Для клиентов разработаны ани­мационные программы.

Аквапарк «Вотервиль»в Санкт-Петербурге - первый в горо­де аквапарк с аттракционами, игровыми площадками, банным комплексом. Для посетителей устроены экстремальные горки с забавными названиями: Горка Болтушка, Горка Суматоха, Горка Покатушка, Горка Петелька. В парке созданы гроты, детские игровые комнаты, водопады, имитация горной реки с

порогами и поворотами. В барах и ресторанах парка преду­смотрены меню для детей и взрослых.

Фестивали и праздники.Вомногих странах ежегодно в уста­новленное время проводятся традиционные национальные фестивали, собирающие жителей этих стран и многочислен­ных туристов. Туроператоры используют фестивали и празд­ники для привлечения туристов в период межсезонья. Посеще­ние фестивалей становится составной частью развлекатель­ных, познавательных, рекреационных поездок туристов.

Например, среди российских популярных туров празднич­ной тематики можно назвать: «Новогодний калейдоскоп», «Ново­годняя мозаика», «Рождество в Санкт-Петербурге», «Празднич­ный Санкт-Петербург», «Новогодний парадиз» — туры, разра­ботанные питерскими туроператорами, в частности предлагают экскурсию «Под рождественской звездой» с посещением Спа-со-Преображенского собора и получением билета новогодней ло­тереи, экскурсию в Петергоф и участие в новогодних гуляниях.

Туроператоры России за последние годы разработали раз­влекательные маршруты для туристов, интересующихся раз­личными по направлению фестивалями. Такие маршруты на­зываются событийным туризмом.

Самые популярные фестивали в России:

- Праздник сирени в Ленинградской области - предусматривает прогулки по парку, дегустацию пирогов и чаепития на откры­том воздухе, проводится ежегодно в мае;

- «Геленджику улыбается солнце» на Черном море - проводится ежегодно в первое воскресенье июня на побережье, где прохо­дит театрализованное шоу с участием всех желающих. Кульми­нация праздника — ночное купание в море;

- «Бархатные сезоны в Сочи» - международный ежегодный фес­тиваль моды, включающий в себя посещение модных показов, модного базара, экскурсии, вечеринки, торжественные цере­монии открытия и закрытия;

- «Псковская уха» на берегу реки Великой - рыболовный фести­валь, который проводится каждый год в июле около Ольгина моста. В программу входят профессиональные рыболовные со­стязания, приготовление рыбных блюд и экскурсии по старин­ному Пскову;

- «Грушинский фестиваль» в Самарских Жигулях - ежегодный фестиваль авторской песни, собирающий в июле несколько тысяч романтиков из всех уголков страны. Туристы ставят па­латки на берегу Волги и участвуют в многочасовом концерте, проходящем сразу на нескольких десятках площадок;

- «Ночь музеев» - фестиваль, пришедший к нам из Европы, про­ходит каждый год 20 мая во Всемирный день музеев. Музеи от­крыты ночью, проводятся театрализованные мероприятия и шествия. Уже несколько лет такие фестивали проходят в каж­дом крупном городе России;

- «Рыцарский замок» в Выборге - исторический фестиваль, проходящий в последние дни июля. Специалисты по истори­ческой реконструкции воссоздают осаду Выборгской крепости новгородцами в начале XV в. В развлекательную программу входят рыцарские турниры, концерт стилизованной средневе­ковой музыки и пир, завершающий осаду;

- «Полюс холода» - традиционный фестиваль туризма в Оймя­коне. Ежегодно проходит с 23 по 25 марта. Начинается с авто­пробега по маршруту Якутск - Оймякон протяженностью 1270 км. Во время маршрута участники посещают историче­ские и этнографические комплексы, участвуют в ярмарках на­циональной одежды, прикладного искусства и национальной кухни. Фестиваль завершается праздником оленеводов, гонка­ми на собачьих упряжках, спортивными состязаниями. Развлекательные туры в других странах:

- рыцарские турниры каждый вечер устраивают для туристов в замке на Тенерифе (Канарские острова), турнир завершается выбором королевы праздника;

- «Знаменитые парки развлечений» - развлекательная программа по городам Европы. В программу входит посещение Берлин­ского зоопарка, парков «Диснейленд» и «Астерикс» в Париже, «Европа-парка» в Страсбурге, «Аквапарка» в Нюрнберге;

- посещение замка Бунратти в Ирландии - ежедневный банкет в средневековом стиле для туристов в замке, построенном в 1425 г. Гостей развлекают певцы и музыканты, за столом при­служивают очаровательные фрейлины, но вилки и ложки отсут­ствуют. Вокруг замка расположена фольклорная деревня-музей под открытым небом. В каждом доме хозяева сбивают масло, прядут пряжу, доят коров, топят печи, пекут пироги по старин­ным рецептам. Туристы могут стать гостями любого из домов;

- «Берлинская неделя моды» - ежегодный фестиваль в начале июля. В рамках фестиваля в нескольких салонах более 1500 фирм представляют одежду своих брендов. Ежедневно проходят красочные показы мод;

- экскурсия «Панорама Вены» - посещение развлекательного пар­ка Пратер, где с колеса обозрения можно увидеть панораму горо­да, поездка к Дунайской башне, в средневековый монастырь и в славящийся винами район Гринциг с дегустацией вина;

- развлекательный комплекс «Атлантида» с водным парком «Морской пейзаж» сооружается на Пальмовом острове в Объ­единенных Арабских Эмиратах. В парке обустроят искусствен­ные водопады и лагуны, дайвинг-зону. Под водой уже соору­жена основа затонувшего древнего легендарного города. Вод­ный парк будут населять 70 тыс. морских обитателей;

- в Италии ежегодно проводится множество фестивалей - для личных увеселений и для привлечения туристов. Например, в старинном городке Монтепульчиано ежегодно зимой устраи­вается красочное костюмированное шоу по катанию бочек. Участники одеваются в средневековые костюмы и катят бочки массой в 80 кг по кривым улочкам городка на протяжении поч­ти 2 км. Фестиваль заканчивается дегустацией местных вин.

Познавательные туры

Познавательный туризм также называют «куль­турный». Одной из главных целей туристов, отправляющихся в отпуск, является посещение и осмотр именно культурных объ­ектов.

Цель познавательных туров - повышение эрудиции у тури­ста, развитие его кругозора и познаний в истории, литературе и географии. В основе познавательного туризма лежит культур­ный потенциал той или иной страны или региона. Каждый да­же самый отдаленный уголок мира имеет собственный культурный потенциал.

Привлекательность культурных комплексов, включающих несколько объектов познавательного туризма, определяется иххудожественной и исторической ценностью, транспортной доступностью и наличием гостиничной инфраструктуры.

Посещение исторических и археологических памятников, заповедных мест, этнографических деревень способствует ду­ховному обогащению туристов, расширению их кругозора, приобщению к прекрасному.

В рамках познавательного туризма путешественники зна­комятся с историей, культурой, особенностями жизни других народов, и соответственно познавательный туризм способст­вует расширению культурных связей между людьми разных стран, разных традиций и религий.

Исторические места, уникальные археологические памят­ники, архитектура с богатым прошлым привлекают туристов не только из соседних регионов, но и из других стран. Во мно­гих странах мира культурно-познавательный туризм включен в политику международных отношений. В России основной за­дачей культурного туризма является создание благоприятного имиджа и бренда для развития внутреннего туристского рынка.

Успех внутреннего и въездного туризма зависит не только от уровня развития материально-технической базы, но и от уникальности национального культурного наследия той или иной местности.

В качестве основных объектов культурного наследия, на которых строится познавательный туризм, можно назвать: па­мятники археологии, культовые, общественные здания, па­мятники архитектуры, мемориальные военные комплексы, малые и большие исторические города, сельские поселения, старинные усадьбы, музеи, театры, художественные галереи, этнографические комплексы, мастерские народных промыс­лов, культурные центры.

Отличительными чертамиэтого вида туризма являются:

- распространенность индивидуальных поездок; сочетание познавательных экскурсий с развлекательными ме­роприятиями;

- распространенность автомобильных туров; не слишком высокий класс гостиницы;

близость гостиницы или базы отдыха к памятникам старины или известным туристским брендам.

Во многих случаях туроператоры используют комбиниро­ванные познавательные туры, включающие в себя осмотр кон­кретного исторического памятника, посещение профильного музея и тематическую поездку в пригород.

Например, гости Волгограда отправляются к памятнику Матери-Родины на Мамаевом кургане, затем посещают экспо­зицию исторического музея и отправляются в автобусное путе­шествие по памятным местам Сталинградской битвы.

Распространенным видом познавательного туризма являют­ся обзорные экскурсии по городам. Как правило, экскурсия на­чинается на месте основания города и включает в себя все зна­чимые с исторической точки зрения места и объекты культурно­го наследия. Например, большой выбор познавательных туров предлагают туроператоры Санкт-Петербурга. Разработаны ли­тературные, исторические, зоологические и комплексные экс­курсии по интересным местам и музеям города и области. Самые востребованные познавательные туры: «Петровский Пе­тербург», «Император Петр I и его эпоха», «Золотой век петер­бургской архитектуры», «Звери в сказках и убранстве города». Уникальный музей Санкт-Петербурга - Детский исторический музей - предлагает авторские программы, включающие в себя ролевые игры, «погружение» в исторические эпохи.

В Италии разработаны познавательные путешествия в фор­ме экскурсий по памятникам природы в сопровождении геоло­гов, астрономов, фотографов, историков, археологов. Во время тура путешественники узнают об окружающем мире много но­вого, одновременно получая заряд бодрости от окружающих красот природы.

В большинстве стран мира разработаны познавательные экскурсии для школьных групп, приезжающих в страну во вре­мя каникул.

Деловые туры

Деловой туризм получил развитие в последние годы в связи со стремлением стран к культурному взаимодей­ствию. В этом виде туризма преобладают деловые поездки на конференции, симпозиумы, совещания и выставки разных уровней.

Отличительными чертамиэтого вида туризма являются:

- организация тура и его оплата не физическим лицом, а отправ­ляющей фирмой или научной организацией;

- совместные поездки клиентов с семьями, для которых парал­лельно организуются развлекательные и познавательные про­граммы отдыха;

- включение в программу тура минимума экскурсий по самым значимым местам;

- предварительная работа специалиста турфирмы по сбору мате­риала к деловой поездке клиента;

- организация деловых встреч во время тура;

- предпочтение авиатранспорта;

- распространение групповых поездок;

- затраты, в несколько раз большие, чем в поездках других тури­стских направлений, например в США конгрессный туризм ежегодно приносит предприятиям сферы обслуживания более 45 млрд. долл., или 17 % всех гостиничных услуг.

Конгрессный туризм- важный сегмент в деловом туризме, постоянно увеличивающий свое влияние на общее состояние туристского рынка и ориентированный на проведение и орга­низацию конгрессов, симпозиумов, съездов, конференций и ярмарок. Это направление в деловом туризме считается наибо­лее сложным и в то же время перспективным.

В Берлине создано Конгрессное бюро, играющее ведущую роль в организации деловых встреч, конференций и других ме­роприятий. Бюро предоставляет своим партнерам полезные деловые контакты, помогает бронировать места в гостиницах, обеспечивает подробной деловой информацией. Так, только в 2008 г. в Берлине было организовано 104 600 мероприятий, в которых приняли участие более 8 млн. гостей Германии.

Конгрессный рынок условно разделяется на две катего­рии - конгрессы, проводимые ассоциациями и корпорациями. Конгрессы обоих видов проводят в курортных гостиницах, крупных гостиничных комплексах, припортовых гостиницах, загородных отелях, крупных мотелях, круизных судах, универ­ситетах, специальных конгрессных центрах.

Конгресс ассоциационный(регионального, национального и международного уровня) характеризуется добровольностью присутствия участников. Конгрессов такого типа большинство, и прибыль от них зависит в первую очередь от уровня цен в гос­тиницах. В среднем на таких конгрессах собирается до 500 уча­стников, а длительность этого мероприятия составляет 3-4 дня. Наиболее часто конгрессы проводятся весной и в октябре.

Среди конгрессов можно выделить несколько основных типов: благотворительные, клерикальные, образовательные, сервисные, торговые, общественные. Самые выгодные из пере­численных - торговые конгрессы, затраты на которые состав­ляют 12 % расходных статей торговых ассоциаций. Торговые ассоциации ежегодно проводят семинары, собрания советов директоров, заседания секций, встречи, технические собра­ния.

Анкетирование и устные опросы выявили требования, ко­торые предъявляются к гостиницам участниками ассоциатив­ных конгрессов:

- комфортные просторные помещения для совещаний;

- оборудованные кондиционерами помещения для отдыха;

- достаточное число номеров высокого класса;

- качественное питание;

- квалифицированный персонал, проявляющий вежливость в обращении с клиентами;

- честные расчеты за оказанные услуги;

- наличие специального оборудования для работы конгрессов (проекторы, компьютеры, большие экраны);

- наличие мест для выставок;

- спортивные комплексы на территории гостиницы; о близко расположенные аэропорт, магазины, рынки; о хороший транспорт.

Коммерческие директора и менеджеры по заказам гости­ниц работают с ответственными работниками ассоциаций, за­нимающихся организацией массовых мероприятий.

Конгресс корпоративныйпроводится организацией (корпо­рацией). Для таких конгрессов характерно обязательное при­сутствие членов корпорации. Среднее число участников —100 че­ловек; крупные конгрессы собирают около тысячи человек.

Большинство корпоративных конгрессов проходит в осеннее время.

Корпоративные мероприятия подразделяются на учебные семинары, торговые выставки, презентации-ярмарки новых товаров, собрания акционеров.

Путем анкетирования и устных опросов выявлены требова­ния, предъявляемые к гостиницам участниками корпоратив­ных конгрессов:

- качество общественного питания;

- наличие помещений для совещаний, номеров для отдыха, апартаментов;

- опыт работы гостиницы в обслуживании деловых туров;

- четкость работы обслуживающего персонала;

- наличие менеджера по организации конгрессов;

- точность при расчетах;

- наличие специального оборудования и места для экспозиции;

- близость аэропорта;

- наличие спортивного комплекса;

- новизна места.

Проведение корпоративных конгрессов дает крупным гос­тиничным комплексам Америки и Европы более 80 % доходов. Конгрессы позволяют гостиницам:

- сглаживать сезонность, заполняя номера в периоды межсе­зонья;

- осуществлять предварительное бронирование номеров;

- определять потребность в персонале на ближайшее будущее;

- получать наряду с платой за размещение значительные доходы от банкетного обслуживания, аренды конференц-залов, про­дажи сувенирной продукции, работы прачечной, проката, дея­тельности игровых и спортивных центров;

- разнообразить набор услуг за счет проведения специальной дамской программы, что увеличивает доходы салонов красоты, магазинов, фитнес-центров.

Проведение больших конгрессов планируется заранее, за 1-2 года, и туроператоры тоже заранее начинают работу по бронированию и организации делового тура.

За месяц до начала конгресса менеджеры-организаторы проводят совещание с участием руководителей всех служб. На совещании уточняются даты конгресса и все необходимые условия. За 3-4 дня до открытия конгресса на собрании руково­дителей всех служб гостиницы окончательно согласуются во­просы расселения, питания, развлекательных программ и т.д. После завершения конгресса также проводится совещание с подведением итогов.

Инсетив-тур(туризм по приглашению) - один из видов дело­вого туризма, более всего распространенный в крупных компа­ниях, которые поездками в рамках инсетив-тура поощряют своих работников и одновременно проводят корпоративные меро­приятия — конгрессы, совещания, конференции, выставки. Ин-сетив-туры дают более 25 % доходов рынка индивидуального ту­ризма. Обслуживание осуществляется на условиях полного пан­сиона. Инсетив-туры организуются специалистами, которые предлагают услуги по координации взаимодействия между ком­панией, организующей инсетив-тур, и предприятиями индуст­рии гостеприимства. Ниже приведены примеры инсетив-тура.

Тур «Южные приключения» разработан сочинскими туроператорами:

Йдень

- трансфер группы с места прибытия в гостиницу;

- размещение;

- экскурсия по городу;

- ужин «Южная ночь».

Наши рекомендации