Маршрут рассчитан на два дня с одной ночевкой в гостинице.
Новый тур включает в себя автобусную поездку на место приземления первого космонавта Ю.А. Гагарина, посещение уникального археологического поселения и экскурсию по городу Энгельсу.
Первый день
Выезд на автобусе из Самары.
Приезд в город Энгельс.
12.30. Обед в столовой по предварительной договоренности.
Отъезд к месту приземления Ю.А. Гагарина.
Экскурсия на месте приземления Ю.А. Гагарина.
Осмотр археологического памятника эпохи бронзы.
Пикник на берегу Волги.
Отъезд в город Энгельс.
Размещение в гостинице.
18.30. Ужин в столовой по предварительной договоренности.
Прогулка по вечернему Энгельсу.
Второй день
Завтрак в столовой.
Посещение музея боевой авиации на Энгельсском аэродроме.
П.30. Экскурсия по Энгельсскому краеведческому музею.
Обед в столовой.
Участие в литературном театрализованном празднике «Кондуит
И Швамбрания» в доме-музее Льва Кассиля.
Отъезд в Самару.
Бизнес-планв туризме - это расчетный прогноз предпринимательской деятельности туристской фирмы, представляющий собой подробное описание мероприятий, составленное на конкретный период времени, и включающий в себя определенное число участников. Бизнес-план включает в себя также определенные шаги по составлению стратегии и тактики деятельности турфирмы. В классическом варианте бизнес-план состоит из 12 пунктов.
Бизнес-план туристского проектавключает в себя:
1) титульный лист с названием турфирмы и экскурсионного маршрута;
2) резюме проекта с кратким изложением сущности нового маршрута, его целей и задач;
3) перечень участников проекта с описанием всех задействованных в новом маршруте организаций и частных лиц — Музеев, транспортников, гостиниц, экскурсоводов, гидов-переводчиков и т.д.;
4) краткое поэтапное описание маршрута;
5) характеристика каждого этапа в подробностях;
6) потенциальные конкуренты, организующие подобные туры;
7) основная группа потенциальных клиентов;
8) юридический план;
9) оценка рынков сбыта;
10) оценка рисков и форс-мажорных обстоятельств;
11) финансовый план;
12) ожидаемый эффект от внедрения нового маршрута с учетом экономической прибыли.
На основе правильно составленного бизнес-плана можно в дальнейшем разрабатывать другие маршруты и поездки.
Экскурсионная деятельность
Экскурсия - распространенная форма краткосрочных туристских путешествий как во внутреннем, так и в международном туризме, относящаяся к познавательно-культурным мероприятиям и выполняющая функции информирования, расширения кругозора, организации культурного досуга и отдыха.
Экскурсии классифицируются: по содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения участников, форме проведения.
1) По содержаниюэкскурсии делятся на две большие группы - обзорные и тематические.
Обзорные экскурсиичаще всего совершаются пешком или на автотранспорте (автобусные экскурсии). Во время обзорных экскурсий осматриваются целые города, небольшие населенные пункты, памятники истории или культуры, природные заповедники, музеи, промышленные предприятия. Экскурсовод сообщает основные факты, не останавливаясь на подробностях и не углубляясь в мелочи. В результате обзорной экскурсии туристы получают общее представление о рассматриваемом объекте, узнают основные факты и даты. Обзорная экскурсия - самая распространенная форма внутреннего туризма для местных и приезжих групп. Форма обзорной экскурсии подходит как для детских и молодежных групп, так и для взрослых и семейных групп. Обзорные экскурсии включаются в большинство программ внутреннего и въездного туризма.
Например, обзорная экскурсия по городу предполагает осмотр его достопримечательностей в хронологическом порядке - от основания города до современных промышленных и других объектов; обзорная экскурсия по музею предполагает осмотр всей экспозиции, построенной по хронологическим принципам (в исторических, палеонтологических и археологических музеях) или иным (в художественных, технологических, этнографических, естественно-научных музеях).
Примеры обзорных экскурсий:
- обзорная автобусная экскурсия по Москве;
- обзорная теплоходная экскурсия по Санкт-Петербургу;
- обзорная экскурсия по Самарскому историческому музею;
- обзорная автобусная или пешая экскурсия по монастырям Пскова;
- обзорная пешая экскурсия по Астраханскому кремлю;
- обзорная пешая экскурсия по Балаковской атомной станции.
Тематические экскурсииимеют узкую специализацию и чаще всего предназначены для школьных или студенческих групп. В настоящее время в России разработано приблизительно 30 тыс. экскурсионных тематик. Некоторые уникальные объекты включены в экскурсии различных тематик, например Казанский собор в Санкт-Петербурге включен в архитектурные, религиозные и обзорные экскурсии по городу. Самые распространенные тематические экскурсии:
- историческая - основой может быть памятник истории, знаменательное событие, жизнь и деятельность известного человека;
- археологическая - основана на конкретном историческом памятнике, группе памятников или специализированном отделе экспозиции музея;
- литературная - по местам жизни и деятельности великого поэта или писателя, по улицам города, связанным с периодом в развитии русской или другой национальной литературы, по литературному музею;
- архитектурная - по выдающимся памятникам архитектуры одного или нескольких городов, по группе уникальных архитектурных ансамблей;
- этнографическая - с посещением национальных деревень или экспозиции этнографического музея;
- театральная - с наружным и внутренним осмотром зданий театра, знакомством с деятельностью актеров, с посещением спектаклей;
- производственная - с посещением интересных промышленных предприятий, выставок, музеев при них;
- прикладная - с посещением центров народного творчества.
Примеры тематических экскурсий:
- «Древний Изборск» — историческая;
- «Путешествие по Танаису» — археологическая;
- «По лермонтовским местам Пензенской области» - литературная;
- «Деревянное зодчество Суздаля» — архитектурная;
- «В гостях у якутов» — этнографическая;
- «Московский кукольный театр» — театральная;
- «Как рождаются троллейбусы» (по Энгельсскому заводу троллейбусов) - производственная;
- «Дымковская игрушка» — прикладная;
- почти каждый российский город предлагает своим гостям и жителям такие туры, как «Город купеческий», «Город музыкальный», «Город театральный», «Памятники города», «Музеи города», «Знакомство с городом».
2) По составу участниковэкскурсии делятся на 11 основных групп:
- взрослые;
- студенческие;
- школьные;
- детские;
- семейные;
- групповые;
- индивидуальные;
- городские;
- сельские;
- местные;
- иностранные.
В последнее время появились так называемые VIP-экскур-сии для особо состоятельных и требовательных туристов.
Для каждой из групп туристов разрабатываются отдельные экскурсии по особой, адаптированной программе и методике. Только в этом случае экскурсия может называться профессиональной.
3) По месту проведения экскурсии делятся на следующие:
-городские - обзорные и тематические по достопримечательностям города и отдельным знаменательным местам;
- загородные - походы и поездки на природу, к археологическим, архитектурным и геологическим памятникам, к памятным местам;
- производственные - поездки на промышленные предприятия и технические объекты;
- музейные - по экспозиции музея.
Все эти экскурсии могут различаться по тематике и составу группы и проходить в разных местах.
4) По способу передвижения экскурсии делятся на две основные группы:
- пешеходные - отдельные и являющиеся частью транспортных. Самые распространенные пешеходные экскурсии - по историческому центру города, музейной экспозиции, промышленному предприятию. Более длительные пешие экскурсии разрабатываются для загородных туров;
- транспортные - автомобильные, автобусные, велосипедные, железнодорожные, теплоходные, конные. Реже встречаются экскурсии на трамваях, троллейбусах, поездах метро, яхтах, катерах.
5) По форме проведения экскурсии делятся на 8 основных групп:
-экскурсия-поездка - поездка, организованная на нескольких транспортных средствах, например на трех автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Как правило, такая экскурсия длится не менее 2 ч;
-экскурсия-прогулка - осмотр городских или загородных достопримечательностей с получением небольшого объема информации;
-экскурсия-лекция - осмотр одного или нескольких залов музея с подробным рассказом обо всех экспонатах;
-экскурсия-беседа - более простой вариант экскурсии-лекции, предполагающий участие в рассказе экскурсантов и более легкую подачу информации;
-экскурсия-спектакль - разновидность театрализованного туризма, предполагающая участие экскурсантов в праздничном шоу, фестивале, фольклорном концерте;
-экскурсия-пикник - вид экскурсии, получивший особенное развитие в последнее время и предполагающий сочетание познавательной и развлекательной частей во время выезда на природу;
-экскурсия-концерт - обычно посвящается какой-либо определенной музыкальной теме с прослушиванием записей или непосредственным присутствием на концерте;
-экскурсия-игра - предназначена в первую очередь для детских групп, в процессе игровой экскурсии дети в адаптированной форме получают новую информацию, знакомятся с достопримечательностями, получают положительные впечатления и эмоции.
Для каждой из форм проведения экскурсий разрабатывается специальная методика и используются различные наглядные средства. Часто в одной экскурсии сочетается несколько форм. Например, экскурсия-поездка включает в себя экскурсию-беседу и экскурсию-спектакль.
Любая экскурсия должна отвечать таким требованиям, как достоверность информации, познавательная значимость, доступная форма изложения, логичность в построении рассказа.
Первый этап экскурсии - ее разработка, осуществляемая методистами-экскурсоводами, состоит из двух основных этапов:
-подбор материалов, отбор объектов, на которых будет строиться рассказ;
-составление экскурсионного маршрута, написание содержательной части, разработка методических приемов.
При профессиональном подходе к организации экскурсии составляется технологическая карта- документ, определяющий технологию применения методических приемов в соответствии с особенностями экскурсионного маршрута. В технологической карте указаны время проведения экскурсии, точный маршрут, объекты показа, перечень основных возможных вопросов, методические указания по проведению.
Второй этап экскурсии - ее проведение. Каждая экскурсия, включая экскурсии по музейным экспозициям, имеет определенный заданный и специально разработанный экскурсионный маршрут, представляющий собой оптимальный путь следования экскурсионной группы.
Экскурсии могут строиться по принципам: хронологии, тематике, комбинированно по тематике и хронологии.
По принципу хронологиистроятся экскурсии, посвященные известному человеку.
Например, в городе Хвалынске Саратовской области так построена экскурсия, посвященная известному художнику К.С. Петрову-Водкину. Сначала экскурсовод показывает дом-музей, в котором родился и вырос художник, затем проводит по памятным местам города, связанным с именем художника, и заканчивает в художественной галерее, где находится большинство его картин.
По тематическому принципупостроены экскурсии, посвященные какой-либо узкой проблеме в истории города. Например, по тематическому плану строятся следующие экскурсии: «Афанасий Никитин в Твери», «Ростов казачий», «Архитектура Архангельска», «Храмы Углича».
По тематико-хронологическому принципустроятся все обзорные экскурсии по городам и историко-краеведческим музеям. В музее экскурсия начинается с рассказа о далеком прошлом края и последовательно движется до залов экспозиции, посвященных современности. Обзорные экскурсии по городу также продвигаются от наиболее старых архитектурных построек и исторических центров к современным памятникам и зданиям.
Во время проведения экскурсии используются такие методические приемы, сочетающие правила рассказа и показа, как: о четкое объявление темы и цели экскурсии, а также ее маршрута; о краткие ясные характеристики всего увиденного экскурсантами; о ассоциации со временем; о включение элементов беседы; о акцентирование внимания путем изменения силы и тона голоса.
При проведении экскурсии используются два основных элемента — показ, рассказ, которые должны правильно сочетаться: показ должен занимать примерно 2/з всей экскурсии, а рассказ - 1/з
Рассказ экскурсовода отличается от рассказа лектора тем, что постоянно прерывается показом каких-либо объектов. При переходе от одного объекта к другому экскурсовод должен использовать особые логические переходы (подчиненные, тождественные, противоположные и т.д.).
Например: экскурсовод в обзорной экскурсии по городу переходит от рассказа об одной из главных улиц к рассказу о кафедральном соборе. Переход может быть следующим: «Еще при основании нашего города на этом самом месте, в исторической части улицы, был построен храм, остававшийся религиозным центром города на протяжении трех веков». Или: «Улица Ильинская, о которой я вам рассказала, носит название старинного храма нашего города, который вы видите перед собой, храма Святого Ильи-пророка».
Структура экскурсии:
-введение в тему - обязательное представление экскурсовода, объявление темы, маршрута экскурсии, времени проведения и окончания, инструкция по технике безопасности;
- основная часть - рассказ и показ самых интересных культурно-исторических достопримечательностей города или определенного места;
-заключение - итоги экскурсии и информация по другим экскурсиям, которые могут заинтересовать группу.
Например: обзорная экскурсия «Тверь историческая». Во введении в тему экскурсовод должен представиться, сообщить, что экскурсия автобусная, будет продолжаться 4 ч и включает в себя осмотр памятников культуры и истории города Твери.
В основной части экскурсанты познакомятся с храмами города, осмотрят несколько самых интересных памятников, включая памятник Афанасию Никитину, тверскому купцу, совершившему знаменитое путешествие за три моря, проедут по двум старинным мостам через Волгу, увидят дворец Екатерины Великой, осмотрят парки и фонтаны Твери. В заключение экскурсовод подведет краткие итоги рассказанному, повторит даты основания города, численность населения на сегодняшний день и предложит на перспективу другие экскурсии, связанные с тверской землей, например посещение исторического места -истока Волги или путешествие в старинный городок Торжок.
Живая экскурсия имеет огромные преимущества перед такими формами получения информации, как лекция, радиорас сказ, письменные источники, поскольку около 94 % информации люди воспринимают визуально, т.е. глазами.
Экскурсии строятся на показе экскурсионных объектов.В России на государственном учете находится более 100 тыс. памятников истории, археологии, архитектуры, фонды музеев располагают около 50 млн. экспонатов, являющихся потенциальными объектами экскурсий.
Экскурсионные объекты классифицируются по нескольким основаниям:
- по видам - памятники (исторические, архитектурные, литературные, археологические, искусства, документальные), объекты природы (реки, озера, водохранилища, моря, леса, поля, рощи, заповедники, заказники, урочища, горы, ландшафты);
- по содержанию - одноплановые (памятник В.И. Ленину), многоплановые (Московский Кремль);
- по функциональному значению - основные, дополнительные, сопутствующие;
- по степени сохранности - сохранившиеся, реконструированные, перестроенные, восстановленные.
Все интересные культурно-познавательные объекты паспортизируются, т.е. на них составляются особые списки, которые включают: точный адрес объекта, сохранность, историческую или иную значимость, сведения об охране памятника, историю объекта, возможные способы доставки экскурсантов, необычность и уникальность, фотографию.
При подготовке новых туров менеджер может пользоваться паспортами историко-культурных объектов, хранящимися в региональном отделении по охране памятников культурного наследия или в областном/городском архиве.