Раздел 2. организация внутреннего туризма
Маркетинг в туризме
Маркетинг - это комплекс мероприятий, направленных на изучение рынка, выработку рабочей стратегии и реализацию услуг с получением прибыли.
Маркетинг в туризме - явление сравнительно новое и представляет собой планирование работы туристской фирмы на основе тщательного изучения особенностей спроса и потребления. В настоящее время без маркетинговых исследований невозможно достижение стратегических целей турфирмы — предоставление клиентам услуг на высоком уровне и получение прибыли.
Главные цели маркетинга в туризме - воздействие на формирование рекреационных потребностей, спроса, оптовых и розничных цен, развитие новых туристских направлений, разработка инновационных программ, проведение рекламной кампании.
Если в 1950-е — 1960-е гг. в нашей стране спрос в туризме намного превышал предложение, а международный туризм практически не существовал, то сегодня туризм, как и любая другая отрасль, находится полностью во власти законов рынка. Маркетинговая политика организации, опирающаяся на исследование рынка, определяет основные направления ее деятельности. Без маркетинга невозможно обойтись ни одной туристской фирме в эпоху жесточайшей конкуренции в этой сфере бизнеса.
Продвинутые туристские организации считают маркетинговые исследования одним из важнейших направлений работы и вкладывают в них значительные средства и время.
Маркетинговый подходпредполагает изучение всех особенностей и возможностей туристского рынка.
Маркетинговые исследования проводят работники турфирм и организаций. Крупные организации проводят маркетинг постоянно и на профессиональном уровне, а малые обращаются к маркетинговым исследованиям только под влиянием негативных факторов — резкого снижения продаж, повышения конкуренции на рынке, изменения спроса, общего экономического кризиса. Соответственно целью маркетинговых исследований является повышение уровня продаж, увеличение престижа и улучшение имиджа организации, разработка новых направлений, привлечение клиентов.
Современные маркетинговые исследования в туризме проводятся в двух формах:
- стратегический маркетинг- регулярная оценка спроса и потребления; реализуется только высококвалифицированными специалистами и ставит своей главной целью долгосрочный успех организации;
- операционный маркетингможет проводиться и не очень опытными работниками; его главная цель - организация оптимальных продаж при получении достойной прибыли.
Маркетинг основан на рыночной стратегии, т.е. выборе долгосрочной оптимальной модели поведения на туристском рынке на основе его особенностей. Различают:
- стратегию кардинального изменения, когда усилия концентрируются для уточнения причин падения спроса, уменьшения инвестиций;
- сохранную стратегию, цель которой - поддержание низкого уровня роста туристского рынка благодаря привлечению потребителей за счет дополнительных услуг;
- стратегию устойчивости, состоящую в стабилизации туристского рынка на определенном уровне с незначительным введением нового продукта;
- избирательную стратегию, цель которой — продвижение конкретного туристского направления или продукта.
План туристского развитияможет предусматривать как незначительные изменения (смену наружной вывески и внутреннего интерьера гостиницы), так и коренные изменения туристского продукта (например, улучшение подготовки кадров для конкретного курорта, улучшение качества дорог в регионе).
Проведение маркетинга начинают с анализа всей доступной информации, что предполагает ответы на следующие вопросы:
- кто может быть потенциальным клиентом (возраст, социальное положение, доход, мест проживания, запросы);
- как клиенты получают информацию (из рекламы, из буклетов и каталогов, из Интернета, от друзей, случайно);
- устраивает ли потенциальных клиентов ассортимент туров (наличие туров разных направлений и форм);
- устраивают ли клиентов цены на туристский продукт;
- какое положение организация занимает по отношению к конкурентам;
- какие туристские направления пользуются особым спросом в последнее время (приключенческие, познавательные, рекреационные, образовательные, семейные, оздоровительные, комплексные и т.д.);
- какие природные, исторические и иные объекты перспективны для развития туризма (например, в юбилейный год Победы в Великой Отечественной войне особо привлекательными объектами были памятники, музеи и места боев, связанные с этим знаменательным событием).
Наибольшее значение при проведении маркетинговых кампаний в туризме имеет анкетирование.
Анкетирование- самый распространенный вид опроса туристов, работников туристских организаций, экспертов. При анкетировании вопросы ставятся в опросном листе или анкете и опрашиваемый отвечает на них письменно.
На основе результатов анализа разрабатывается маркетинговая стратегия по развитию организации и продвижению товара на рынке.
Таким образом, выделяют пять основных этапов в маркетинговой кампании:
1) определение спроса на туристском рынке в настоящий момент;
2) создание и совершенствование туристского продукта;
3) общение с туристами;
4) контроль за прибылью;
5) оценка степени удовлетворенности туристов.
Особенность этих этапов - в их цикличности: после окончания последнего этапа почти сразу же следует переходить к первому, так как ни спрос, ни предложение на рынке не стоят на месте.
В маркетинговом исследовании в туризме нужно учитывать следующие факторы: политические, экономические, демографические, природные, научные, культурно-исторические, а также ситуацию у конкурентов, развитость инфраструктуры и т.п.
Стратегию обслуживаниякаждая туристская организация вырабатывает на основе маркетинговых исследований, анализируя три фактора: потребности клиентов; возможности организации удовлетворить эти потребности; долгосрочную прибыль организации.
Проведенные опросы показали, что российский турист отдает предпочтение той или иной туристской организации, учитывая следующие факторы в совокупности:
- отзывы друзей, которые уже побывали в поездке; это оказывает на большинство россиян сильное влияние («сарафанное радио»);
- стоимость путевки;
- торговая марка турфирмы, ее известность в городе или регионе;
- впечатление от общения с работниками турфирмы, расположения офиса и т.д.
Предпочтения туристов, в свою очередь, формируют покупательский спрос и имидж турфирмы.
Предлагая клиенту той или иной тур, работник турфирмы должен учитывать:
- пол и возраст туриста, а также его семейное положение;
- область интересов и предпочтений (отдых у моря, лечение, экскурсии, спортивные соревнования);
- профессию и социальный статус туриста;
- сумму, которую планирует потратить турист;
- продолжительность поездки;
- отношение туриста к наличию тех или иных сервисных услуг;
- психологические особенности туриста.
Согласно данным анкетирования и устных опросов туристов, россияне 10 лет назад отдавали предпочтение самым известным историческим или природным памятникам нашей страны и мира. В настоящее время более популярны экзотические туры, а также путешествия, связанные с природным богатством планеты.
Основные этапымаркетингового исследования во внутреннем туризме:
1) определение наличия в данном регионе природных и исторических памятников, интересных туристам;
2) оценка гостиничной инфраструктуры, т.е. возможности принятия и размещения туристов из других регионов и стран;
3) оценка (с помощью специалистов) исторической значимости памятников, их современного состояния;
4) определение числа находящихся в регионе оздоровительных комплексов и спортивных сооружений для разработки специальных маршрутов;
5) оценка востребованности и качества существующих маршрутов;
6) разработка на основе собранных данных новых маршрутов, составление бизнес-планов.
Рассмотрим вариант маркетингового исследования природных и исторических памятников Ростовской области с целью разработки нового тура.
1. Специалист выявляет самые интересные, возможно, еще не востребованные памятники природы и истории на исследуемой территории. Источниками для работы могут стать музейные экспозиции, энциклопедии по истории и природе края, газетные и журнальные краеведческие статьи. В данном регионе таких объектов более сотни. Самые
важные из них: дом-музей М.А. Шолохова; столицы Донского казачества — Старочеркасск и Новочеркасск; станица Пухляковская с уникальным музеем виноградарства и этнографическими казачьими праздниками; родинаАЛ. Чехова город Таганрог в живописном месте
Таганрогского залива на Азовском море; действующие шахты с терриконами в окрестностях города Шахты; уникальный археологический музей под открытым небом с материалами по античному Танаису под Ростовом; музей Петра I в Азове.
2. Специалист оценивает состояние всей имеющейся в наличии базы гостеприимства. Источники для исследования — гостиничные каталоги. Выясняется, что в большинстве исторических мест имеются необходимые для расселения туристов пансионаты и отели, правда, не самой высокой комфортности; в некоторых местах есть только гостиницы низшей категории или старые туристские базы.
Специалист выясняет состояние исторических и природных памятников региона. Источники — работы ученых ростовских вузов, сотрудников музеев, статьи в энциклопедиях, личные впечатления, полученные во время поездки. По оценке специалистов, большинство исторических и природных значимых с точки зрения туризма мест вполне пригодно для приема туристов практически круглый год, но из-за недостаточно хороших дорог посещать эти памятники целесообразно в теплое время года.
3. Специалист, изучив соответствующие документы и совершив личные поездки, выясняет, что число и качество спортивных комплексов явно недостаточно для разработки специализированных маршрутов
этого направления, поэтому следует сделать акцент на другие виды туризма.
4. Специалист на основе данных, полученных от турфирм или на основе опросов жителей области, делает вывод, что сегодня самые популярные маршруты — посещение дома-музея Шолохова в его родной станице Мелиховская, экскурсия по Новочеркасску с посещением музея казачества; отдых на оздоровительных базах на побережье Дона и на островах; рыболовные туры на малые реки области и на побережье Азовского моря близ Таганрога.
5. На основе собранных данных специалист делает окончательный вывод, что далеко не все туристские возможности Ростовской области используются в полной мере, и предлагает улучшить известные предложения, сделав акцент на рекламу, и разработать несколько новых
туров:
- экскурсию с посещением старинной станицы Пухляковской в живописном уголке Ростовской области; в экскурсию могут входить осмотр музея казачества с дегустацией казачьей кухни и участием местного хора, экскурсия по старинному казачьему куреню, археологическая экскурсия по музею исторической реконструкции, проводимой Донским археологическим обществом на территории станицы, с возможным участием туристов в полевых археологических работах, отдых на берегу Дона с возможными водными прогулками или рыбалкой;
- поездку на археологические раскопки в район города Азова с посещением уникальной музейной экспозиции с целью приобщения к богатому древнему прошлому казачьего края;
- познавательную поездку к сохранившимся укрепительным сооружениям времен Петра I под Таганрогом на берегу одноименного залива;
участие в фестивалях исторического фехтования, проходящих ежегодно в мае под Ростовом-на-Дону.