Предмет и объект исследования
Предметом исследования является специфика путевых описаний Ирландии Нового времени как исторического источника, цели, преследуемые путешественниками, личности самих путешественников и их социальный состав, маршруты путешествий, пики расцвета и спада интереса.
Объектом изучения являются путевые заметки путешественников различных социальных слоев, которые совершали путешествие по узлу Трали-Дингл на юго-западе Ирландии. В связи с этим поставлены следующие задачи: выяснить, какова специфика и объем путевого описания Ирландии как явления, что из себя представляет типичный путевой очерк, какие задачи ставили перед собой путешественники, приезжающие на юго-запад Ирландии, кем были авторы путевых описаний.
Хронологические и географические рамки исследования
Данное исследование затрагивает специфику путевых описаний в период с XVIII века до середины XIX века. Выбор данного временного промежутка обусловлен пиками популярности, расцвета жанра путевых описаний, а также обстоятельствами, которые привели к упрощению жанра путевых заметок и падению их популярности. Географические рамки установлены четко, ввиду необходимости точечного исследования специфики впечатлений путешественников в отдельном регионе на определенном дорожном пути – Трали-Дингл, на юго-западе Ирландии, в графстве Керри.
Источники исследования
Ввиду определенной специфики работы, объект и предмет которой находятся на пересечении географии и гуманитарных наук, нами были изучены научные труды исследователей, посвященные проблеме извлечения географической информации из нарративных источников и их дальнейшего анализа.
Определенный интерес у нас вызвали работы Франко Моретти (Franco Moretti), который активно разрабатывает и продвигает среди исследователей методологию «distant reading», или же «дальних чтений». Идеи Франко Моретти отражены в его основном труде «Дальние чтения»[1] (2013). Он выдвигает идею о том, что для полноценного исследования не всегда необходимо вдумчиво и старательно вчитываться в каждый источник, ибо мало у кого есть столько времени, чтобы уделить внимание каждому произведению, коих в подборке может быть более ста. Он пытается представить элементы повествования на реальных картах как способ понять пространственные практики (например, в романах). Моретти предлагает не только новый способ чтения отдельных текстов или практической литературы, но и новый подход к литературному корпусу. Моретти также выдвигает идею о том, что современные технологии позволяют нам находить среди огромного массива информации те крупицы, которые позволят сделать нам выводы не об отдельных источниках, но о массивах этих источников, о целом пласте культурного материала.
«Графики, карты, деревья: абстрактные модели для истории литературы»[2] (2005) - еще один труд Франко Моретти, который уже наиболее наглядно показывает нам результат работы данных методов: здесь исследователь рассматривает динамику распространения и популярности романа в Англии, Японии, Испании, Нигерии и Италии; на основании инфографики и фактической информации о происходящем в данной стране автор связывает пики популярности и спадов с актуальной политической, социально-экономической и культурной ситуациями. Моретти извлекает определенные детали из текста, переносит их на карты и схемы, а затем интерпретирует полученные данные.
Книга «Пространственность (Новая критическая идиома)»[3] (2013) Роберта Тэлли также стала важным методологическим подспорьем в нашей работе. В этой работе автор ясно и структурированно рассказывает о современных методах изучения пространства в гуманитарных науках, описывает труды многих ученых, занимавшихся в этой области. Он отмечает, что литературная география – формы чтения, при которых предметом особого внимания становятся пространственные и географические феномены, тесно связанные со стилистикой литературного нарратива. Литература фиксирует изменяющиеся конфигурации социального пространства во времени, а также средства, с помощью которых тексты отражают пространства и места. Литературная картография есть синтез литературной и картографической практик, их влияние друг на друга. И писатель, и картограф должны четко определять, для каких целей создается их «карта», что они хотят рассказать о пространстве; выбор средств и сфер интересов всегда остается за ними, что намекает нам на уникальность каждой карты, каждого повествования, а это в свою очередь, на многообразие и разносторонность данных для исследования.
Прежде чем провести исследование необходимо провести анализ источников, которыми будем пользоваться. Неразумно проводить исследование, связанное с географией, не пользуясь картами изучаемой территории. Здесь стоит отметить ирландские планы[4] Британского Картографического Управления, которые издавались в XIX веке. Внимания также достойны «Карта других дорог Ирландии» Скиннера и Тайлора (1777)[5], и «Атлас, сопровождающий 2-й доклад Железнодорожных комиссаров Ирландии» (1838)[6], сравнивая которые мы имеем возможность отследить изменения транспортной конфигурации региона.
Однако стоит заметить, что основной массив информации содержится в подборке путевых заметок путешественников Ирландии. Очевидно, что каждый из них преследовал свою определенную цель, приезжая в район Трали-Дингл, да и вообще в целом осуществляя путешествие по Ирландии. Социальный состав путешественников также весьма размыт, как и годы, в которые путешествия были совершены (вторая половина XVIII-XIXвв.).
Именно особенностям путевых заметок и будет посвящено данное исследование, кроме того нам будет необходимо проверить данные сведения на определенном, выбранном нами регионе между Трали и Динглом, на юго-западе Ирландии: мы попытаемся дать анализ социального положения авторов, целей и задач, которые ими преследовались, способов передвижения и хронологии путешествий.