Шкала оценивания уровня сформированности компетенций
Код и формулировка компетенции | Этапы формирования компетенции | критерии | показатели | |
ОК-9 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | знает (пороговый уровень) | закономерности и этапы исторического процесса, основные исторические факты, даты, события и имена исторических деятелей России; основные события и процессы отечественной истории в контексте мировой истории | знание современных научных методов познания мира; знание основных тенденций развития мирового исторического процесса; знание основных этапов и процессов в истории России знание новейших достижений отечественной и зарубежной исторической науки, дискуссионных проблем российской истории. | способность назвать основные тенденции развития мировой истории и истории России, особенные и общие черты в сравнении с мировыми тенденциями, основные исследовательские подходы к изучению истории России, основные дискуссионные проблемы истории России. |
умеет (продвинутый) | критически воспринимать, анализировать и оценивать историческую информацию, факторы и механизмы исторических изменений | умение аналитически работать с литературой по курсу, систематизировать полученную информацию | способность последовательно, грамотно и оценочно изложить аргументы, приведенные в литературе | |
владеет (высокий) | навыками анализа причинно-следственных связей в развитии российского государства и общества; места человека в историческом процессе и политической организации общества; навыками уважительного и бережного отношения к историческому наследию и культурным традициям России | владение общенаучными методами в изучении истории России; владение навыками ведения дискуссии, навыками публичного выступления | способность сформулировать и аргументировать собственную позицию по рассматриваемым проблемам; способность объяснить значимость процессов и явлений истории России для современного развития России |
Методические рекомендации, определяющие процедуры оценивания результатов освоения дисциплины
Промежуточная аттестация студентов. Промежуточная аттестация студентов по дисциплине «История» проводится в соответствии с локальными нормативными актами ДВФУ и является обязательной.
Оценочные средства для промежуточной аттестации
Вопросы к экзамену
1. Специфика исторического знания. Предмет и объект исторической науки.
2. Понятие «исторический источник». Его место в научном исследовании.
3. Формационный и цивилизационный подходы в изучении истории.
4. Особенности феодализма в средневековой Европе.
5. Основные теории происхождения древнерусского государства.
6. Древнерусское государство: особенности государственного устройства и социальной структуры.
7. Принятие христианства на Руси и его социокультурное значение.
8. Политическая раздробленность Руси. Удельный период русской истории.
9. Крестовые походы и их значение. Рыцарские ордена.
10. Русь и Золотая Орда.
11. Эпоха Возрождения в Европе и её значение.
12. Великие географические открытия и их роль в мировой истории.
13. Объединительные тенденции в русских землях. Факторы возвышения Москвы.
14. От Руси Киевской – к Руси Московской. Централизация земли и власти при Иване III.
15. Эпоха Ивана Грозного. Феномен российского самодержавия.
16. Смутное время в российской истории: причины, противоречия, последствия. Новые явления в политической жизни России в период Смуты.
17. Социально-экономическое развитие и политический строй России в XVII в. Роль Земских соборов.
18. Освоение Сибири и Дальнего Востока в XVII – XVIII вв.
19. Основные сословия в русском средневековом обществе. Этапы закрепощения крестьян.
20. Эпоха Просвещения в Европе.
21. Россия в период петровской модернизации.
22. Социокультурные последствия петровских реформ. Историки об эпохе Петра I.
23. Эпоха дворцовых переворотов в Росси и её особенности.
24. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.
25. Основные тенденции развития Российской империи в первой половине XIX в.
26. Исторический спор о судьбе России в первой половине XIX в. Западники и славянофилы.
27. Европейские революции первой половины XIX в.
28. Отмена крепостного права в России, ее политические и социально-экономические последствия.
29. Особенности пореформенного развития России 1870-е - 1890-е гг.
30. Общественные движения пореформенной России: консервативное, либеральное и радикальное направления.
31. Россия в начале XX в. Нарастание противоречий. Столкновение основных политических сил в первой русской революции.
32. Эволюция политической системы России в начале XX в. Российский парламентаризм и его особенности.
33. Первая мировая война: причины и последствия. Становление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.
34. Россия в 1917 г. Выбор путей общественного развития.
35. Гражданская война в России: причины, этапы, итоги и уроки.
36. Политика «военного коммунизма» и новая экономическая политика – различные концепции построения социализма.
37. Установление режима личной власти в СССР. Противоречия в политической жизни страны в 1920-е – 1930-е гг.
38. СССР на пути форсированного строительства социализма.
39. Внешняя политика советского государства накануне Второй мировой войны.
40. Вторая мировая и Великая Отечественная война: причины, основные этапы и последствия. Фальсификация истории Второй мировой войны.
41. Послевоенное устройство мира. Становление биполярной мировой системы: СССР и США в «холодной войне».
42. Основные направления внешней политики СССР в 1945 – первой половине 1980-х гг.
43. «Великое десятилетие» Н.С.Хрущева. Попытки реформирования системы и причины неудач.
44. Советское общество в 1970-е - 1980-е гг. нарастание противоречий.
45. Основные тенденции развития мировой экономики во второй половине ХХ в.
46. Холодная война как основное содержание международных отношений второй половины ХХ в.
47. Мировые интеграционные процессы и глобализация во второй половине ХХ в.
48. Перестройка в СССР и распад страны.
49. Начало радикальных экономических реформ в стране в 1990-е гг. Переход к рынку.
50. Основные тенденции развития России в постсоветский период. (1990-е – 2010-е).
51. Россия в системе международных отношений в конце ХХ – начале XXI вв.
52. Роль России в решении современных проблем человечества.
Критерии выставления оценки студенту на экзамене
по дисциплине «История»
Баллы (рейтинговой оценки в %) | Оценка экзамена (стандартная) | Критерии |
100-86 | «отлично» | Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач. |
85-76 | «хорошо» | Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. |
75-61 | «удовлетворительно» | Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ. |
60 и менее | «неудовлетворительно» | Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы. |
Текущая аттестация студентов. Текущая аттестация студентов по дисциплине «История» проводится в соответствии с локальными нормативными актами ДВФУ и является обязательной. Текущая аттестация по дисциплине «История» проводится в форме контрольных мероприятий (тестирование (ПР-1), написания исторического эссе (ПР-3), собеседования (УО-1)по оцениванию фактических результатов обучения студентов и осуществляется ведущим преподавателем.
Объектами оценивания выступают:
- учебная дисциплина (активность на занятиях, своевременность выполнения различных видов заданий, посещаемость всех видов занятий по аттестуемой дисциплине);
- степень усвоения теоретических знаний;
- уровень овладения практическими умениями и навыками по всем
- видам учебной работы;
- результаты самостоятельной работы.