К вершинам величия ведет трудная дорога.
Сенека,
римский философ, общественный деятель
Работа над композиционным построением рукописи любого научного исследования – важнейшая составная часть работы. К понятию «композиция» относится последовательное развитие темы, а также деление текста на части, главы, параграфы, при необходимости – пункты и подпункты (см. ПРИЛОЖЕНИЯ Д, Е).
Согласно общепринятым правилам структура курсовой и бакалаврской работы по направлению подготовки 46.03.01 «История» состоит из следующих частей:
- титульный лист;
- содержание с указанием номеров страниц;
- введение;
- основная часть;
- заключение;
- список использованных источников и литературы;
- приложения (для курсовой работы – по желанию)[5].
Каждый структурный элемент текстового документа начинают с новой страницы. Заголовки структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» располагают посередине строки и печатают прописными буквами полужирным шрифтом. Заголовки отделяют от текста интервалом в одну строку, не подчеркивают и не нумеруют[6].
Титульный лист
«Титульный лист» является первой страницей текстового документа и должен соответствовать требованиями стандарта оформления документов учебной деятельности СФУ (см. ПРИЛОЖЕНИЕ В, Г)[7].
.
Содержание
«Содержание» курсовой, бакалаврской работы – это перечень глав, параграфов или разделов, составленный в той последовательности, в какой они даны в текстовой части работы. Примерный объем – 1 страница.
В «содержании» последовательно перечисляют заголовки глав, параграфов, пунктов (кроме подзаголовков, даваемых в подбор с текстом), а также приложений (при их наличии). При этом нумерация строится по нисходящей: I… II… III…, 1… 2… 3… , Разделы обозначается римскими цифрами, а главы – арабскими[8].
Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности – запрещается. Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещены на три-пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинают с прописной буквы без точки на конце.
Последнее слово каждого заголовка соединяют отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления. В «содержании» указывают номер страницы, на которой напечатано начало главы и параграфа или раздела. Использование системы нумерации позволяет не использовать слова «раздел», «глава», «параграф»[9].
Пример –
II Мероприятия советской власти по ликвидации детской массовой беспризорности в Енисейской губернии (1921–1925 гг.)……………………………..
III Изменения общественной политики советского государства по ликвидации детской беспризорности (1926–1935 гг.)………………………………
или
2 Мероприятия советской власти по ликвидации детской массовой беспризорности в Енисейской губернии (1921–25 гг.)………………..........................
2.1 Деятельность государственных органов власти………………………
Примеры оформления приведены в соответствующих приложениях данного учебно-методического пособия (см. ПРИЛОЖЕНИЯ Д, Е).
Введение
Во введении обычно обосновывается актуальность выбранной темы, указывается степень разработанность проблемы, цель исследования и содержание поставленных задач, формулируется объект и предмет исследования, приводится методология исследования, сообщается, в чем заключается теоретическая значимость и прикладная ценность, новизна полученных результатов[10].
Данный раздел курсовой работы и ВКР пишется по особым правилам, так как на его основе читатель должен составить полное и ясное впечатление о проведенном историческом исследовании.
Примерный объем «введения» – 10–15 % текстового объема работы.
По направлению подготовки 46.03.01 «История» рекомендованы следующие структурные элементы «введения», схожие как для курсовой, так и бакалаврской работы:
· актуальность темы исследования;
· обзор литературы (историографический анализ проблемы);
· цель и задачи работы;
· объект и предмет исследования;
· территориальные рамки;
· хронологические рамки;
· обзор источников (источниковая база исследования);
· методы и принципы исследования;
· научная новизна исследования;
· практическая значимость работы.
Актуальность (от позднелат. actualis – настоящий, современный) —важность, значительность чего-либо на данный момент и в данной ситуации, злободневность. Актуальность исследования – это востребованность её изучения в общественной теории и практике. Актуальность темы – основное требование к научному исследованию.
Обосновать актуальность работы – значит объяснить необходимость изучения данной темы и проведения исследования в процессе общего познания в настоящее время.
Основные аспекты актуальности темы исторического исследования:
· теоретический;
· познавательный;
· воспитательный;
· практический.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
· восполнение каких-либо пробелов в науке;
· дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
· своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
· обобщение накопленного опыта;
· суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
· постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
Обзор литературы или, по-другому, историографический анализ по теме исследования служит средством изучения истории и причин возникновения проблемы, ее современного состояния, показывает, что уже сделано другими авторами в этом вопросе или что еще неясно и, соответственно, требует дальнейшего исследования.
Повторим, литература – это аналитические работы по определенной тематике: монографии, научные статьи, учебные пособия, рецензии, диссертации, аналитические статьи в периодической печати и пр.
Важно помнить, что историография должна быть подготовлена в форме аналитического обзора литературы, сгруппированного по проблемному или проблемно-хронологическому принципу, и, ни в коем случае, не представлять собой библиографический перечень работ по теме исследования.
Не допускается буквальное переписывание аннотации или содержания публикаций. После осмысления прочитанного студентом «своими словами» формулируются важные и интересные положения и факты с обязательной ссылкой на источник. Если в литературе встречаются идентичные результаты и выводы нескольких ученых, то их следует сгруппировать общей формулировкой со ссылкой на все источники.
Следует заметить, что совершенно недопустимо ограничиваться информацией из учебной литературы или Интернет-ресурсов. Наравне с классическими трудами должны быть проанализированы и современные исследования (монографии, научные статьи и прочие издания), опубликованные в последние годы.
Источники – памятники материальной и духовной культуры, которые являются результатом определенных событий, явлений и процессов, несущие определенную информацию (например, архивные материалы, летописи, актовые, канцелярские документы, статистика, мемуары, личные письма, информационные материалы периодической печати, публицистика, художественная литература, результаты социологических опросов, программные документы партий и организаций и др.).
В источниковедческой науке закреплено несколько классификаций исторических источников, которые зависят от предмета исследования и исторической эпохи.
Источниковую базу научно-исследовательской работы студентов составляет комплекс опубликованных и неопубликованных материалов, сгруппированных с учетом их формы и содержания.
Относительно тематике научных исследований студентов по образовательной программе «История постсоветской России» к числу опубликованных материалов, которые необходимы для выполнения научной работы, относятся:
- законодательные документы (собрания законодательных и подзаконных актов);
- делопроизводственные и приобщенные к материалам официального делопроизводства документы государственных, центральных отраслевых и местных органов власти, хозяйственных и общественных организаций; включая законы и, программные документы, резолюции, отчеты, протоколы и т.п.;
- статистические материалы (официальные базы данных Федеральной службы государственной статистики – переписи и микропереписи населения, статистические данные по предпринимательству, эффективности экономики России, ценам, финансам, технологическому развитию отраслей экономики, рынку труда, занятости, заработной плате, государственному устройству, общественным объединениям, религиозным организациям, численности и кадровому составу государственных органов и органов местного самоуправления РФ, показатели реализации государственных и федеральных целевых программ, включая науку, образование, здравоохранение, культуру и т.п.),
- всероссийские, региональные и местные периодические издания (газеты, журналы и т.п.);
- официальные сайты государственных ведомств и общественных организаций;
- фото-, аудио-, видео- документы и пр.
В свою очередь, неопубликованными историческими источниками, которыми необходимо воспользоваться при подготовке научных исследований по истории постсоветской России, являются:
- материалы государственных архивов (фонды музеев);
- рукописи мемуаров и воспоминаний;
- предметы материальной и духовной культуры и др.
В источниковедческой науке закреплено и другое деление, которое давно присутствует в реальных классификациях историков[11]:
1. документальные источники:
а) документы законодательства (памятники права);
б) актовые источники (договорного характера);
в) материалы делопроизводства (в результате деятельности канцелярий и других учреждений по созданию документов);
г) статистические материалы (выросшие из массива делопроизводства как реализация обратной связи в управлении),. в качестве подвида: экономико-географические, хозяйственные описания, а также материалы фискального учета, которые часто приобретают характерные черты массовых источников.
2. повествовательные источники:
а) летописи и хроники;
б) мемуарная литература и эпистолярные источники (источники личного происхождения);
в) литературные и публицистические произведения (в том числе переводная и агиографическая литература);
г) периодическая печать (аналитический жанр – корреспонденции, статьи, рецензии; художественно-публицистический: очерки, фельетоны, памфлеты; периодика содержит и законодательные документы, и мемуарные произведения и т. д.).
Студент может воспользоваться и другой классификацией исторических источников, закрепленной в официальной источниковедческой литературе.
Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Цель исследования должна быть конкретной и повторять смысл названия курсовой или бакалаврской работы.
Формулировка цели исторических исследований обычно начинается с преамбулы: «выявить..», «определить…», «установить…», «обосновать…», «выяснить…», «изучить…», «исследовать…», «проанализировать…» и т.д.
Недопустимые начальные формулировки: «узнать…», «рассказать о чем-либо…», «описать» и т.д.
Задачи исследования формируются после формулирования цели. Задачи исследования определяют основные этапы и пути исследования для достижения поставленной цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.
При формулировании задач работы необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов, названия которых должны быть созвучны с поставленными задачами.
Важно, чтобы каждому разделу или каждой главе основной части работы соответствовала отдельная задача. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
Допустимые формулировки задач исторических исследований: «исследовать сущность…», «уточнить определение…», «систематизировать…», «проанализировать…», «уточнить и дополнить…», «обосновать».
Объект исследования –это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию.
Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта).
Пример –
Тема: Богучанская ГЭС как фактор в развитии Нижнего Приангарья.
Объект исследования: Богучанская ГЭС:
Предмет исследования: влияние Богучанской ГЭС на становление и развитие Нижнего Приангарья.
Методология исследования – это обязательный пункт введения, дающий представление о способах обработки исторической информации в русле поддерживаемой концепции, с позиции которой написана курсовая или бакалаврская работа.
Анализ литературы, проведенный в начале работы над темой исследования, должен «натолкнуть» студента на научную концепцию (парадигму), которая им будет использована при выдвижении гипотезы, доказываемой с опорой на исторические источники и раскрытой в основной части работы.
Методы, в таком случае, представляют собой совокупность приѐмов, норм, правил и процедур, обеспечивающих решение исследовательских задач, поясняющих цель исследования. Далее приведем основное их содержание с опорой на работу М. Д. Северьянов «К познанию социальной истории России», в которой также приведены традиционные и нетрадиционные научные концепции, с позиции которых можно готовить научные исследования в рамках современного направления «Социальной истории»[12].
Общенаучные методы.
Диалектический метод – способ познания и мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет, предполагает столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом.
Исторический метод – воспроизведение явления как процесса в развитии, со всеми его общими, особенными, неповторимыми, чертами, установление исторической последовательности изучаемого процесса развития от одних исторически необходимых стадий к последующим.
Наблюдение – исходный метод эмпирического познания, позволяющий получить некоторую первичную информацию об объектах окружающей действительности.
Эксперимент – активное, целенаправленное, строго контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения тех или иных сторон, свойств, связей (включает измерение и наблюдение).
Измерение – определение количественных значений тех или иных свойств, сторон изучаемого объекта, явления с помощью специальных технических устройств (в основе лежит сравнение объектов, необходимы единицы измерения).
Формализация – использование специальной символики, которые позволяют отвлечься от изучения реальных объектов и оперировать некоторым множеством символов (знаков).
Метод гипотезы – формирование и обоснования объяснительных предложений, ведущий к установлению законов, принципов, теорий.
Абстрагирование – процесс перехода от чувственно-эмпирических, наглядных представлений об изучаемых явлениях к формированию определенных абстрактных, теоретических конструкций, отражающих сущность этих явлений.
Анализ – разделение объекта (мысленно или реально) на составные части (свойства, признаки, отношения и т.п.) с целью их отдельного изучения.
Синтез – соединение воедино составных частей (сторон, свойств, признаков и т. п.) изучаемого объекта, расчлененных в результате анализа.
Индукция – формально-логическое умозаключение, приводящее к получению общего вывода на основании частных посылок. Дедукция есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений.
Метод аналогии – установление сходства или различия между объектами, осуществляется в результате их сравнения.
Специально-исторические методы.
Синхронный метод – изучение различных событий и явлений, одновременно происходивших в обществе.
Хронологический метод – изучение исторических событий и явлений с точки зрения их последовательности, движения и изменения в соответствии с течением исторического времени.
Диахронный или метод периодизации – выделение в процессе исследования определенных этапов в развитии человека, общества или отдельных составляющих его явлений и процессов.
Сравнительно-исторический метод – установление сходства или различия между изучаемыми явлениями, сопоставление неизвестного еще явления с уже изученным, известным, для того чтобы понять сущность первого из них.
Метод актуализации – это сравнительно-исторический метод, на основании которого осуществляется изучение современных процессов и появляется возможность их изучения с позиции аналогичных предыдущих событий.
Структурно-системный метод (системный подход) – изучение не элементов как таковых, а, прежде всего, структуры объекта и места элементов в ней.
Метод исторического моделирования (ретроспективный) – движение от современности к прошлому, от изучения элементов старого, сохранившегося до наших дней, к реконструкции на их основе имевших место в истории событий и явлений.
К методам смежных наук, используемым в историческом познании, можно отнести статистический (математический) метод, метод конкретных социальных (социологических) исследований, методы социальной психологии и др.
Пример –
Теоретико-методологические основания бакалаврской (курсовой) работы базируются на концепции (парадигме)....
Основные методологические подходы были заложены …(историки, философы…).
Исходя из этого, главные методологические элементы исследования – это диалектическое понимание процесса исторического развития и (…).
Принцип историзма позволил (…).
При анализе источниковой базы был использован принцип объективизма и (…).
В исследовании использовался ряд специальных исторических методов: проблемно-хронологический, условно-документоведческий, сравнительно-исторический и пр.
Проблемно-хронологический метод позволил (...).
Условно-документоведческий метод был применен для изучения (...).
Сравнительно-исторический метод позволил (…).
В работе были использованы также методы смежных наук: структурный, выборочный, количественный и пр.
Структурный подход позволил (…).
Использование выборочного метода дало возможность проведения детального анализа источниковедческого материала (…).
С помощью количественного метода (…).
Статистический метод позволил (…).
Новизна результатов – это новое знание, полученное в результате научного исследования.
Критерии новизны:
· новизна постановки вопроса;
· новизна методологии;
· содержательная новизна (или новизна результата);
· формальная новизна (или новизна формы выражения);
· новизна интерпретации;
· новизна практического использования.
Научная новизна исследования – это признак, наличие которого дает право на использование понятия «впервые» при характеристике полученных результатов и проведенного исследования в целом. Понятие «впервые» означает в науке факт отсутствия подобных результатов.
Основная часть
«Основная часть» работы состоит из глав, в которых подробно рассматриваются результаты проведенного исследования. Содержание глав «основной части» работы должно точно соответствовать теме работы, полностью ее раскрывать, и показать умение студента сжато, логично, аргументировано излагать материал.
Согласно общепринятым нормам в «основной части» исследования должны быть сформированы теоретические и практические основания работы.
«Основная часть» может состоять из двух или трех глав по усмотрению автора, однако, в любом случае должна содержать описание и анализ теорий/концепций, с помощью которых может быть рассмотрена и объяснена исследуемая проблема (теоретические основания работы), а также содержание и анализ проведенных исследований[13].
Примерный объем «основной части» – 60 % текстовой части работы.
По направлению подготовки 46.03.01 «История» в главах «основной части» подробно приводится содержание проведенного исследования. При этом необходимо точно отразить понятийный аппарат и полностью раскрыть поставленную тему через краткое, ясное, логичное, точное и аргументированное изложение материала.
Хорошему восприятию «основной части» исследования способствует правильная рубрикация разделов на параграфы в соответствии с логикой изложения, а также размещение иллюстративного материала в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм с полученными обработанными данными (не первоначальными) и обязательными пояснениями автора.
В конце каждой главы «основной части» научно-исследовательской работы необходимо подвести итоги, то есть сделать небольшое резюме по содержанию объемом не более одной страницы.
Заключение
«Заключение» как структурный элемент научно-исследовательской работы представляет собой не простой перечень полученных результатов проведенного исследования, а их итоговый синтез, т.е. формулирование того нового знания, что внесено автором в изучение и решение проблемы.
Примерный объем «заключения» – 10 % текстовой части работы.
Согласно требованиям к студенческой научной работе в «заключении» формулируются ответы на исследовательские вопросы. С использованием полученных результатов и выявленных, подтвержденных или опровергнутых закономерностей.
В разделе должен быть сделан критический анализ, который позволил бы установить сходства и различия между полученными результатами и предыдущими фундаментальными и прикладным исследованиями. В заключении делаются выводы о сравнительной привлекательности представленной работы, т.е. разработанного интеллектуального продукта[14].
Другими словами, заключение – это последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с целью и задачами, гипотезой, научной новизной, теоретической значимостью, практической ценностью и положениями, выносимыми на защиту, поставленными и сформулированными во введении. При этом одной задаче может соответствовать один – два вывода. Несоответствия выводов поставленным задачам следует избегать.
Заключение не должно превышать 5-7 % объема основного текста. Заключение, как часть текста рукописи, играет роль концовки, носит форму синтеза научной информации, накопленной в основной части.
В заключении содержится так называемое «выводное» знание, которое является новым по отношению к исходному знанию. Именно оно выносится на обсуждение и оценку в процессе публичной защиты, например, бакалаврской работы. Предполагается также наличие обобщенной итоговой оценки проделанной работы. При этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл, какие важные побочные научные результаты получены, какие новые научные задачи появляются в связи с проведением исследования.
Во многих курсовых и бакалаврских работах возникает необходимость указать пути продолжения исследуемой темы, формы и методы ее дальнейшего изучения, а также конкретные задачи, которые будущим исследователям придется решать в первую очередь.