Возникновение и становление педагогической профессии

Тема 2. Общая характеристика педагогической профессии.

План.

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Перспективы развития пед. профессии.

4. Педагог в условиях информационного общества.

Возникновение и становление педагогической профессии

На ранних этапах развития человечества при отсутствии разделения труда передача накопленного опыта детям в дородовой общине происходила в процессе трудовой деятельности. По мере развития общества, старейшины рода образовывают социальную группу воспитателей, воспитание становиться деятельностью человека. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Объективным обстоятельством возникновения пед. профессии является невозможность существования и развития общества без использования опыта предшествующих поколений.

Русское слово воспитатель происходит от основы слова «питать». Позже появляется слово «учитель» и передача знаний стала называться «обучение».

Исторические факты:

  1. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями были жрецы. В Древней Греции – наиболее талантливые вольнонаемные граждане (педагоги). В древнем Риме – государственные чиновники, владевшие основами наук. В Древнем Китае в 20 в. до н.э. существовало министерство ведавшее просвещением, а учителями были мудрейшие представители общества.
  2. Средние века: преподавали в основном священники.
  3. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя, властителя. ( «Поучение» Владимира Мономаха). В Др. Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское предназначение. Пушкин посвятил своему любимому учителю, профессору нравственных наук А.П. Куницыну такие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена». Задачи школы менялись на разных этапах развития общества. Периодически происходил перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Но передовые мыслители всегда считали, что учитель, прежде всего – воспитатель.

Я.А. Коменский утверждал, что профессия учителя «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

К.Д. Ушинский охарактеризовал значение профессии учителя: « Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем. Что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, и одно из величайших дел в истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

А.С. Макаренко считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

2.Особенности педагогической профессии

Педагогическая профессия - это вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной профессиональной подготовки.

Уровни педагогического творчества (по В.И. Загвязинскому)

1) Новаторство (выдвижение новых идей, способных преобразовать педагогическую действительность)

2) Изобретательство (разработка и внедрение новых элементов педагогических систем)

3) Рационализаторство (усовершенствование методов и средств воспитания и обучения).

Тема 2. Общая характеристика педагогической профессии.

План.

1. Возникновение и становление педагогической профессии.

2. Особенности педагогической профессии.

3. Перспективы развития пед. профессии.

4. Педагог в условиях информационного общества.

Возникновение и становление педагогической профессии

На ранних этапах развития человечества при отсутствии разделения труда передача накопленного опыта детям в дородовой общине происходила в процессе трудовой деятельности. По мере развития общества, старейшины рода образовывают социальную группу воспитателей, воспитание становиться деятельностью человека. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Объективным обстоятельством возникновения пед. профессии является невозможность существования и развития общества без использования опыта предшествующих поколений.

Русское слово воспитатель происходит от основы слова «питать». Позже появляется слово «учитель» и передача знаний стала называться «обучение».

Исторические факты:

  1. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями были жрецы. В Древней Греции – наиболее талантливые вольнонаемные граждане (педагоги). В древнем Риме – государственные чиновники, владевшие основами наук. В Древнем Китае в 20 в. до н.э. существовало министерство ведавшее просвещением, а учителями были мудрейшие представители общества.
  2. Средние века: преподавали в основном священники.
  3. В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя, властителя. ( «Поучение» Владимира Мономаха). В Др. Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель – это воспитатель, наставник. В этом его гражданское предназначение. Пушкин посвятил своему любимому учителю, профессору нравственных наук А.П. Куницыну такие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена». Задачи школы менялись на разных этапах развития общества. Периодически происходил перенос акцентов с обучения на воспитание и наоборот. Но передовые мыслители всегда считали, что учитель, прежде всего – воспитатель.

Я.А. Коменский утверждал, что профессия учителя «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растение в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества.

К.Д. Ушинский охарактеризовал значение профессии учителя: « Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем. Что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, и одно из величайших дел в истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения».

А.С. Макаренко считал, что работа воспитателя самая трудная, «возможно, самая ответственная и требующая от личности не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».

2.Особенности педагогической профессии

Педагогическая профессия - это вид трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных педагогических знаний и практических навыков, которые приобретены в результате целенаправленной профессиональной подготовки.

Наши рекомендации