Эпоха Средневековья в мировой и отечественной истории

Осмысливая мировую историю, необходимо определиться с тем, что означает термин «средние века». Взгляд на средние века как на особый исторический период начал складываться еще в ХV – ХVI вв. Само понятие «средние века» ввели ученые – гуманисты эпохи Возрождения. Будучи поклонниками античной культуры Греции и Рима, они считали, что период времени между падением Римской империи и началом культурного подъема эпохи Возрождения – это как раз и есть та особая эпоха «варварства», культурного, экономического и политического упадка, которая хронологически представляет собой средневековье. Многие ученые предлагали считать этот период с момента падения Римской империи. Но и здесь не было единства мнений. Дискутировался сам вопрос о дате падения Рима. Одни предлагали считать таковым 410 г.н.э., когда Рим пал первый раз под натиском вестготов во главе с Аларихом. Другие предлагали считать датой падения Рима 455 г.н.э., когда город пал под ударами вандалов, полностью разрушивших его. Отсюда термин «вандализм» - грубое и жестокое разрушение культуры. Наконец, большая часть исследователей, все-таки, предлагала считать началом средневековья 476 г.н.э., когда Рим вновь пал, но теперь уже окончательно, под натиском варваров под предводительством Одоакра. Именно в этом году последний римский император Ромул Августул был низложен и отправлен в ссылку.

Аналогично, нет единства мнений и о времени окончания средневековья. Одни историки предлагают в качестве такового момента считать гибель Константинополя под натиском турок (1453). Другие авторы связывают окончание средних веков с открытием Нового света (1492) или даже с началом Реформации в Европе (1517). Но мало кто берется отрицать саму необходимость выделения периода средневековья, настолько очевидным является тот факт, что это было совершенно особенное, не похожее ни на какое другое, время в истории развитии человечества. В чем же заключается специфика Средневековья?

Во-первых, это было время разложения и гибели рабовладельческого социально-экономического строя, натурального хозяйства и возникновения и развития нового феодального способа производства, основанного на новых производственных отношениях между людьми. Как бы мы не относились к формационному делению истории, предложенному К.Марксом, нельзя не увидеть существенных изменений в социально-экономической жизни людей эпохи средних веков. Именно в средние века, прежде всего, в странах Западной Европы складывается феодально-ленная система, формируется и распространяется частная собственность на землю в ее современном понимании (аллод – полное владение). В IХ – Х вв. пожизненное землевладение (бенефиций) постепенно превращается в наследственное владение (лен или феод). Правда, во многих восточных странах частная собственность не получила широкого распространения. Вместо нее практиковалась раздача государственной земли во временное пользование. Но и там общемировая тенденция к превращению служебной земли в частную собственность, хотя и со значительным опозданием, давала о себе знать. Так, в Монголии вместо прежних нойнов, владевших землей на условиях несения воинской службы в пользу великого хана, в ХIV в. стали появляться ильханы – местные «полные» собственники земли. А в Индии джагиры, также владевшие первоначально землей на условиях несения службы в пользу царя (махараджи), сами стали превращаться в заминдаров, а затем и в раджей (также «полных» собственников земли, превратившейся в наследственную собственность). Государственное землевладение (в Индии в эпоху Великих Моголов такая земля называлась халисэ, в Арабском халифате – мульк и т.д.) в средние века существенно сократилось. Именно в рамках этой тенденции к сокращению государственного землевладения в восточных странах временные вассалы – пользователи земли постепенно тоже превратились в ее собственников.

Для Руси этот процесс стал наиболее интенсивным после смерти В.Мономаха (1125), когда его сыновья, по сути, разделили некогда единое и процветающее государство на свои уделы и превратились в самостоятельных князей, чисто номинально подчинявшихся Киевскому князю. Аналогичная ситуация складывалась и в некоторых других государствах. Так, в Западной Европе император Римской империи немецкой нации также был чисто номинальным правителем.

Во-вторых, это было время формирования новой, и гораздо более сложной, чем в древности, структуры общества, роста степени свободы и независимости многих категорий населения. Достаточно вспомнить, что в западноевропейском средневековом обществе существовали самые разные категории населения. Среди них – колоны (лично свободные, но находившиеся в поземельной зависимости), сервы (правовой статус которых был близок к положению античных рабов), литы (лица, находившиеся под патронатом феодала, занимавшие среднее, промежуточное положение между двумя первыми категориями), минестериалы (лица, находившиеся на службе у феодала) и т.д. Не исключением в этом отношении было и средневековое русское общество. В его структуре можно выделить разные категории населения. Например, холопы (полностью бесправные люди). Или смерды (крестьяне, имевшие определенные права и даже землю). Или челядь (служащие у бояр и князей). А кроме них были закупы (люди, проданные за долги во временное «рабство») и рядовичи (лица, оказавшиеся по «ряду», т.е. по договору в зависимости от боярина или князя). И многие другие категории. Тенденция к усложнению структуры средневекового общества нашла свое отражение в формировании различных сословий. Примером этого процесса может служить формирование каст в Индии, кланов в Китае и т.д.

В-третьих, это было время появления нового типа государства, которое обычно называется раннефеодальным. К началу средневековья в Западной Европе уже существовало несколько типов государственных образований: племенные княжества (герцогства), многоплеменные королевства и даже империи. Встречались такие типы государственных объединений и в Азии: султанаты, каганаты и проч. Раннефеодальное государство, объединяя обособленные племенные общности, способствовало их смешению и ассимиляции. В результате формировались народности. Оставаясь долгое время этнически неоднородным, раннефеодальное государство, тем не менее, представляло собой политическое образование с единой правовой и административной системой. Для примера можно назвать деятельность византийского императора Юстиниана (482-565), который вошел в историю под именем Великого как создатель знаменитого «Кодекса» (12 томов законов и 50 томов комментариев к ним). Об этом же свидетельствует и юридическое оформление новых социальных отношений и новой структуры общества в VII- VIII вв. в странах Западной Европы: «Салическая правда» (созданная при Хлодвиге (466-511), «Рипуарская правда» (VII в.), «Бургундская правда», «Вестготская правда» у германских племен, «Саксонское зерцало» в Саксонии и т.д. Не стала исключением в этом отношении и Русь, где в ХI в. была составлена «Русская правда» – первый в отечественной истории свод законов, охватывавший практически все сферы общественной жизни. Она состояла из двух частей. Первая часть – «Краткая правда» была составлена непосредственно Ярославом Мудрым (1019-1054). Вторая часть была составлена при его наследниках и получила название «Пространной правды» или «Правды Ярославичей».

В современной исторической науке существуют различные взгляды на феодализм и феодальное государство. Одни, как, например, М.Я.Лойберг (История экономики»,1998), считают термин феодализм применимым ко всей мировой истории. Другие, как, например, Р.М.Гусейнов («Экономическая история», 2006), полагают, что феодализм – понятие чисто европейское, и оно не применимо к истории восточных стран. Третьи, как, например Л.С.Васильева («История Востока», 1994), допускают использование термина феодализм, как к западным, так и к восточным странам, но с определенными оговорками.

В-четвертых, средневековье – это эпоха «завершения», «упадка» язычества и время широкого распространения христианства. И не только самой христианской религии, но и религиозной морали, этики, культуры и психологии. Религиозное мировоззрение людей в средние века было теоцентристским и оказывало решающее влияние на всю их деятельность, весь образ мышления. В качестве борьбы с язычеством католическая церковь использовала не только охоту на ведьм (ведовские процессы), но и гонения против еретиков, борьбу с ересями (альбигойцы, гугеноты, табориты и т.д.). Важное место в этом процессе играло и церковное право. Важнейшим источником, по которому можно судить о правовых воззрениях представителей католической церкви, является «Свод канонического права», составленный в середине ХII в. болонским монахом Грациоаном. В этом документе провозглашалась общность церковной собственности, целибат (безбрачие священников), необходимость борьбы с бедностью (через раздачу милостыни) и т.д. В ХIII в. другой католический авторитет Фома Аквинский (1226-1274) написал трактат «Сумма теологии», в котором также выразил свои взгляды на церковное право и христианскую мораль. Известно его учение о «справедливой цене». Но при этом Ф.Аквинский оправдывал рабство. И хотя многие его выводы выглядели вроде бы вполне гуманными, но часто они были надуманными, оторванными от самой жизни. Заметим, что реальная церковная практика оказалась прямо противоположной тому, о чем писали Грациан и Аквинат. Алчность, стяжательство и непотребный образ жизни многих церковных иерархов прекрасно описал в своем романе «Священный вертеп» французский писатель Лео Таксиль.

В-пятых, средневековье традиционно считается периодом упадка образования. Прежде всего, потому что христианство, выступив исторически наследником античной культуры, мало что взяло от нее. Достаточно сказать, что Библия была доступна западному средневековью лишь на латинском языке. Традиционно церковь допускала только «семь свободных искусств». Они делились на две части: тривиум (грамматика, риторика и диалектика) и квадриум (геометрия, арифметика, астрономия и музыка). Первая часть предназначалась для школ, вторая – для университетов. Все остальные вопросы образования были сведены к изучению Священного Писания. Да и в отношении к «свободным» дисциплинам определяющее значение играла церковь. Так, музыка рассматривалась как предмет, необходимый исключительно в церковной службе. А астрономия – как предмет, позволяющий определять сроки наступления церковных праздников.

В-шестых, средние века – это эпоха определенного упадка науки и искусства, что было обусловлено религиозными ограничениями и связанными с этим административными и юридическими санкциями в отношении людей, занимавшихся наукой. Достаточно вспомнить в этой связи о деятельности Инквизиции, о судьбах Г.Галилея, Дж.Бруно, Я.Гуса, И.Пражского и многих других ученых, окончивших свою жизнь в тюремных застенках или на костре. Другие представители науки и искусства (поэты Данте, Ф.Петрарка, писатели Дж.Боккаччо, Л.Валла, Т.Кампанелла, математик Л.Паччоли и др.) либо предавались анафеме и отлучению, либо вынуждены были «корректировать» свое творчество в соответствии с указаниями церковных властей.

В-седьмых, это время политической раздробленности и постоянных междоусобных войн. Молодые карликовые государства стремились во что бы то ни стало расширить свою территорию («жизненное пространство») за счет соседей, путем аннексий или через брачные связи. Достаточно напомнить, что ряд европейских стран (Германия, Италия и др.) смогли преодолеть эту политическую раздробленность только уже в ХIХ в. В целом же, политическая карта не только Европы, но и других континентов представляла собой своеобразное «лоскутное одеяло», когда на небольшой территории существовало сразу по несколько десятков карликовых государств. Рудиментарное сохранение сепаратизма в современных условиях как раз берет свое начало именно с тех времен. Например, претензии Каталонии на независимость от Испании, или Шотландии на независимость от Англии, или Нормандии на независимость от Франции и т.д.

Правда, наряду с тенденцией к децентрализации государств существовала и обратная тенденция к их централизации. Так, в 1130 г. возникло «Королевство обеих Сицилий» в южной части Италии, а в 1137 г. произошло объединение и Кастилии и Арагона на Пиренейском полуострове. Можно также обнаружить действие этой тенденции и в средневековой Франции. Но обе названные тенденции развивались с переменным успехом в рамках единого диалектического противоречия между стремлением народов к собственной государственности и прежними местническими настроениями крупных земельных собственников.

В-восьмых, как это не покажется странным, именно средневековье – это время развития рыночных отношений и появление предпосылок для рыночной экономики. В самом деле, традиционная точка зрения, согласно которой политическая раздробленность мешала формированию единого экономического пространства и рынка как такового, не выдерживает серьезного анализа. На самом же деле, именно политическая раздробленность и карликовость раннефеодальных государств делала невозможным развитие широкого ассортимента товаров и многих отраслей производства в локальных границах государственных образований того времени. Тем самым, многие феодальные государства были обречены на специализацию и развитие товарного производства, на экспорт своей продукции за рубеж и закупку необходимых для себя товаров за границей. Как говорится, «не было бы счастья, да несчастье помогло». На примере любой европейской или азиатской страны можно обнаружить такую специализацию и развитие торговых связей. Так, во Франции каждое мелкое государство (теперь их называют провинциями) специализировалось на производстве и сбыте определенного продукта: Шампань – на игристых винах, Бордо – на красных винах, Коньяк – на крепленных (с добавлением спирта) винах (собственно от названия города произошло и название напитка), Госконь – на молодых винах (бужоле). Существовала специализация и в производстве мясной продукции, сыров (огромное количество наименований говорит само за себя). Примерно такая же ситуация в производстве сукна имела место в Англии. Там юго-западные графства (Уилтшир, Сомерсет, Глостершир, Оксфордшир) специализировались на производстве тонкого и широкого сукна. Восточные графства (Норфолк, Саффолк, Кент, Эссекс) – на производстве камвольных тканей (креп, бумазея, камлот). А северные графства (Ланкашир, Йоркшир) – на производстве грубого сукна (байка, карамзея). Торговый обмен между разными регионами страны становился объективной необходимость. Стали появляться крупные ярмарки и крупные города, игравшие, в первую очередь, роль торговых и культурных центров.

Не исключением в этом отношении была и Русь. Известно, что ее северные земли в основном специализировались на промысле пушнины, добыче речного жемчуга и рыбной ловле, южные – на производстве ржи, ячменя, пшеницы, овса, восточные – на соледобыче и рудных промыслах и т.д.

Очевидно, что на разных континентах и даже в разных, хотя и соседних, странах развитие государственности, экономики, культуры, науки, искусства происходило крайне неравномерно. В связи с этим в истории принято выделять три стадии в рамках средневековья. А именно, стадии раннего средневековья, «золотого средневековья и позднего средневековья. Внутренние временные границы между ними весьма размыты опять-таки в связи с неравномерностью политического, социально-экономического и культурного развития разных стран и народов.

Если говорить о странах Европы, то раннее средневековье здесь определяется рамками с V до ХI вв. Именно в это время начинаются и в основном завершаются процессы образования феодально-ленной системы, народностей и «национальных» государств. Одновременно, можно отметить, что этот период характеризует наибольшее могущество католической церкви, ее претензии на установление светской власти. Достаточно в этой связи вспомнить претензии римских пап на всемирное влияние. Ярким примером попыток реализации этой служит противостояние между римским папой Григорием VII и немецким императором Генрихом IV в Каноссе, а также многочисленные крестовые походы. Всего состоялось восемь крестовых походов (1096-1270). Помимо этого столкновение Запада и Востока происходило и на Пиренейском полуострове, где после его частичного захвата (конкиста) арабами в Х в. начинается обратный процесс его освобождения (реконкиста). По времени эти процессы совпали с движением монголов на Запад, что можно расценивать их как две своеобразные «пассионарные» волны, закончившиеся полным истощением материальных, физических и интеллектуальных сил их инициаторов.

Период «золотого» средневековья может быть охарактеризован как смена парадигм (термин Т.Куна) в историческом развитии. Его хронологические рамки: от ХI до ХV вв. В Европе ослабление католической церкви сопровождалось укреплением светских государств. Наблюдается общий рост производительных сил, дальнейшее развитие общественного разделения труда. На Востоке формируется новая «пассионарная» волна, которая завершилась гибелью Византии, взятием турками Константинополя (1453) и захватом ими ряда балканских территорий (Болгарии, Сербии). Однако Западная Европа достаточно успешно отразила этот натиск и со временем даже стала оказывать решающее влияние на Османскую империю. Более того, европейские страны обратили свой взор на Африку и Азию в поисках новых источников дешевого сырья и новых рынков сбыта.

Но «золотым» Средневековьем это время называется, прежде всего, потому, что на это время приходится некоторый подъем культуры европейских стран. Это стало возможным в связи с ослаблением монополии церкви в сфере образования, науки и культуры. Повсеместно появляются городские не церковные школы. Университеты отстаивают свою независимость от церкви. Развиваются народная культура и, одновременно, рыцарская литература (прежде всего, поэзия). Появляются ваганты. Растет количество университетов (первым европейским университетом считается Болонский университет, который возник в конце ХI в.). Формируются культурный «верх» и «низ».

Но католическая церковь продолжает настойчиво цепляться за роль идеолога и наставника. Она отвергает все новое и передовое. В этом отношении показательна судьба выдающегося английского ученого Роджера Бэкона (1214-1294),который по церковному приговору двадцать лет просидел в тюрьме.

И все же время стремительно менялось. С конца ХV в. начинается позднее Средневековье, которое принято ограничивать серединой ХVII в. Традиционно концом этого периода в Европе считается английская буржуазная революция (1642-1649). Этот период оказался насыщен крупными социальными потрясениями: началась Реформация и Крестьянская война в Германии, произошла буржуазная революция в Нидерландах, по Европе прокатилась Тридцатилетняя война (1618-1648). И, тем не менее, не смотря на эти события, в позднее средневековье существенно ускоряется социально-экономическое развитие европейских стран и возрастает их влияние на весь ход мировой истории.

Первой страной «нового типа» стала Англия, в которой в конце ХVI- начале ХVII вв. были созданы наиболее благоприятные условия для ускорения социально-экономического развития. Назовем их.

Во-первых, это ранняя отмена крепостного права и замена натуральной ренты денежной ее формой, что создавало условия для формирования рынка свободной рабочей силы и развития товарно-денежных отношений;

Во-вторых, это смещение главных транспортных и торговых коммуникаций с востока на запад, в атлантический бассейн, обусловленное великими географическими открытиями и созданием колоний; это стимулировало развитие судостроения и превращения Великобритании в морскую державу;

В-третьих, создание морского флота сделало возможным массовый экспорт шерсти и сукна на мировые рынки, спрос на котором многократно превышал аналогичный спрос на внутреннем рынке; в связи с чем, возникли необходимые условия для роста объемов самого производства и появления мануфактур;

В-четвертых, в Англии сравнительно рано был уничтожен абсолютизм, характерный для феодальных отношений и выступавший тормозом на пути развития демократии в сфере политики и либерализма в сфере экономики и культуры.

Не случаен, поэтому, тот факт, что многие политические деятели в других европейских странах, в том числе и в России (М.М.Сперанский, Н.С.Мордвинов и т.д.) считали английскую политическую систему образцовой и достойной подражания. Хотя известно «что «не все то – золото, что блестит». Феномен западничества (идеализации всего западного и пренебрежение национальным достоянием), столь характерный для отечественной истории, существует в современном российском обществе до сих пор.

Анализируя позднее Средневековье, важно отметить, что и его начало, и его конец отмечено расцветом наук и искусств.

Вначале позднего Средневековья лежит эпоха Ренессанса. Среди ее научных достижений можно отметить труды в области астрономии Дж.Бруно (1548-1600), Г. Галилея (1564-1642), в области политологии Н.Макиавелли (1469-1527), в области философии Т.Кампанеллы (1568-1639), П. Помпонацци (1492-1524), в области искусств и инженерных наук Л.да Винчи (1452-1519), в области архитектуры Д.Браманте (1444-1514).

Завершением позднего Средневековья стали новые научные достижения, прежде всего, в области естествознания. Это и учение о гидродинамике Т.Торичелли (1608-1647). И изобретение воздушного насоса Р.Байолем (1621-1691). И открытие закона преломления света и других физических законов (Й.Кеплер, Р. Декарт и др.). Крупные открытия в математике (Ф.Виетт, П.Ферма, И.Ньютон, Г.Лейбниц) и химии (Г.Бауэр, Г.Кремер, А.Везалий, У.Гарвей и др.).

Таким образом, позднее Средневековье можно и нужно рассматривать как время формирования необходимых условий для будущих научно-технических революций, как период не просто первоначального накопления капиталов (традиционная точка зрения), но и время концентрации капиталов и производства и обусловленных этим процессом политических, социальных и правовых изменений в общественном строе различных стран и народов. Естественно, это касается далеко не всех стран и народов. Многие из них отставали в своем развитии от «передовых» европейских стран, находились в рамках «догоняющего» сценария развития. В этой связи можно назвать и нашу страну. Интересен такой исторический факт: когда в России в 1861 г. отменили крепостное право, в Лондоне уже был открыт метрополитен. Заметим, что некоторые страны мира с конца средневековья и начала периода нового времени вообще стали постепенно превращаться в аграрно-сырьевые придатки западноевропейских держав. Это относится, прежде всего, к странам Латинской Америки, Африки, отчасти к азиатским странам. Они служили колониями для бурно развивавшейся в европейских странах промышленности. И, тем не менее, позднее средневековье – это время достаточно динамичного развития рыночных капиталистических отношений, слома пережитков прошлого (например, цеховых организаций) и формирования необходимых институциональных и социально-экономических оснований для крупного машинного производства.

Среди таких оснований перехода к новому индустриальному периоду развития человечества в конце Средневековья были:

- формирование и развитие крупных национальных европейских экономик (Англия, Франция, Голландия и др.);

-бурный рост числа городов и развитие городского хозяйства;

-развитие хозяйственной инфраструктуры (транспортные коммуникации, портовое хозяйство, почта и т.д.);

-развитие промышленного, торгового и финансового капитала, расширение международных трансакций;

-формирование единого общеевропейского рынка и обслуживающих его институтов (Ганзейский торговый союз, ярмарки и т.д.);

- развитие гуманистических идей и научные достижения, в том числе, и идеи экономической науки (меркантилизм в Италии).

Контрольные вопросы

1. Назовите основные отличительные черты периода Средневековья.

2. Определите особенности раннего, «золотого» и позднего Средневековья.

3. Какие события завершают период средних веков в мировой истории?

4. Дайте определение термину «феодализм».

Литература

1.Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М.: «Олма-Пресс». –1999.

2. Бутромеев В.П. Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М.: Олма-Пресс». – 1999.

3. Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада: Пер. с фр. М. – 1992.

4.Даркевич В.П. Аргонавты средневековья. М. – 1976.

5.Дашков С.Б.Императоры Византии. М.: «Красная площадь». – 1997.

6.История мировой экономики: учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Полякова, А.Н.Марковой. М.: ЮНИТИ-ДАНА. – 2010.

7.Маршев В.И. История управленческой мысли6 учебник. М.: ИНФРА-М. –2005.

Наши рекомендации