Раздел XV. Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 годы.

Тема 15.1 СССР в послевоенный период.

Тема 15.2СССР в 1950-начале 1980 гг.

Тема 15.3СССР в период перестройки.

Наименование практической работы:Апогей и кризис советской системы. 1945-1991 годы.

Цели занятия:

- сформулировать задачи внутреннего и внешнего развития СССР после II Мировой войны.

- иметь представление о наиболее важных событиях , происшедших в 1945-1991гг.,

-значение понятия «холодная война».

- актуализировать представления о хрущевском десятилетии.

- закрепить и углубить знания о политике перестройки, проанализировать социально-экономическую, политическую и внешнеполитическую ситуацию в СССР в 1980 – е гг. - закрепление навыков работы с атласом, контурной картой

Формируемые компетенции:

ОК3.Организовывать свою профессиональную деятельность, определять методы и способы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК5. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Студент должен:

знать:

· основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

· периодизацию всемирной и отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

· основные исторические термины и даты.

Студент должен:

уметь:

· проводить исторические параллели, сравнивая разные исторические периоды развития России и Европы, по различным проблемам и критериям;

· самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между различными событиями, явлениями и процессами истории;

· самостоятельно интерпретировать и подбирать необходимые исторические источники для анализа исторической ситуации;

· самостоятельно и свободно работать с исторической картой, соотнося территориальные изменения в истории и современности;

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя; комплект инструкционно-технологических карт, мультимедийное оборудование.

Средства обучения:

рабочая тетрадь для проведения практических занятий.

Техника безопасности:С правилами техники безопасности на рабочем месте ознакомлены.

Содержание и последовательность выполнения работы

Задание 1. Заполнить таблицу «Внешняя политика СССР, стран Европы и США в послевоенные годы»



Годы Основные направления советской внешней политики Основные направления внешней политики стран Западной Европы и США  
     
     
     
     

Задание 2. Проанализировать текст, ответить на вопросы и отразить в ответах личное восприятие.

1. Попытайтесь охарактеризовать уровень жизни народа
на рубеже 40—50-х гг. Размышляя над данной проблемой,
прочитайте фрагменты из писем, опубликованных уже в наши
дни.

Из письма А. Егорова (Владивосток):

«В 30-е годы под корень раскорчевали нашу родню. Одного дядю застрелили, другого угнали на Беломорканал, а бабушку с дедушкой — на Соловки. Отцу моему, как бывшему красноармейцу, удалось уехать из деревни сразу же после известного письма Сталина «Головокружение от успехов». Это спасло нашу семью от крепостной неволи, но не спасло от крушения. Вырванные с корнем, мы то уезжали в города, на стройки и шахты, то, спасаясь от голода, возвращались в деревню, то снова уезжали и опять возвращались на круги своя...

Так вот занесло нас в голодном 47-м году в деревню, где нас сразу же обложили налогом (картошка, яйцо, шерсть, мясо), а приехали мы туда поздней осенью, я хорошо запомнил: 26 сентября, и мне пришлось догонять своих одноклассников. Только мы рассчитались с этой бедой, нам подбросили новую: обложили налогом денежным, как единоличников.

Продал отец все с себя, с нас. Рассчитался и, завербовавшись, повез нас на Сахалин. Но... перед отъездом похоронили брата, в дороге похоронили сестру. В дороге же переболели и мы,с отцом, отлежались в больнице. По приезде на Сахалин похоронили маму, а через полгода отца. Брат мой до трех лет не ходил, а когда выпали молочные зубы, то от голода вообще не выросли >>.

Из письма инвалида Великой Отечественной войны И. П. Прибрежного:

«Говорят, что Сталин был жесток, и правильно, такой он и должен быть. Гуманность людей доводит до гибели.

Я никогда не забуду слова Чингисхана, которые я прочел в одной книге: «Врага лаской не возьмешь». И это верно. А мы до чего сейчас докатились? Один разврат, воровство, спекуляция, убийства, насилие, вообще целая анархия. У нас при Сталине шла война, а продуктов было больше и в пять раз дешевле, несмотря на то, что работали одни старики и дети. Не нужно все валить на Сталина. Он если б сейчас был живой, так мы бы работали 4 часа в сутки и в масле плавали. Он, несмотря на все трудности, с каждым днем делал переоценки товаров — все дешевле и дешевле. А сейчас у нас утром поднялся, а цены на рынке уже подросли за одну ночь, да и в магазинах то же самое. Цены добавляют, кто, сколько хочет, а контроля нет никакого. Только языками болтают, переливаем из пустого в порожнее, а изменения никакого. Пойдите, где-нибудь попробуйте добиться справедливости. Вот до чего вся эта гуманность нас довела».

2. Как вы думаете, почему отношения сотрудничества между ведущими государствами антигитлеровской коалиции оказались ограниченными рамками военного времени? Раскройте истоки наступившей в условиях мира «холодной войны». Как вы считаете, ответственны ли за ее начало обе противоборствующие стороны? Сравните различные точки зрения по вышеуказанной проблеме.

Из статьи Л. Безыменского, В. Фалина «Кто развязал «холодную войну»;

«Холодная война» разразилась, поскольку ее очень желали. Желали те, кому не терпелось заместить только что выбитых из седла претендентов на мировое господство и сделать Землю «по крайней мере на 85 процентов» (выражение г. Трумэна) похожей на американский эталон. «Холодная война» не была нашим выбором. Она не могла быть выбором СССР после жесточайшей войны и огромных жертв, принесенных народом, чтобы остаться самим собой и жить по своему усмотрению».

Из статьи Дж. Л. Геддиса «О прошлом во имя будущего»:

«Статья Л.Безыменского и В.Фалина... являет собой пример «попятного движения» в области истории... Такая точка зрения понятна, прежде всего, потому, что она не допускает возможности, что ни та, ни другая сторона в 1945 г. не желала «холодной войны»... По окончании второй мировой войны и США, и Советский Союз заботились в первую очередь о собственной безопасности. Трагедия заключалась в том, что добивались они своей цели в одностороннем порядке, вместо того чтобы действовать сообща...

История редко бывает столь проста, чтобы ее можно было представить в категориях «белого и черного».

При рассмотрении такого сложного вопроса, как истоки «холодной войны», нелогично и неразумно пытаться полностью обелить одну сторону и возложить всю вину на другую».

3. Какое влияние, с вашей точки зрения, должна была
оказать «холодная война» на внутреннюю жизнь стран раз
личных общественно-политических систем?

Как вы думаете, чем объясняется тот факт, что многие видные ученые разных стран, принимавшие участие в работе по созданию атомного оружия, стали впоследствии активными участниками антивоенного движения, борцами за права человека?

Обратите внимание на строки, написанные академиком А. Д. Сахаровым в июне 1972 г.:

«Я начал общественную деятельность около десяти — двенадцати лет назад, осознав преступный характер возможной термоядерной войны и воздушных испытаний термоядерного оружия. С тех пор я пересмотрел многое в своих взглядах, в особенности начиная с 1968 г., но основа моих взглядов все же осталась прежней...

Я по-прежнему считаю, что преодоление трагических противоречий и опасностей нашей эпохи возможно только на пути сближения и встречной деформации капитализма и социалистического строя.

В капиталистических странах этот процесс должен сопровождаться дальнейшим усилением элементов социальной защиты прав трудящихся, ослаблением милитаризма и его влияния на политическую жизнь. В социалистических странах также необходимо ослабление милитаризации экономики и мессианской идеологии, жизненно необходимо ослабление крайних проявлений централизма и партийно-государственной бюрократической монополии как в экономической области производства и потребления, так и в области идеологии и культуры.

Я по-прежнему придаю решающее значение демократизации общества, развитию гласности, законности, обеспечению основных прав человека».

Методические рекомендации

№ п/п Содержание работы и последовательность операций Оборудование Инструктивные указания и технические требования
Ознакомление с текстом документа по вариантам.   Текст статьи 15-20 мин
Выделение в тексте главных положений и смыслов;   Текст статьи 5-10 мин
Ответы на вопросы по тексту письменно.   Текст статьи 10-20 минут
Объяснение понятий из текста письменно.   Текст статьи 10-20 минут

Задание 3

Ознакомьтесь и прокомментируйте:

Страна начала терять темпы движения, нарастали сбои в работе хозяйства, одна за другой стали накапливаться и обостряться трудности, множиться нерешенные проблемы. В общественной жизни появились, как мы их называем, застойные и другие чуждые социализму явления. Образовался своего рода механизм торможения социально-экономического развития. И все это в условиях, когда научно-техническая революция открыла новые перспективы экономического и социального прогресса... В своем анализе ситуации в стране мы прежде всего столкнулись с торможением роста экономики. Темпы прироста национального дохода за последние три пятилетки уменьшились более чем вдвое, а к началу 80-х гг. упали до уровня, который фактически приблизил нас к экономической стагнации... Для мышления многих наших хозяйственников стала характерна забота не о приращении национального достояния, а о том, чтобы в то или иное изделие вложить побольше материалов и труда, рабочего времени и продать подороже. В результате «вал» был, а товаров не хватало. Мы тратили... значительно больше сырья, энергии, иных ресурсов на единицу продукции, чем другие развитые страны... Торможение и застойные явления в экономике не могли не отразиться на других сторонах жизни общества. Негативные процессы серьезно затронули социальную сферу. Сложился, как мы говорим, «остаточный принцип» выделения средств на развитие социально-культурной сферы, то есть в нее направлялось столько, сколько осталось от дел чисто производственных... Набравший силу механизм торможения также и в идеологии привел к тому, что попытки конструктивного анализа назревавших проблем и новые идеи встречали все большее сопротивление. Верх брала пропаганда успехов — реальных и мнимых, свыклись с пренебрежительным отношением к справедливым требованиям и мнению рядовых тружеников, общественности... Механизм торможения в экономике со всеми его социальными, идеологическими последствиями привел к бюрократизации общественных структур и к «расширенному воспроизводству» на всех уровнях бюрократической прослойки, которая приобрела непомерное влияние во всей государственной, административной и даже общественной жизни... Не преодолена привычка по всякому поводу ждать указаний сверху, уповать на решения самых высоких инстанций. Удивляться не приходится: так было заведено — от мастерских до министерств. Это сказывается и теперь. Даже в верхних эшелонах управления. Дело в том, что долгие годы люди отучались мыслить и действовать ответственно, самостоятельно... В чем основной недостаток прежнего механизма хозяйствования?.. Прежде всего в слабости внутренних стимулов саморазвития... Одна из серьезнейших деформаций последних десятилетий — широкое распространение уравнительных подходов. На этой основе развились иждивенчество, потребительство, мещанская психология: наше дело сторона, пусть обо всем начальство думает.

Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. — М., 1987. — С. 13—20, 40—99.

? 1) Какие причины торможения экономического развития СССР выделяет М. С. Горбачев?

2) В каких сферах общественной жизни торможение представляло наибольшую опасность, по мнению М. С. Горбачева?

3) Что подразумевается под словом «ускорение»? Когда его «объявили»?

Задание № 4

Ознакомьтесь и прокомментируйте:

1988 г., 1 июля.Из резолюции XIX Всесоюзной партийной конференции «О гласности».

1. Всесоюзная конференция КПСС, руководствуясь интересами социализма и перестройки, считает одной из важнейших политических задач дальнейшее развитие гласности. Конференция рассматривает гласность как развивающийся процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение является непременным условием выражения демократической сущности социалистического строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем делам общества, государства, коллектива, как действенную гарантию против деформаций социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех социальных институтов, органов власти и управления.

Конференция видит в гласности необходимое условие реализации социалистического самоуправления народа, конституционных прав, свобод и обязанностей граждан. Гласность во всех сферах жизни — одно из важнейших условий дальнейшего углубления процессов перестройки, ее необратимости...

2. Необходимо снять неоправданные ограничения в использовании статистической информации о социально-экономическом и политическом развитии общества, экологической обстановке, создать основанную на современной информационной технологии систему ее сбора, обработки и распространения, обеспечить доступность всех видов библиотек, законодательно упорядочить пользование архивными материалами.

3. Конференция считает недопустимым сдерживание критических выступлений прессы, как и опубликование необъективной информации, задевающей честь и достоинство гражданина. Гласность предполагает социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой информации.

4. Недопустимо использование гласности в ущерб интересам Советского государства, общества, правам личности, для пропаганды войны и насилия, расизма, национальной и религиозной нетерпимости, пропаганды жестокости и распространения порнографии, а также манипулирование гласностью.

Материалы XIX Всесоюзной конференции КПСС. — М., 1988. — С. 140—145.

1) Что подразумевалось под словом «гласность» во второй половине 80-х гг.?

2) Насколько, по-вашему, мнению, необходимо было проведение политики «гласности»? В чем она выражалась?

Методические рекомендации

№ п/п Содержание работы и последовательность операций Оборудование Инструктивные указания и технические требования
Ознакомление с текстом документа по вариантам.   Текст статьи 5-10 мин
Выделение в тексте главных положений и смыслов;   Текст статьи 5-10 мин
Ответы на вопросы по тексту письменно.   Текст статьи 10-20 минут
Объяснение понятий из текста письменно.   Текст статьи 5-10 минут

Контрольные вопросы: 1. Что такое перестройка? 2. Что такое «обновление социализма»? Какова его цель? 3. Каково значение перестройки для стран мира?

Критерии оценки: правильность изложения мысли, логичность. последовательность, аккуратность, выводы.

Контроль выполнения: проверка задания

Наши рекомендации