Поиск информации в Интернете. Удалённое пользование библиотечными фондами. Отбор информации для решения конкретной учебной задачи.
Самостоятельные письменные работы в ВУЗе. Контрольная работа. Реферат. Эссе.
1.Значение и виды внеаудиторной самостоятельной работы:
Повышение активности студентов по всем направлениям самостоятельной работы во внеаудиторное время – основная задача преподавателей. Решающая роль в организации СРС принадлежит преподавателю, который должен работать не со студентом «вообще», а с конкретной личностью, с ее сильными и слабыми сторонами, индивидуальными способностями и наклонностями. Задача преподавателя – увидеть и развить лучшие качества студента как будущего специалиста высокой квалификации.
Она заключается в создании психолого-дидактических условий развития интеллектуальной инициативы и мышления на занятиях любой формы.
Виды внеаудиторной СРС разнообразны:
1. Подготовка и написание рефератов, докладов на заданные темы, причём студенту предоставляется право выбора темы.
2. Самостоятельное решение ситуационных задач с использованием условий из задачников, имеющихся в кабинете, составление задач с представлением эталонов ответов.
3. Подбор и изучение литературных источников, работа с периодической печатью, подготовка тематических обзоров по периодике.
4. Выполнение курсовых и дипломных работ.
5. Подготовка к участию в научно-практических конференциях как внутри, так и вне университета
6. Оформление мультимедийных презентаций учебных разделов и тем, актуальной тематики, слайдового сопровождения докладов на заседаниях предметного кружка.
7. Подготовка бесед-лекций по актуальным темам для различного контингента пациентов
8. Подготовка графических диктантов, кроссвордов, глоссариев.
9. Разработка сценариев деловых игр.
10. Изготовление наглядных пособий, макетов, муляжей.
Чтобы развить положительное отношение студентов к внеаудиторной СРС, следует на каждом ее этапе разъяснять цели работы, контролировать понимание этих целей студентами, постепенно формируя у них умение самостоятельной постановки задачи и
Методические рекомендации по выполнению работ (практических, СРСП, СРС)
Для того чтобы, освоить весь материал по дисциплине, которую вы проходите необходимо полноценно и всесторонне готовиться ко всем практическим занятиям, активно участвовать в обсуждении всех тем, так как именно от этого зависит насколько высокую оценку вы получите. Такие виды самостоятельных работ как СРСП и СРС рассчитаны на проверку и анализ ваших навыков и умений в части самостоятельной подготовки к занятиям.
Цель СРС – формирование самообразовательной компетенции, предполагающей навыки и умения изучения и усвоения учебного материала, проектирования самостоятельной деятельности, определения содержания, логики и последовательности выполнения различных заданий, а также реализации коммуникативных задач в процессе самостоятельной работы.
Задача СРС заключается в развитии у студентов общеучебных, исследовательских, профессиональных, а также рефлексивных навыков и умений.
Цель занятий СРСП – индивидуальный подход к самостоятельной работе каждого студента и контроль ее со стороны преподавателя. Задание СРСП имеет цель обучения студента самостоятельной работе над вопросами, не охваченными аудиторной учебной программой.
Виды работ:
Анализ документов - оценка различных документов с помощью формальных методов анализа содержания.
Анализ судебной практики - студент находит практический материал на заданную тему и анализирует его письменно.
Выписка.В толковом словаре говорится: «Выписать - значит списать какое-нибудь нужное, важное место из книги, журнала, сделать выборки» (от слова «выбрать»).
Вся сложность выписывания заключается как раз в умении найти и выбрать нужное из одного или нескольких текстов. Выписки особенно удобны, когда требуется собрать материал из разных источников.
Глоссарий – краткое разъяснение терминов и понятий, возможно с переводом на другие языки, выполняется по заданной теме.
Доклад представляет собой развернутое сообщение на какую-либо тему. Обычно в качестве тем для докладов преподавателем предлагается тот материал учебного курса, который не освещается в лекциях, а выносится на самостоятельное изучение студентами.
Поэтому доклады, сделанные студентами на семинарских занятиях, с одной стороны, позволяют дополнить лекционный материал, а с другой — дают преподавателю возможность оценить умения студентов самостоятельно работать с учебным и научным материалом.
Кроссворд - студент письменно составляет кроссворд по теме в объеме, указанном в графике.
Коллоквиум – позволяет выявить знания, уровень подготовки по различным темам конкретной изучаемой дисциплины, в форме письменной форме или форме собеседования.
Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Конспект-схема– это схематическая запись прочитанного. Наиболее распространенными являются схемы «генеалогическое древо» и «паучок».
В схеме «генеалогическое древо» выделяются основные составляющие наиболее сложного понятия, ключевые слова и т.п. и располагаются в последовательности «сверху вниз» — от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паучок» название темы или вопроса записывается и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем продумывается, какие понятия являются основными, их записывают на схеме так, что они образуют «ножки паучка». Для того чтобы усилить устойчивость «ножки», к ним присоединяют ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Составление конспектов-схем способствует не только запоминанию материала. Такая работа развивает способность выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Обзор по теме – подготовка краткого письменного литературного обзора на 1-2 страницы по рекомендуемой теме с привлечением дополнительного материала из печати, информационных ресурсов.
План– это «скелет» текста, он компактно отражает последовательность изложения материала. План как форма записи обычно значительно более подробно передает содержание частей текста, чем оглавление книги или подзаголовки статей.
Форма записи в виде плана чрезвычайно важна для восстановления в памяти содержания прочитанного, для развития навыка четкого формулирования мыслей, умения вести другие виды записей. Удачно составленный план говорит об умении анализировать текст, о степени усвоения его содержания.
Расчетные задачи – решение расчетных задач с составлением алгоритма решения.
Рецензия– критический отзыв о конкретном произведении (статье), где автор высказывается о качестве изложения материала, дает развернутую научно обоснованную оценку ведущих идей рецензируемого источника. Последовательно излагая свою позицию по ключевым вопросам исследуемой проблемы, автор рецензии высказывает свое отношение, свои взгляды на статью в целом и на главные ее положения.
Реферат– краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
Это самостоятельная научно-исследовательская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
Резюме– краткий вывод из сказанного, написанного.
Составить схему -письменно, приложив творческие усилия, схематично и кратко дается описание заданного института.
Составить образцы документов- студент письменно от своего имени составляет заданный документ и защищает его перед преподавателем.
Составление таблиц- студент письменно составляет таблицу на заданную тему, проявляя творческий подход в выборе критериев характеристики.
Схема анализа – составление плана проведения лабораторной работы.
Схема аналитического анализа – составление плана проведения контрольного лабораторного занятия, последовательно излагая ступени тех или иных действий с анализом выводов.
Тезисыпозволяют обобщить изучаемый материал, выразить его суть в кратких формулировках, помогая раскрыть содержание книги, статьи и доклада, то процесс их составления, в свою очередь, дает возможность глубже разобраться в материале и стимулирует его понимание.
Эссе – изложение своих размышлений, соображений на актуальные социально-экономические проблемы, в различных жанрах – критики, публицистики и др.