Тема 5. АГРАРНЫЙ СТРОЙ ВИЗАНТИИ
(по данным Земледельческого закона)
1. Византия времен создания Земледельческого закона: природные условия; демографические изменения; социально-поли- тические процессы.
2. Характеристика Земледельческого законакак историческо- го памятника и его особенности. История изучения Земледельческого закона.
3. Хозяйственный строй византийской деревнипо данным Земледельческого закона: виды сельского хозяйства: хлебопашест- во, виноградарство, животноводство. Техника и технология земледе- лия. Деревенские ремесла.
4. Аграрный строй: община эпохи Земледельческого закона, ее характер. Социальная структура. Отражение в документе имущест- венных отношений. Степень владельческих прав крестьян на землю. Административные права общины. Специфические особенности ви- зантийской общины.
5. Аренда, ее виды и начало феодальной зависимости в визан- тийской деревне.
6. Имущественная и социальная дифференциация в византий- ской деревне в VIII – IX вв. Категории сельского населения.
7. Проблемы аграрной истории Византии в историографии:
* Концепция развития поземельных отношений В.Г. Васильев- ского. * Оценка славянской общины и ее судеб Ф.И. Успенским.
* Пересмотр Б.А. Панченко взглядов историков “старой” школы русских византинистов по вопросам аграрных отношений в Ви- зантии. * Позиция А.А. Васильева, А.П. Рудакова. * Аграрные от- ношения в ранней Византии в трудах историков-марксистов (М.В. Левченко, Е.Э. Липшиц, М.Я. Сюзюмов и др.).
8. Основные типологические отличия аграрного строя Византии от Западной Европы. Западная Европа и Византия: различные исто- рические судьбы.
Источники и литература
Византийский Земледельческий закон / текст, исследование, комментарий подгот. Е.Э. Липшиц, И.П. Медведев, Е.К. Пиотров- ская; под ред. И.П. Медведева. Л., 1984.
Эклога. Византийский законодательный свод VIII века / вступи- тельная статья, перевод, комментарии Е.Э. Липшиц. М., 1965.
***
Люблинская А.Д. Источниковедение... С. 99–104.
***
Буассонад П. От нашествия варваров до эпохи Возрождения.
Жизнь и труд в средневековой Европе. М., 2010. Гл. 3.
Васильев А.А. История Византийской империи: Время до кре- стовых походов (до 1081 г.). СПб., 1998. С. 327–333.
Васильевский В.Г. Материалы для внутренней истории Визан- тийского государства // Журнал Министерства народного просвеще- ния. 1879. Март, отд. II.
Грохова В. Место Византии в типологии европейского феода- лизма // Византийский временник, 1979. Т. 40.
История Византии. М., 1967. Т. 2. Ч. 1. Гл. 2.
История Европы. Т. II. С. 98–100, 104–106.
История крестьянства в Европе: Эпоха феодализма. М., 1985. Т. 1. Гл. 13. Удальцова З.В. Осипова К.А. Формирование феодального крестьянства в Византии: (VII–XI вв.). С. 387–406.
Каждан А.П., Литаврин Г.Г. Очерки истории Византии и юж- ных славян. 2-е изд. СПб., 1998.Гл. 5. Византийская община в эпо- ху генезиса феодализма (VIII–X вв.). С. 66–83.
Курбатов Г.Л. История Византии. М., 1984.
Кэпштейн Х. О процессе социальной дифференциации по «Зем-
ледельческому закону» // Византийский временник. 1977. Т. 38. С. 3–8.
Левченко М.В. История Византии. М.; Л., 1940. С. 112–117.
Липшиц Е.Э. Византийское крестьянство и славянская колони- зация (преимущественно по данным «Земледельческого закона» // Византийский сборник. М.; Л., 1945. С. 96–143.
Липшиц Е.Э. Право и суд в Византии в IV–VIII вв. Л., 1976.
Панченко Б.А. Крестьянская собственность в Византии // Извес- тия Русского археологического института в Константинополе. 1904. Т. IX.
Рудаков А.П. Очерки византийской культуры по данным грече- ской агиографии. СПб., 1997. Гл. V. Деревня и поместье.
Сюзюмов М.Я. О характере и сущности византийской общины по Земледельческому закону // Византийский временник. 1956. Т. 10. С. 27–47.
Сюзюмов М.Я. Борьба за пути развития феодальных отношений в Византии // Византийские очерки. М., 1961.
Удальцова З.В., Осипова К.А. Отличительные черты феодаль- ных отношений в Византии // Византийский временник. М., 1974. Т. 36.
Удальцова З.В. Византия и Западная Европа (типологические наблюдения) // Византийские очерки. М., 1977.
Успенский Ф.И. Древнейший памятник славянского права //
Юридический вестник. 1886. № 4.
Успенский Ф.И. История Византийской империи: В 5 т. Т. 1. М., 2001. [1 изд.: СПб., (1913)].
Хвостова К.В. Византийская цивилизация // Вопросы истории.
1995. № 9. С. 32–48
Византийский словарь в 2 т. / [сост., общ. ред. К.А. Филатова]. СПб., 2011. Т. 1: А–Л; т. 2: М–Я.
ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАКОН
Земледельческий закон – свод византийско-славянского обычного права, составлен в конце VII или в начале VIII в. Земледельческий закон по- зволял реконструировать отношения внутри свободной византийской деревни: систему ведения хозяйства, формы собственности на землю и угодья в общине, права крестьянства на его надел; содержит сведения об имущественной дифференциации, о наличии в византийской общине раз- личных социальных категорий, о наемном труде, о внутридеревенской аренде. Земледельческий закон – ценнейший источник для изучения про- цесса феодализации и его особенностей в Византии в VIII–IX вв.
1. Земледельцу, возделывающему свое поле, следует быть справедливым и не переступать межи соседа; если же кто-либо пе- реступит и умалит долю соседа своего, то если он сделал это во время распашки нови, лишается своей нови, если же он сделал это нарушение во время посева, то лишается и посева, и пашни, и уро- жая переступивший границу земледелец.
2. Если какой-либо земледелец без ведома хозяина земли вой- дет и распашет новь и засеет, то не получит он не только за труд по распашке нови, но ни урожая за посев, ни даже семени, уже засеян- ного.
3. Если договорились друг с другом два земледельца перед дву- мя или тремя свидетелями обменяться землями и договорились бы
окончательно, пусть остается их обмен законным, прочным и непоко- лебимым.
4. Если два земледельца договорились обменяться землями на время посева и одна сторона отступится, то если семя засеяно, пусть не расторгают договора; если же не засеяно, пусть расторгнут. Если отступившийся не вспахал нови, другой же вспахал, пусть распашет и отступившийся, и тогда расторгнут [договор].
5. Если два земледельца обменялись землями либо на время, либо навсегда и обнаружено, что одна доля меньше другой, и если о том не договаривались, пусть отдаст имеющий большее соответст- вующее количество земли имеющему меньше; если же так догово- рились, пусть не отдает ничего.
6. Если бы земледелец, имеющий тяжбу о поле [ниве], вошел без ведома засеявшего и самовольно сжал, то, если притязание справедливо – ничего не получит из этого; если же его притязание еще и неправильно – отдаст вдвойне столько плодов, сколько было сжато.
7. Если два села спорят о границе или поле [ниве], пусть обсле- дуют сведущие люди [судьи] и признают право за владеющим в те- чение более долгого срока; если же есть и старая граница, пусть бу- дет старое владение непоколебимым.
8. Если был произведен раздел несправедливо для некоторых в жребиях и в местоположении, пусть позволено будет аннулировать произведенный раздел.
9. Если земледелец – мортит – сжал без ведома земледавца и собрал снопы его, то, как вор, будет лишен всех своих плодов.
10. Доля мортита – девять снопов; доля же земледавца – один сноп. Разделивший иначе, да будет проклят богом.
11. Если кто-либо взял землю у обедневшего земледельца, что- бы засеять и, договариваясь, договорился бы только распахать новь и разделиться, пусть соблюдают договор; если же договорились о посеве, пусть придерживаются договора.
12. Если земледелец возьмет землю, чтобы засеять исполу и к требуемому времени не. распашет нови, но разбросает семя по по- верхности, пусть ничего не получит из плодов, потому что, обманув, надсмеялся над хозяином земли.
13. Если земледелец взял у какого-либо обедневшего земле- дельца виноградник для обработки исполу и не обрезал его, как по- лагается, не окопал и не обнес его частоколом, пусть не получит ни- чего из плодов.
14. Если взявший поле исполу у бедного [неимущего] земле- дельца, находящегося в отсутствии, раздумав, не возделает поля, – вдвойне столько отдаст плодов.
15. Если взявший в обработку поле исполу до времени возделы- вания, раздумав, заявит хозяину поля, что не в состоянии [возделать его] и хозяин поля не озаботится этим, пусть будет не ответственен испольщик.
16. Если земледелец, взявшийся возделать виноградник или землю, договорился с хозяином и, взяв задаток, приступил к работе, но отступившись оставит его, пусть отдаст цену стоимости поля и поле хозяину его.
17. Если земледелец войдет и возделает поросшую лесом зем- лю [лядину] другого земледельца, то три года будет пользоваться ее плодами, затем отдаст ее хозяину ее.
18. Если не имеющий средств для обработки своего поля зем- леделец бежал и ушел в чужие края, то пусть ответственные перед казной за подати собирают плоды, и не имеет права возвратившийся назад земледелец взыскивать с них что-либо.
19. Если земледелец, убежавший с своего поля, платит [платил] ежегодно казенные экстраординарные налоги, то пусть собирающие плоды и пользующиеся его полем понесут ответственность в двой- ном размере.
20. Вырубающий чужой лес без ведома его хозяина и возделы- вающий и засевающий ничего не получит из плодов.
21. Если бы земледелец построил дом или посадил виноградник на чужой пустоши и со временем вернулись бы хозяева ее, то они не имеют права разрушить дом или вырыть виноградники, то должны взять равноценный участок, где бы ни захотели. Если же отказался бы поселившийся или посадивший па чужом и не дал бы равноцен- ного участка, то имеет право хозяин участка и виноградник вырыть и дом разрушить.
22. Если земледелец украдет во время пахотьбы лопату или мо- тыгу и со временем опознан будет, то отдаст за это в день по двена- дцать фоллов. Равным образом и укравший в самую пору садовый нож или во время жатвы серп или во время рубки леса топор.
23. Если бы пастух поутру взял быка у земледельца и пустил его в стадо, и если случилось [бы] быку быть зарезанным волком, пусть покажет тушу хозяину его и сам будет считаться невиновным.
24. Если пастух, принявший быка, потеряет [его] и в самый день потери быка не даст показания хозяину быка, что-мол «быка до тако- го-то места видел, а что же случилось, не знаю», то будет отвестве-
нен за убытки: если же даст показание, пусть считается неответст- венным.
25. Если пастух утром примет у земледельца быка и бык, отбив- шись от стада, уйдет и войдет на возделанные земли или виноград- ники и причинит ущерб [потраву], то не будет лишен пастух наемной платы, но возместит весь ущерб.
26. Если пастух принял быка у земледельца и бык пропал без вести, то пусть поклянется [пастух] именем господа, что не поступил с ним злонамеренно и что не причастен к гибели быка, и не будет нести ответственности за убытки.
27. Если пастух утром принял у земледельца быка невредимого и здорового и случится ему пораниться или ослепнуть, пусть покля- нется пастух, что не поступил с ним злонамеренно, и да будет неот- ветственным за убытки.
28. Если пастух поклялся, что он неповинен в гибели, ранении или ослеплении быка, а затем был изобличен двумя или тремя дос- тойными доверия свидетелями, что убил он, то да будет у него об- рублен язык и пусть он возместит убытки хозяину быка.
29. Если пастух находящейся в его руках дубиной убил, поранил или ослепил быка, то будет [считаться] виновным и ответит за убыт- ки; если же сделал это камнем, будет считаться неответственным.
30. Если кто-либо обрезал колокольчик у быка или овцы и опо- знан, пусть будет высечен, как вор; если же и скотина пропала, то отдаст ее совершивший кражу колокольчика.
31. Если дерево находится на участке возделанной земли [в ва- риантах: села] и если соседний участок – сад и на сад падает тень от соседнего дерева, то пусть обрубит его ветви хозяин его; если же нет сада, пусть не обрубает.
32. Если дерево взращено кем-либо и затем при проведении раздела досталось в долю другому, пусть не имеет права распоряже- ния деревом никто, кроме взрастившего его. Если же взывает хозяин участка, что я-мол терплю неудобства от дерева, пусть отдаст вместо этого дерева другое взрастившему и получит это.
33. Если захвачен садовый сторож ворующим в охраняемом им месте, то пусть будет лишен наемной платы и пусть будет сильно избит.
34. Если захвачен наемный пастух доящим скот тайком от хо- зяина его и продающим [молоко], пусть будет избит и лишен своей наемной платы.
35. Если кто-либо захвачен ворующим чужую солому, в двойном количестве пусть отдаст ее.
36. Если кто-либо возьмет быка или осла или другую какую-либо скотину, без ведома ее хозяина, и уйдет по делам, пусть отдаст в двойном размере за наем его. Если же издохнет скотина по дороге, то отдаст двоих за одну, какая бы то ни оказалась.
37. Если кто-либо возьмет быка для работы и бык издохнет, то пусть обследуют сведущие люди [судьи]; и если он издох на той ра- боте, для которой его спрашивали, – пусть будет не оштрафован [взявший быка]. Если же издох на другой работе, пусть отдаст вполне здорового быка.
38. Если кто-либо найдет быка в винограднике или поле или в другом месте, делающего потраву, и не передаст его хозяину его с намерением потребовать с него все погибшие плоды, но убьет или ранит быка, то отдаст быка за быка, или осла за осла, или овцу за овцу.
39. Если кто-либо, рубящий в чаще леса дерево, не обратит внимания и оно упадет и убьет быка или осла или какую-либо другую скотину, отдаст голову за голову.
40. Если кто-либо рубящий дерево в неведении сбросит топор и убьет чужую скотину, отдаст ее.
41. Если кто-либо украдет быка или осла и будет уличен, отдаст его и все сработанное им.
42. Если кто-либо захочет украсть одного быка из стада и угнан- ное стадо будет съедено зверями, виновный будет ослеплен.
43. Если кто-либо вышел, чтобы привести своего быка или осла, и, загоняя своего, загнал вместе с ним и другого и не присоединил его к своему и погиб тот или зарезан волками, пусть отдаст душу за душу хозяину быка или осла. Если же заявит и укажет место, оправ- дываясь, что был не в силах его удержать, не будет нести ответст- венности за убытки.
44. Если кто-либо захватит в чаще леса быка, зарежет его и при- своит тушу его, то карается отсечением руки.
45. Если какой-либо раб зарежет быка или барана, или свинью в чаще леса, то господин его отдаст скотину.
46. Если какой-либо раб, желая совершить ночью кражу, угонит из загона овец и если они погибнут или будут съедены дикими зве- рями, то будет распят, как убийца.
47. Если какой-либо раб, часто крадущий по ночам скот, причи- нит гибель стада, хозяин его понесет ответственность за погибшее, как знающий о виновности раба. Сам же он будет распят.
48. Если кто-либо нашел быка, делающего потраву, и не пере- даст его хозяину его, по обрежет ему уши, или ослепит или обрежет
ему хвост, то пусть не принимает его хозяин его, но возьмет взамен его другого.
49. Если кто-либо нашел поросенка, делающего потраву, или ов- цу, или собаку, пусть в первый раз передаст животное, затем, во вто- рой раз, передавая, пусть сделает предупреждение хозяину его, в третий же раз пусть обрежет уши или убьет его и будет считаться невиновным.
50. Если бык, намереваясь войти в виноградник или сад, свалит- ся в ров виноградника или сада и издохнет, то пусть неответствен- ным будет считаться хозяин сада или виноградника.
51. Если бык или осел, намереваясь войти в виноградник или сад, напорется на колья изгороди, пусть неответственным будет хо- зяин виноградника или сада.
52. Если кто-либо поставил западню во время [сбора] плодов и если в нее попала собака или свинья и издохла, то неответственным будет хозяин западни.
53. Если кто-либо после первой или второй оплаты за потраву убьет и не передаст животного хозяину его, чтобы получить за потра- ву, – отдаст то самое, что убил.
54. Если кто-либо запер поросенка или собаку чужую и убил, в двойном размере заплатит.
55. Если кто-либо убьет пастушескую собаку и не сообщит об этом и произойдет нападение диких зверей на загон, затем же будет опознан убийца собаки, то отдаст все погибшее стадо вместе со стоимостью собаки.
56. Если кто-либо развел огонь в своей лесу или поле, и случи- лось, что огонь распространился и сжег дома или плодоносные поля, то не осуждается, если не сделал этого при сильном ветре.
57. Сжигающий чужой холм [границу]. [, в вариантах: лес] или срубающий чужие деревья присуждается в двойном размере. [В позднейших текстах имеется приписка: «и пусть будет заклеймена рука его».]
58. Сжигающий ограду виноградника не только подвергается се- чению и клеймению руки, но и ответит вдвойне за ущерб.
59. Срубающий чужие плодоносные виноградные лозы или вы- рывающий [с корнем] подвергнется отсечению руки и ответит за убытки.
60. Входящие во время жатвы чужие границы и ворующие [в ва- риантах: срезающие] снопы или колосья или бобы будут лишены одежд и высечены.
61. Входящие в чужие виноградники и смоковничные рощи ради потребления [плодов] будут безнаказаны. Если же ради покражи, – будут высечены и лишены одежд.
62. Ворующие плуг или сошник или ярмо понесут ответствен- ность за убытки, по числу дней от того дня, когда произошла кража, за каждый день по двенадцати фоллов.
63. Сдвигающие чужую повозку или ворующие пусть заплатят в двойном размере.
64. Бросающие в гумно или стога огонь из вражеской мести пусть будут преданы сожжению.
65. Бросающие огонь в сарай для сена или шелухи [соломы]
пусть подвергнутся отсечению руки.
66. Разрушающие чужие дома самовольно или делающие не- пригодной ограду, намереваясь огородить или построить свои, пусть подвергнутся отсечению руки.
67. Если взяли поле в рост, и обнаружено, что пользовались плодами с него более семи лет, пусть судья произведет расчет от семилетия и до него и со всего дохода половину засчитает в счет ка- питала.
68. Захваченный в амбаре ворующим чужое зерно пусть будет высечен в первый раз сотней плетей и возместит убытки обкраден- ному; если же и вторично обнаружен, пусть будет высечен и оштра- фован двойным возмещением покражи; если же и в третий раз, – пусть будет ослеплен.
69. Ворующий ночью вино из бочки или из чана подлежит тому же наказанию.
70. Имеющие уменьшенную меру для жита и вина пусть будут высечены, как нечестивые.
71. Если рабу передана для пастьбы скотина без ведома хозяи- на его [раба] и затем [в вариантах: поэтому] раб продаст ее или как- либо иначе сделает ее непригодной, пусть не ответственен будет и раб и хозяин его.
72. Если с ведома хозяина примет раб каким бы то ни было об- разом животных и съест или как-либо иначе уничтожит их, хозяин раба возместит ущерб хозяину животных.
73. Если проходил кто-либо по дороге и нашел изувеченную или убитую скотину и, сжалившись, донес, хозяин же скотины имеет по- дозрение, что повреждение было нанесено тем, кто донес, пусть по- клянется об увечьи; о погибели же пусть никто не расследует.
74. Обнаруженный убивающим чужую скотину по какому бы то ни было поводу возместит убытки хозяину ее.
75. Убивающий необходимую для стада собаку ядом пусть полу- чит сотню плетей и отдаст двойную цену собаки ее хозяину; если же последовала и гибель стада, то убийца возместит весь ущерб, как виновник гибели сторожевого пса. Да будет освидетельствована со- бака и если это был зверобойный пес, пусть будет, как мы сказали ранее; если же и простой, какие встречаются обычно, то [пусть от- даст] цену собаки – и только.
76. Если грызутся две собаки и хозяин одной ударил другую ме- чом или папкой или камнем, и если от этого удара она ослепла или издохла, или как-либо иначе пострадала, то убийца отдаст возмеще- ние ее хозяину.
77. Если кто-либо, имеющий сильную собаку, разъяренную про- тив других, натравил сильную собаку против более слабых, и случа- лось, что какая-либо собака изувечена или издохла, то возместит ущерб хозяину ее и получит 12 плетей.
78. Если кто-либо сжал свою долю в то время как доли соседей еще не сжаты, и привел свой скот и причинил ущерб соседям, то по- лучит 30 плетей и возместит ущерб потерпевшему.
79. Если кто-либо снял урожай в своем винограднике и в то вре- мя, когда на многих полях плоды еще не сняты, приведет свой скот, то получит 30 плетей и отдаст возмещение за ущерб потерпевшему.
80. Если кто-либо самовольно, имея с кем-либо тяжбу, срубит виноградное или какое-либо другое дерево, наказывается отсечени- ем руки.
81. Если кто-либо живущий в селении определил, что общинная земля [букв.: общее место] пригодна для сооружения мельницы, и займет ее, и если затем после окончания сооружения сельская об- щина [в вариантах: члены общины] заявит хозяину мельницы, что он присвоил себе общинную землю [букв.: общее место], пусть отдадут ему все причитающиеся платежи на издержки по устройству и станут сотоварищами с прежде сделавшим.
82. Если после раздела земли в селении кто-либо найдет на своей доле место, пригодное для построения мельницы, и озаботит- ся этим, то не имеют права земледельцы с других доль возражать что-либо против этой мельницы.
83. Если вода, идущая к мельнице, опустошает возделанные земли и виноградник, то отдаст возмещение за ущерб [в вариантах: вставка – хозяин мельницы]; если же нет, пусть будет упразднена мельница.
84. Если владельцы возделанных земель не желают, чтобы вода проходила через их участки, пусть имеют на то право.
85. Если земледелец нашел чужого быка, творящего потраву в чужом винограднике, и не заявил хозяину его [быка], но, желая про- гнать, убил или вообще изувечил, возместит его здоровым.
Печ. по кн.: Сборник документов по социально-экономической истории Византии. М., 1951. Перевод Е.Э. Липшиц.
Тезаурус
Аллиленгий– «солидарная ответственность» – форма эпиболэ, возникшая в IX в., при которой заброшенный земельный участок не присоединялся к земле соседей-общинников, а давалось право на его обработку взамен уплаты налогов.
Апоры– категория разорившихся крестьян (по данным Земле- дельческого закона).
Арифмос– пожалование феодалу права на владение опреде- ленным числом крестьян-париков, которые освобождались от госу- дарственных налогов в пользу господина.
Димосий (канон)– поземельный налог, исчисляемый в зави- симость от качества используемой земли.
Динаты(от греч. dynatos – могущественные, сильные) – бога- тые и влиятельные высшие светские и церковные должностные лица, в руках которых сосредоточивалась власть, а также значи- тельное земельное и движимое имущество.
Македонская династия– династия визант. императоров (867 – 1056). Основатель – Василий I; происходил из крестьян фемы Маке- дония. При императорах македонской династии империя достигла наивысшего могущества, расширены границы империи. Правление македонской династии называют «золотым веком» византийской го- сударственности. Упрочилось единовластие императоров, оформил- ся пышный этикет византийского двора, строгий церемониал приема иностранных послов, упрочился принцип легитимности власти через институт соправителей.
Мистии– категория наемных работников (по данным Земле- дельческого закона) – пастухов, сторожей огородов, не имеющих своей собственности и работающих за поденную плату. Чаще мис- тиями становились пришлые люди, чужаки.
Митрокомия– византийская соседская община, в которой част- ная собственность крестьянина на пахотную землю и приусадебный участок сочеталась с общинной собственностью на угодья, неподе- ленную сельскую округу. Община была обязана платить в пользу
казны разнообразные налоги и выполнять государственные отрабо- точные провинности; общинники были связаны круговой порукой.
Капникон– подворная подать с домохозяина, независимо от его имущественного положения; взималась со всех жителей деревни.
Парики– категория зависимых крестьян в Византии IX–XV вв. Делились на государственных и частновладельческих. Первые жили на гос. землях, несли специфические повинности, среди которых первое место занимала барщина. Частновладельческие парики яв- лялись наследственными держателями участков земли, собственни- ком которых был феодал, платили ренту продуктами и несли отрабо- точные повинности.
Прония(от греч. pronoia – попечение) – феодальный институт в Византии XI–XV вв. – пожизненное (иногда наследственное) импера- торское пожалование светскому лицу или монастырю в награду за службу права сбора налогов с определенной территории с правом управления этой территорией. Наибольшее развитие прония полу- чила во второй пололовине XII в., когда земельные владения дава- лись на условиях несения преимущественно военной службы. Со временем прония превратилась в наследственное владение. Типоло- гически близка к западноевропейскому бенефицию.
Протимисис– предпочтительное право на приобретение зе- мельного участка родственниками и соседями собственника. Правом протимисис обладали 5 категорий населения: родственники, совла- дельцы имущества, владельцы части ранее единой недвижимости, соседи-односельчане, соседи по владениям. Протимисис был введен императорами Македонской династии для ограничения захватниче- ских действий визант. феодалов по отношению к крестьянским зем- лям.
Синона– главный поземельный налог, уплачивался натурой (так называемая хлебная рента); с Х в. коммутируется.
Солемний– императорское пожалование феодалу права взы- скивать в свою пользу все или часть налогов в том или ином налого- вом округе.
Стратиоты– византийские крестьяне-воины. Получали от го- сударства за несение воинской службы земельные участки (стра- тии), которые передавались по наследству только при условии про- должения несения службы. Землевладение стратиотов было при- вилегированным, освобожденным от всех налогов, кроме позе- мельного. Стратиоты должны были являться в армию со своим ко- нем и вооружением.
Харистикий– передача на определенный срок земли монасты- ря или церкви в распоряжение феодала в качестве условного дер- жания.
Экскуссия– императорское пожалование феодалу полного или частичного освобождения от налогов с его вотчины. Типологически близка западноевропейскому податному иммунитету.
Эмфитевзис– аренда госгосударственных, муниципальных и частных земель; вечная аренда. На правах эмфитевсис обычно пре- доставлялись необработанные земли. Обеспечивали арендатору широкие права, сопоставимые с правом собственности: эмфитевт мог передавать землю по наследству, сдавать в субаренду, заклады- вать и даже продавать. Но он обязан был ежегодно платить собст- веннику земли небольшую фиксированную арендную плату, вносить государственные налоги и тщательно обрабатывать землю.
Эпиболэ(«прибавка») – правило, согласно которому, при нало- говой несостоятельности кого-либо из общинников его участок при- соединялся к участкам соседей с обязательством вносить за него налоги.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие………………………………………………………...
Мягков Г.П. Теоретико-методологические и методические основы изучения курса «история средних веков» в ус- ловиях современных эпистемологических вызовов ……
Шишкина Н.Г. Проблема классификации исторических источ- ников ……………………………………………………………. Зорина А.А., Шишкина Н.Г. В.Е. Майер и традиции препода- вания истории средних веков в Удмуртском государст- венном университете …………………………………………
Майер В.Е. Советы по конспектированию ………………........... Основные учебные пособия и общая литература …………….. Тема 1. Древние германцы ……………………………………….. Тема 2. Хозяйственный и общественный строй франков ……. Тема 3. Процесс феодализации во франкском обществе (VII
– IX вв.) ……………………………………………………….... Тема 4. Каролингское возрождение и его особенности ………. Тема 5. Аграрный строй Византии (по данным Земледельче- ского закона) ..………………………………………………….
Анна Александровна Зорина Герман Пантелеймонович Мягков Наталья Геннадьевна Шишкина
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ
Учебное пособие
Отпечатано в авторской редакции с оригинал-макета
заказчика
Подписано в печать . Формат 60х84 1/16
Усл. печ. л. . Уч. Изд. л. Тираж 100 экз. Заказ №
Типография ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный
университет»
426034, Ижевск, Университетская, 1, корп.4.