Из предписания Хлотаря II (584–628 гг.)
4. Судебные дела, возникающие между Римлянами, мы прика- зываем разрешать по Римским законам.
6. Если должностное лицо короля незаконно кого-либо осудит, пусть, в случае нашего отсутствия, епископы принудят его к тому,
1 Ср.: Салическая правда. Титул IV, 12; Рипуарская правда. Гл. 32.
2 “Верные” (fideles) – люди, находящиеся на службе у короля, связанные с ним клятвой верности. К ним относились королевские дружинники, служилая знать.
3 Ср.: Салическая правда. Титул IV, § 9, 16. См. также: Сборник. 1. 1906. С. 187,
прим. 365, с. 252–253, прим. 799–802.
чтобы неправильно содеянное по тщательном обсуждении позабо- тился исправить.
7. Никто от нашего имени не может принудить к браку вдову или девицу без их согласия, или бесчестно овладеть ими обманным путем1.
10. Настоящим постановлением жалуем, чтобы дарения умер- ших в пользу церквей не отбирались у них в силу чьих-либо домога- тельств.
11. Мы жалуем церкви оброки с пахотных земель, с выпасов или десятины за выпас свиней, по обету веры нашей с тем, чтобы ника- кой управляющий (асtог) или сборщик десятины не приближался бы к собственности церкви. Пусть должностные лица не требуют с церк- ви и клириков несения какой-либо повинности, в отношении которой наши деды и отцы предоставили иммунитет.
12. То, что пожаловано церкви, духовным или каким-либо свет- ским лицам щедротами означенных славной памяти королей2, пусть остается во всей силе.
ДОПОЛНЕНИЯ К САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЕ, СДЕЛАННЫЕ ПРИ КАРОЛИНГАХ
Пролог I3
Начинается пролог Салического закона.
Народ франков славный, творцом богом созданный, сильный в оружии, непоколебимый в мирном договоре, мудрый в совете, благо- родный телом, неповрежденный в чистоте, превосходный по осанке, смелый, быстрый и неумолимый, обращенный в католическую веру,
свободный от ересей4. Когда еще держался варварства, по внуше- нию божию, искал ключ к знанию, согласно со своими обычаями, же-
лая справедливости, сохраняя благочестие. Салический закон был продиктован знатными этого народа, которые тогда были его прави- телями. Выбрали из многих мужей четырех, а именно: Визогаста,
1 Франкские короли нередко выдавали замуж знатных и богатых девушек. См.: Григорий Турский. 1987. Кн. IV. Гл. 13.
2 Имеются в виду отец и дед Хлотаря II.
3 Время появления прологов к Салической правде установить трудно, мнения исследователей расходятся. Прологи носят характер народного полусказочного пре- дания, оформившегося окончательно не ранее VIII в.: II пролог упоминается в одной из
летописей под 727 г., по-видимому, к тому же веку относится и составление I пролога.
4 Намек на арианство, распространенное среди вестготов и бургундов южной Галлии.
Бодагаста, Салегаста и Видогаста1, в местах, называемых Сальхаме, Бодохаме, Видохаме. Эти люди собрались на три заседания, тща- тельно обсудили все поводы к тяжбе и вынесли: о каждом из них от- дельное решение, как следует ниже. Когда же, по благословению божию, король франков – стремительный и прекрасный Хлодвиг первый принял католическое крещение, все, что оказалось в этом уложении неудобным, было исправлено с большею ясностью пре- славными королями Хлодвигом, Хильдебертоми Хлотарем.
Слава Христу, возлюбившему франков! Да хранит их царство и да исполнит их правителей светом своей благодати! Да покрови- тельствует войску, да поддержит их веру! Радость мира и блаженст- во! Да охранит господь господствующих Иисус Христос благочестие! Ибо это есть храброе и сильное племя, которое оружием свергло с себя тягчайшее иго римлян, и, познав святость крещения, щедро украсило золотом и драгоценными камнями тела святых мучеников, которых римляне сожгли огнем, убили или изувечили железом, или бросили на растерзание диким зверями
Пролог II
Было угодно франкам и установлено между ними и их вождями отсечь, в целях сохранения внутреннего мира, все ненавистные по- воды к спорам, и так как они превосходили все окружающие народы рукою храбрости, то соответственно атому превзойти их и авторите- том закона, чтобы сообразно качеству проступков принимались и судебные решения. Были избраны между ними из многих четыре мужа, именно: Визогаст, Салегаст, Арогаст и Видогаст, в селах, кото- рые за Рейном, в Бодохаме, Салехаме и Видохаме; и, собравшись на три заседания, они заботливо обсудили все поводы к тяжбам и выне- сли о каждом отдельное решение.
Капитулярий VII2