Проблема классификации исторических источников
Медиевистика, как любая другая область исторического позна- ния, строит свои выводы на материале исторических источников.
Значение классификации источников. Современное источнико- ведение предлагает различные схемы классификации. Наиболее универсальной, отражающей современное состояние науки, являет- ся классификация, разработанная член-корр. РАН, проф. С.П. Кар- повым и проф. И.С. Филипповым.
В современных учебниках по истории средних веков классифи- кации и характеристике источников отводится одно из центральных мест. С.П. Карпов и И.С. Филиппов раскрывают понятие «историче- ский источник» как «все созданное в процессе человеческой дея- тельность или испытавшее ее воздействие. Все, что в ходе истории
порождалось или видоизменялось обществом, объективно отражает его развитие, несет в себе информацию о нем»1. Согласно предло- женной ими классификации, применительно к средневековью целе-
сообразно выделить пять типовисточников, различающихся по формам фиксирования социальной информации:
1) природно-географические, т.е. поддающиеся непосредствен- ному изучению данные о ландшафте, климате, почвах, растительно- сти и других компонентах окружающей среды, как подвергшихся воз- действию человеческой деятельности, так и просто важных для по- нимания ее конкретно-географической специфики;
2) этнографические, представленные дожившими до наших дней старинными технологиями, обычаями, стереотипами мышле- ния, обликом жилищ, костюмом, кухней, а также фольклором и древ- ними пластами современных живых языков;
3) вещественные, к которым относятся сохранившиеся матери- альные реликты прошлого, в том числе добытые археологией: по- стройки, орудия труда, средства транспорта, домашняя утварь и т.д.;
4) художественно-изобразительные, отразившие свою эпоху в художественных образах, запечатленных в памятниках архитектуры, живописи, скульптуры и прикладного искусства;
5) письменные, каковыми считаются любые тексты, записанные буквами, цифрами, нотами и другими знаками письма2.
На семинарских занятиях по истории средних веков особое ме- сто отводится работе именно с письменными источниками. С.П. Кар- пов и И.С. Филиппов разделяют этот тип источников на трикласса:
1) нарративные (повествовательные), описывающие реальную или иллюзорную действительность во всем богатстве ее проявлений и в относительно свободной форме;
2) документальные, фиксирующие отдельные моменты пре- имущественно социально-экономической жизни посредством специ- альной, во многом формализованной лексики;
3) законодательные, которые, будучи также юридическими по форме, отличаются от документальных тем, что отражают не только (подчас и не столько) существующую правовую практику, но и преоб- разующую волю законодателя, желающего эту практику изменить, а главное – попыткой упорядочить общественные отношения, систе-
матизировать социальные градации и ситуации1.
Названные классы письменных источников распадаются на ви- ды. Так, среди нарративных источников выделяют исторические повествования, специально освещающие ход политических собы- тий; разнообразные агиографические сочинения (жития святых); эпистолярные памятники; проповеди и наставления; до определен- ного времени также научную и художественную литературу. В свою очередь, виды могут быть поделены на многочисленные раз- новидности. Например, среди исторических сочинений средневеко- вья различают анналы, хроники, биографии, генеалогии и так назы- ваемые истории, т.е. посвященные какому-либо конкретному собы- тию или отрезку времени авторские повествования. Хроники делят по различным признакам на всемирные и местные, прозаические и стихотворные, церковные и светские, подразделяя последние на сеньориальные, городские и т.д.
Необходимо учитывать, что приведенная классификация доста- точно условна, и существуют источники, сочетающие в себе разные параметры. Так, монета или исписанные пергаментный свиток могут рассматриваться одновременно как источник вещественный, худо- жественно-изобразительный и письменный. Поэтому отнесение ис- точника к тому или иному разряду определяется спецификой инфор-
мации, получаемой при анализе его с той или иной точки зрения2.
1 См.: Карпов С.П., Филиппов И.С. Источники по истории средних веков V–XV вв. //
История средних веков: В 2-х т.: Учебник / под ред. С.П. Карпова. М., 1997. Т. 1. С. 30.
2 См.: там же.
1 См.: там же. С. 31.
2 Подробнее см.: там же. С. 32.
А.А. Зорина, Н.Г. Шишкина