Семинар № 2. Древнейшая, древняя
И средневековая история человечества
1. Первобытный мир и рождение цивилизаций:
а) периодизация и общая характеристика первобытной эпохи;
б) переход от первобытности к цивилизации.
2. Цивилизации древнего мира:
а) цивилизации Древнего Востока;
б) античный мир;
в) народы и цивилизации на территории Северного Причерноморья;
г) южнорусские степи в период «Великого переселения народов».
3. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе:
а) Средневековье как этап всемирной истории;
б) становление христианской цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь;
в) страны Востока в Средние века.
Литература к семинару
1. Глава 1. Древнейшая и древняя история человечества. Глава 2. Мир Средневековья. Древнерусское государство и соседние народы // История: древнейшее время – первая половина XIX в.: учеб. пособие / Т. С. Конюков В. П. Карев У. Б. Гайсин М. А. Филимонов; Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. – Уфа: Уфа: УГАТУ, 2013. – С. 14–93.
2. Глава 1. Первобытная эпоха человечества // Деревянко А. П., Шабельникова. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова. История России: учеб. пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – С. 16–22.
3. Глава 2. Особенности становления государственности в России и мире. § 2. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности // Фортунатов В. В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров / В. В. Фортунатов. – СПб.: Питер, 2012. – С. 32–47.
4. Модуль первый. Введение в историю. Древнейшая и древняя история человечества. Модуль второй. История средних веков // История для бакалавров: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – С. 15–132.
Методические советы по подготовке к семинару
Первобытная эпоха охватывает 99 % человеческой истории и была первой ступенькой в становлении и развитии современных людей. Рекомендованная литература позволяет сформировать научную картину о занятиях и общественном устройстве древних людей, о процессе расселения древних людей по различным регионам мира, в том числе на территории современной России.
Во втором вопросе следует обратить внимание на то, что первые государства появились на Востоке, в дельте Тигра и Ефрата на рубеже 5–4 тыс. до н. э. и в долине Нила в начале 4 тыс. до н. э. Древние цивилизации оставили после себя грандиозные памятники и архитектурные ансамбли, сооружения инженерной техники, образцы монументальной живописи и монументального искусства. Большинство дошедших до нас культурных ценностей созданных жителями Древнего мира входят в сокровищницу мировой культуры. Из всего культурного богатства Древнего мира наибольшее значение для европейских народов имело наследие античной цивилизации Греции и Рима. Достижения древних греков оказали положительное воздействие на развитие соседних народов, включая предков восточных славян.
На территории современной России еще до нашей эры появились государственные образования, что отражено в различных исторических источниках, но более полно и интересно в книге Л. Н. Гумилева. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации / Л. Н. Гумилев. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. – 606 с.
Средневековье – исторический период, когда в Европе образовались национальные государства. При этом следует обратить внимание на то, что тогда же образовалось Древнерусское государство.
Темы творческих (научных) работ
1. Всемирно-исторический процесс: единство и многообразие.
2. Первобытная эпоха в истории человечества.
3. Влияние природно-климатических и географических факторов на характер исторического развития России.
4. Милов Л. В.: общее и особенное в формировании менталитета россиян.
5. Античные города, Боспорское государство и их соседи.
6. Тюркский каганат, держава гуннов, Аварский каганат.
7. Л. Н. Гумилев и его точка зрения на древние цивилизации.
8. Место Средневековья во всемирно-историческом процессе.
9. Великое переселение народов в III–VII вв.
Вопросы для дискуссии
1. Может ли человек влиять на ход истории? Имеет ли он для этого возможности?
2. Уже много веков идет борьба двух противоположных мнений о происхождении человека: идеалистического и материалистического. Ваше мнение?
3. Правомерно ли такое утверждение: «Для Западной Европы природа – мать, а для России – мачеха»?