Изучение теоретического учебного материала.
УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ И ПРИЁМЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.
Занятие 1.
1. Объяснение. Рассуждение (рассуждающее изложение). Сравнительная и обобщающая характеристики.
2. Проблемное изложение.
3. Проблемно-поисковый метод обучения.
4. Приёмы умственной деятельности школьников. Усложнение интеллектуальных умений учащихся от класса к классу.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подготовить стендовый урок с использованием проблемно-поискового метода обучения.
2. Провести самоанализ подготовленного стендового урока*.
*При самоанализе стендового урока стоит обращать внимание на вопросы:
1) Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока?
2) Какие задачи решались на уроке: образовательные, развивающие, воспитательные; была ли обеспечена их взаимосвязь?
3) Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач.
4) На каком содержании (понятиях, идеях, положения, фактах) делался главный акцент урока?
5) Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала?
6) Какое сочетание форм обучения было избрано?
7) Как был организован контроль усвоения знаний? В каких формах и какими методами осуществлялся?
3. Разработать задания на формирование умений коллективной творческой работы. (Работа в малых группах).
4.Учителю необходимо включить в работу как можно большее число учащихся. Как он это сделает?
Занятие 2.
1. Деятельность учащихся при изучении теоретического материала.
2. Таблицы. Логические схемы. Задачи.
3. Различные виды планов.
4. Конспектирование.
5. Тезисы.
6.Рабочие тетради по истории и обществознанию.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Определить (письменно) внутреннюю структуру одного из параграфов учебника для старших классов, т.е. сформулировать цель урока, определить его тип, форму и методические варианты.
2. Выберите в учебнике истории (для старших классов) один вопрос и законспектируйте его согласно памятке для учащихся «Основные правила конспектирования».
3.Какие функции рабочие тетради выполняют в обучении истории и обществознания, кроме расширения методического аппарата учебника и активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Проанализировать любую рабочую тетрадь по истории или обществознанию.
4.Разработать фрагмент урока, ставя перед собой цель активизировать воображение школьников, вызвать у них яркие образные представления. Критерии оценки выполнения задания:
– умение учитывать возрастные особенности учащихся;
– правильность воспроизведения образов;
– эмоциональность изложения, его выразительность.
Занятие 3.
1.Урок как основная форма организации учебного процесса в школе.
2.Современная структура урока.
3. Лекционно-семинарская (практическая) система организации обучения, её возможности использования в средней школе.
4. Школьная лекция и методические требования к ней. Отличия школьной лекции от вузовской. Виды лекционных занятий.
5. Школьные семинар и практикум. Общие и особенные черты, присущие им. Достоинства и недостатки этих форм организации учебного процесса.
6. Игры. Интерактивные приёмы обучения.
7. Методика формирования умений.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.Разработать структуру одного из уроков и наполнить каждый организационный этап видами деятельности, в которые будут включены учащиеся.
2.Как перечисленные ниже факторов влияют на выбор учителем определённых типов урока:
– особенности содержания конкретного учебного занятия;
– уровень развития познавательных возможностей школьников;
– место данного урока в тематическом блоке;
– объём учебного материала, запланированного на урок;
– слабая накопляемость оценок в классном журнале;
– высокий уровень активности и самостоятельности учащихся.
3.Осуществить обоснованный отбор методов, методических приёмов обучения к каждому учебному часу избранного раздела программы. Сопроводить сделанный выбор профессиональными комментариями, быть готовым конкретизировать любую позицию в предложенной разработке. (Работа в малых группах).
4. Разработать фрагмент урока с применением интерактивных приёмов обучения.
5.Подготовить фрагмент урока с применением активных и интерактивных приёмов обучения*.
*Можно использовать уже апробированные в учебных заведениях варианты.
№ 1. «Аквариум»
Эта разновидность дискуссии обычно применяется при работе с материалом, содержание которого связано с противоречивыми подходами, разногласиями.
Процедурно "Аквариум" выглядит следующим образом:
– постановка проблемы, её представление группе исходят от учителя;
– преподаватель делит класс на подгруппы. Участники каждой из групп выбирают ученика, который будет представлять позицию группы всем. Группам дается время для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения;
– учитель просит представителей групп собраться в центре аудитории, чтобы высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными от группы указаниями. Кроме представителей никто не имеет права высказываться, однако участникам групп разрешается передавать им указания записками;
– учитель может разрешить представителям, равно как и группам, взять тайм-аут для консультаций. Он же и подводит итоги дискуссии.
№ 2. «Корабельный совет»
В этом методе преследуется цель максимально использовать опыт, знания и фантазию школьников.
Основные правила:
– Высказываться по проблеме должны все.
– Порядок и очерёдность выступлений устанавливает капитан – от юнги к капитану, от младшего к старшему.
– Вопросы задаёт только капитан. Участники совета могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана.
– Все участники совещания должны критиковать, а затем и защищать идеи отобранные капитаном, в том числе и свои собственные.
– Итоги работы совета подводит капитан.
Таким образом, основная суть этого метода заключается в строгом выполнении заранее установленных правил совещания.
№ 3.Метод «мозгового штурма»
Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы в ограниченное время.
Целевое назначение:
– объединение творческих усилий группы в целях поиска выхода из сложной ситуации;
– коллективный поиск решения новой проблемы, нетрадиционных путей решения возникших задач;
– выяснение позиций и суждений членов группы по поводу сложившейся ситуации, обстановки и т. п.;
– генерирование идей в русле учебной проблемы.
В общем случае методика организации и проведения «мозговой атаки» может включать в себя следующие этапы:
1). Формулирование проблемы, её разъяснение и требования к её решению.
2). Подготовка обучаемых. (Уточняются порядок и правила проведения атаки. При необходимости создаются рабочие группы по 4–6 человек и назначаются их руководители).
3). Непосредственно «мозговая атака» (штурм). (Она начинается выдвижением обучаемым предложений по решению проблемы, которые фиксируются преподавателем, например на классной доске. При этом не допускаются критические замечания по уже выдвинутым решениям, повторы, попытки обосновать свои решения).
4). Контратака. (Этот этап необходим при достаточно большом наборе решений (идей). Путём беглого просмотра можно определить методом сравнений и сопоставлений невозможность одних решений, наиболее уязвимые места других и исключить их из общего списка).
5). Обсуждение наилучших решений (идей) и определение наиболее правильного (наиболее оптимального) решения.
Этот метод в несколько упрощенном варианте можно применять при анализе того или иного явления, результата, события и т.д. Суть заключается в такой формулировке вопросов, которая требует от школьников повышенной творческой активности. Чаще всего такие вопросы начинаются со слов «почему», «когда», «как», «где» и т.д. Например: «Что будет, если...?», «Какое основное достоинство (недостаток)...?» и т.д.
При умелой, грамотной постановке вопросов и ограничении времени на ответы такой метод достаточно эффективен.
При проведении занятия необходимо соблюдать некоторые условия и правила:
– нацеленность творческого поиска на один объект, недопустимость ухода в сторону от него, потери стержневого направления;
– краткость и ясность выражения мысли участниками «мозговой атаки»;
– недопустимость критических замечаний по поводу высказываемого;
– недопустимость повтора сказанного другими участниками;
– стимулирование любой самостоятельной мысли и суждения;
– краткость и ясность выражения мысли;
– тактичное и благожелательное ведение «мозговой атаки» со стороны ведущего;
– желательность назначения ведущим специалиста, хорошо разбирающегося в проблеме и пользующегося авторитетом у присутствующих.
Итогом «мозговой атаки» является обсуждение лучших идей, принятие коллективного решения.
№ 4. «Пражский метод»
В перечне интерактивных методов обучения могут быть включены групповые методы обучения. Важным аспектом групповых методов является наличие элемента состязательности, повышающего интерес к активности обучаемых. Именно благодаря этому групповой метод в качестве дополнительного приёма часто используется в других методах: дискуссиях, «мозговом штурме», круглом столе и других. Групповой метод обучения является основой так называемого пражского метода.
Последовательность работы может быть следующей:
– класс разбивается на подгруппы по 5-6 обучаемых. Подгруппа из своего состава выбирает руководителя;
– учителем ставится задача или формулируется проблема, определяется срок её решения;
– работа в подгруппах проводится самостоятельно под общим руководством руководителя подгруппы;
– после выработки решения руководители сами или по их назначению представители подгрупп по очереди докладывают ход решения задачи (проблемы) и полученные результаты;
– после доклада всех подгрупп проводится обсуждение групповых решений, в котором принимают участие все обучаемые: высказываются аргументы в защиту своих решений, критические, как отрицательные, так и положительные, замечания по чужим решениям, вводятся коррективы в свои решения;
– окончательный итог подводится преподавателем.
При оценке работы подгрупп учитывается не только правильность групповых решений, но и затраченное время, объем информационных запросов. Оценку обучаемым дают руководители подгрупп, а последних оценивает сам учитель.
Достоинства этого метода обучения очевидны. У обучаемых формируются навыки: индивидуальной и групповой самостоятельной работы, выработки коллективного решения, творческого и критического мышления, ведения полемики.
№ 5.Метод «круглого стола»
Прежде всего «круглый стол» следует понимать как активную форму занятий, направленную на совершенствование общения между участниками семинара.
Целевое назначение метода состоит в:
– обеспечении свободного, нерегламентированного обсуждения поставленных вопросов (тем) на основе постановки всех участников в равное положение по отношению друг к другу;
– системном, проблемном, междисциплинарном обсуждении вопросов с целью видения разных аспектов проблемы.
Необходимыми атрибутами «круглого стола» являются:
– соответствующая подготовка помещения для его проведения: симметричное расположение рабочих мест для того, чтобы участники встречи могли видеть друг друга;
– введение в практику принципа «свободного микрофона»;
– создание и пополнение фонда вопросов, на которые должны ответить участники «круглого стола».
Вариантами проведения «круглого стола» могут быть следующие:
1). Вариант «А»:
– краткое вводное слово ведущего;
– заслушивание кратких вводных сообщений участников «круглого стола»;
– постановка перед участниками «круглого стола» вопросов, поступивших из аудитории;
– развёртывание дискуссии;
– выработка согласованных позиций по предмету обсуждения.
2). Вариант «Б»:
– блицопрос присутствующих в аудитории с целью согласования тематики и порядка работы;
– уточнение порядка и характера работы;
– ответы по существу поставленных вопросов;
– заслушивание мнения выступающих из аудитории;
– нахождение истины в ходе дискуссионного обсуждения.
3). Вариант «В»:
– показ-предъявление проблемы (кино, фото и т. п.);
– заслушивание суждений участников «круглого стола» по поводу предъявленной ситуации;
– подключение «свободного микрофона» с целью выяснения мнения аудитории;
– дискуссия;
– нахождение «точек соприкосновения» и выработка согласованной позиции.
В заключение подводится итог работы «круглого стола».
Как видно, эффективность «круглого стола» по сравнению с традиционными формами семинарских занятий значительно выше. В первую очередь достигается хорошая обозримость класса, у учителя появляется возможность осуществления индивидуального подхода к обучаемым, в результате возрастают интенсивность занятия, активность обучаемых.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. Берельковский И.В., Павлов Л.С. История. Методика преподавания истории в школе: Пособие для учителей и студ. – М.: «Поматур», 2001.
2. Борзова Л.П. Игры на уроке истории: Метод. пособие для учителя. – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
3. Ворожейкина Н.И. Вариативное моделирование уроков истории в основной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 5. С. 18–22.
4. Иоффе А.Н. Структура современного урока истории и обществознания как основа организации деятельности учащихся. // Преподавание истории в школе. 2012. № 1. С. 7–13.
5. Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. – М.: Изд-во ВЛАДОС–Пресс, 2001.
6. Методика преподавания истории: Модульная программа курса: В 3-х ч. / Сост. Т.Н. Соболева, Н.Ю. Кошенова. – Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2011. Ч. 2.
7. Нестандартные уроки истории. 10 класс. / Сост. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
8. Шаталов В.Ф. Точка опоры: Об экспериментальной методике преподавания. – М.: Педагогика, 1987.
9. Шевченко С.Д. Школьный урок: как научить каждого. – М.: Просвещение, 1991.
10. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005.
Семинар № 4 (4 часа)