Первоочередные задачи на ближайшее будущее
Чтобы адекватно отреагировать на проблемы, поднятые в данной работе, адвентистам седьмого дня потребуется более взвешенный подход. Понимание жизни и трудов Елены Уайт неразрывно связано с ответом на нескольких важных вопросов. Я предлагаю внимательно изучить несколько конструктивных сценариев, включая следующие:
1. Что мы можем предпринять для установления более открытых и гибких отношений между руководителями церкви и исследователями, чтобы можно было возродить диалог и диалектический подход, существовавший в Церкви в ранние годы, например, на субботних конференциях 1848-1850 годов, или во время гражданской войны в США в 1861-1865 годах? Это поможет ученым и избавит руководителей от болезненных инспекций церковных учебных заведений или проверок служителей, а также создаст чувство общности и партнерства в деле выполнения миссии Церкви.
2. Как побудить сотрудников Центра наследия Елены Уайт, а также Центров по изучению трудов Елены Уайт по всему миру более активно участвовать в исследованиях?[94]. Это могло бы способствовать лучшему пониманию проблем, связанных с соотнесением трудов Е. Уайт с текущей церковной повесткой. Кроме того, это упрочило бы доверие членов к организации[95].
3. Было бы полезным осуществлять мониторинг подобных процессов с помощью консультативного органа, в который входили бы влиятельные церковные руководители, экзегеты, библеисты, систематы, миссиологи, историки, деятели науки, антропологи, социологи, психологи, медики, литераторы и пасторы. Такая группа могла бы рассматривать и выдвигать предложения, а также оценивать и испытывать на практике методы популяризации трудов Елены Уайт в Церкви.
4. Существует ли возможность согласованной работы с редакторами и редколлегиями по всему миру, чтобы Церковь была уверена в том, что в издаваемых ею журналах, газетах и книгах выражается объективная и взвешенная точка зрения на адвентистское историческое наследие и труды Елены Уайт?[96]
5. Институт библейских исследований ГК мог бы инициировать открытую дискуссию на тему о влиянии фундаментализма на воззрения адвентистов седьмого дня. Такое исследование могло бы выявить несовместимость фундаментализма и пророческого дара, проявленного в жизни и служении Елены Уайт. Затем Церковь могла бы использовать результаты этого исследования таким образом, чтобы они оказали влияние на ее деятельность, ее понимание смежных вопросов (включая вопрос богодухновенности Священного Писания и трудов Елены Уайт) и на качество ее отношения к членам церкви.
6. Адвентистское общество религиозных исследований (Adventist Society for Religious Studies), а также Адвентистское богословское общество (Adventist Theological Society) могли бы участвовать в диалоге на данные темы. Таким образом эти коллективы исследователей могли бы внести свой вклад в поиск путей объединения Церкви в отношении наследия Елены Уайт.
7. Как мы могли бы поддерживать и стимулировать поиск новых, более удачных метафор, применимых к служению Елены Уайт в среде адвентистов седьмого дня на рубеже двух столетий? Предложенные здесь модели - масштабного видения «с высоты птичьего полета», первопроходца, матери и схематической карты – вероятно, не лучшие из возможных. Важность данной задачи требует принятия безотлагательных мер в деле поиска адекватных метафор[97].
Одна из важнейших задач, стоящих перед адвентистами на заре двадцать первого века, заключается в необходимости понять настроения, царящие среди адвентистской молодежи, включая тех, кто духовно вырос вдалеке от матери адвентизма. При правильной подготовке эти молодые люди могут стать главной «ударной силой» в деле, над которым так упорно трудились предшествующие поколения адвентистов. Постепенно в Церкви зарождается новое, более адекватное представление о роли Елены Уайт и ее сочинений.[98] Нам следует всячески поддерживать эти начинания[99]. Вероятно, можно согласиться с высказыванием одного христианского руководителя, недавно назначенного на важный пост: «Наша главная задача сегодня – не отставая от современности, сохранить верность воззрениям наших основоположников»[100].
Воплощение вышеизложенных сценариев влечет за собой необходимость подняться над спорами и сделать акцент на духовном служении Е. Уайт как лично для нас, так и для Церкви, которую все мы любим. В заключение данной работы я перечислю несколько моментов, на которых можно сделать акцент при исследовании и популяризации сочинений Елены Уайт. Этот список далеко не полный; я приглашаю читателя к дальнейшему исследованию и поиску новых возможностей.
1. Связь между космологией и эсхатологией, начало и конец. Доктрина о творении мира имеет важные последствия для нашего отношения к окружающей среде. Елена Уайт была пророком и вполне осознавала свою важную миссию, и все же никогда не переставала восхищаться миром природы. Возрождение ее интереса к этой теме могло бы стать важным свидетельством для наших современников.
2. Связь между духовностью и здоровьем, духовное и физическое благополучие. В данный момент мы несколько отстаем от нашего окружения в данном вопросе. Вспомнив о наследии Елены Уайт, мы могли бы наверстать упущенные возможности[101].
3. Тема «великой борьбы», главный объединяющий фактор всех сочинений вестницы Божьей. Согласно Герберту Дугласу, внимание к данной теме поможет нам лучше понять Елену Уайт и отличительные особенности адвентизма. Ведь тема великой борьбы «является красной нитью, которая проходит через все ее книги», «выходит далеко за рамки традиционных богословских систем и примиряет все наши внутренние разногласия, открывая перед нами новое измерение – план спасения вселенной»[102]. Именно эта тема дает нам возможность наиболее конструктивным образом представить труды Елены Уайт современникам, не изменяя ее собственным задачам, а также выводам исследований, проведенных после 1970-го года.
4. Философия истории. Христианство – телеологическая религия, устремленная к определенной цели. Елена Уайт может помочь нам понять, как именно замыслы Божьи о настоящем и будущем раскрываются в нашем историческом прошлом.
5. Ключевая роль Священного Писания в разработке христианских доктрин. Нам до сих пор не удалось до конца воплотить совет Елены Уайт сделать Библию единственным мерилом веры и жизни.
6. Динамическая природа адвентизма.Мы до сих пор не вполне осознали важность своего исторического наследия. Жизнь и сочинения Елены Уайт неразрывно связаны с историей и образом мышления адвентистов седьмого дня. Нам еще нужно многое сделать, чтобы адекватно представить эту взаимосвязь членам церкви[103].
7. Привлекательный образ Бога. Моя первая Библия исчеркана многочисленными заметками, сделанными пером и тушью. Среди них много цитат из трудов Елены Уайт, помогавших мне понять некоторые события в земной жизни Христа. Сколько одержимых было в Гадаре? Какова последовательность событий в Евангелии? Случилось ли чудо по дороге в Иерихон или из Иерихона? Я задавал бесчисленное количество вопросов такого рода. Некоторые из них сделались совершенно неактуальными в свете того, что мы знаем сегодня[104]. Теперь я верю, что главная тема «Желания веков» кратко сформулирована на странице 22: Иисус пришел на землю, чтобы рассказать нам о том, что знать Бога – значит любить Его. Многие из моих прежних претензий к этому шедевру христианской мысли, без сомнения, оправданны. Однако чаще всего они не имеют никакого отношения к главной цели этой книги.
8. Превосходство Христа.Вероятно, не многие адвентисты могут сказать, что они всецело посвящены исполнению наказа Елены Уайт: «Из всех тех, кто считают себя христианами, адвентисты седьмого дня должны быть первыми в возвышении Христа перед миром»[105].
Во время написания данной статьи Артур Патрик занимал должность внештатного адъюнкт-профессора церковной истории и пасторского служения в Университете Ла-Сьерра.
1Данная работа представляет собой текст устного доклада, поэтому автор часто обращается к читателю от первого лица. Автор предполагает, что читатель знаком с рассматриваемыми вопросами и имеет доступ к другим работам по данной теме. Ссылки на книги Елены Уайт будут состоять из заглавия книг, постраничные ссылки буду использоваться редко. Обширные библиографии по данной теме можно найти в известных работах Ричарда Шварца, Гэри Лэнда и Джорджа Найта, а также в Каталоге периодических изданий Церкви Адвентистов Седьмого дня. Можно воспользоваться герменевтическим аппаратом, изложенным в моей магистерской диссертации «Елена Гульд Уайт и положение женщины в Австралии в 1891-1900 годах, Университет Новой Англии, 1984 ["Ellen Gould White and the Australian Woman, 1891-1900" (M.Litt. thesis, University of New England, 1984)], моей докторской диссертации «Христианство и культура колониальной Австралии: католики, англикане, уэслианцы и адвентисты в 1891-1900 годах», диссертация защищена в Университете Ньюкасла в 1991 г. ["Christianity and Culture in Colonial Australia: Selected Catholic, Anglican, Wesleyan and Adventist Perspectives, 1891-1900" (Ph.D. thesis, University of Newcastle, 1991)] или статье «Адвентисты седьмого дня стран Южно-Тихоокеанского региона: анализ исторических источников», Журнал религиозной истории, 14 июня 1987 года, С.307-326 ["Seventh-day Adventists in the South Pacific: A Review of Sources," Journal of Religious History 14 (June 1987): 307-326]. Кроме того, в 1995 году Центр наследия Елены Уайт издал девятнадцатистраничную брошюру «Доступные документы» (Documents Available). Роджер Кун собрал большое количество статей по данной тематике. Внушительную подборку научных монографий, диссертаций и исследований можно найти у Гильберта Абелла и Веры Мэй Шварц.
Данный доклад адресуется тем, кто интересуется историей научного изучения трудов Елены Уайт, начиная с 1970 года. Небольшие масштабы нашего исследования столь обширной темы с неизбежностью предполагают его неполноту. Но я буду рад предоставить заинтересованным читателям полное документальное обоснование любого высказанного здесь утверждения.
[2] Я признаю, что в этом вопросе решающее влияние на меня оказал доктор Рауль Дедерен – в 1970-1972 годах, когда я получал магистерские степени (M.A. и M.Div.) в Адвентистской богословской семинарии.
[3] Фундаментализм анализируется в трудах Дж.Пакера (1958), Джеймса Барра (1977), Мартина Марти, Джорджа Марсдена и Мирчи Элиаде. У фундаментализма есть немало положительных моментов, но вера движения в вербальную непогрешимость Писаний не входит в их число. Кроме того, адвентистам не подходят и некоторые другие доктрины фундаментализма, а именно: диспенсационализм, тайное восхищение Церкви, теория Кесвика о святости, бессмертие души, адские мучения. В магистерской диссертации Стива Дэйли устанавливается место Елены Уайт в споре между фундаменталистами и модернистами.
[4] Некоторые критики заявляют, что сегодня модернизм мертв и настоящую угрозу адвентизму представляет «постмодернистский плюрализм». См. Бюллетень Адвентистского теологического общества, №8 (Сентябрь, 1997), С.1-2 [Adventist Theological Society Newsletter 8 (September 1997): 1-2.].
[5] Нашу традицию лучше называть евангелической, как доказывают в своих работах Дэвид Бебингтон и Брайан Дики. Тот же подход можно найти в работе Леонарда Свита «Евангелическая традиция в Америке» (Мэсон, Джорджия, Издательство Мерцерского Университета, 1997) [Leonard Sweet (ed.), The Evangelical Tradition in America (Macon, Georgia: Mercer University Press, c. 1997)].
[6] Этими тремя категориями я обязан докладу Роберта Джонстона «Ортодоксия и ересь в библейские времена. Размышление о терминах», прочитанном на конференции Общества религиозных исследований Университета Андрюса в декабре 1981 года [Robert M. Johnston, "Orthodoxy and Heresy in the Biblical Period: Reflections on an Elusive Category," address to the Andrews Society for Religious Studies (December 1981):10].
[7] Omega написана весьма талантливо, однако базируется на совершенно неадекватном историческом анализе. А Receiving the Word грешит навешиванием ярлыков без должного анализа позиций «оппонентов».
[8] Гэри Лэнд, Студенческое движение, Университет Андрюса, №4 (6 мая 1982 года) [Gary Land, Student Movement, Andrews University (6 May 1982): 4]
[9] Этот процесс достиг позитивной кульминации в публикации тезисов «Динамика спасения» в Адвентистском обозрении за 31 июля 1980-го года, С.3-8 ["Dynamics of Salvation" statement in Adventist Review, 31 July 1980:3-8].
[10] Рассуждения, которые мы находим во вступлении к изданию книги Рональда Намберса «Пророчица здоровья: Елена Уайт и происхождение адвентистской реформы здоровья» (1992), наглядно показывают опасности, присущие профессии адвентистского историка [Ronald L. Numbers, Prophetess of Health: Ellen G. White and the Origins of Seventh-day Adventist Health Reform (Knoxville: The University of Tennessee Press, 1992)].
[11] Несмотря на наличие официальных изданий, например, «Служение» [Ministry] и обновленное «Адвентистское обозрение» [Adventist Review], адвентистам следует прислушиваться и к таким журналам, как «Спектрум» (Журнал Ассоциации адвентистских форумов) и «Адвентист сегодня» [Adventist Today]. Здесь можно найти жизненно важную информацию о Церкви, которую они любят и веру которой разделяют.
[12] Подробное рассмотрение этих вопросов в контексте адвентистской истории можно найти в моей статье «Стыдиться ли нам нашего прошлого?» (Служение, апрель 1991, С.7-10) ["Does Our Past Embarrass Us?" Ministry, April 1991: 7-10]. Примечательно, что один из читателей назвал эту публикацию «опасной» и «вводящей в заблуждение», на что редактор заметил, что «доверие к Церкви растет лишь в том случае, если мы открыто признаем наличие определенных проблем» (Служение, август 1991 года, С.2, декабрь 1991 года, С.4, ср. Служение, июнь 1992 года, С.27) [Ministry, August 1991, 2; December 1991, 4. Cf. Ministry, June 1992, 27].
[13] Более полное изложение и обсуждение этого и последующих шести пунктов можно найти в статье Дональда МакАдамса «Меняющиеся взгляды на инспирацию: исследования наследия Елены Уайт в 1970-х» (Спектрум, №10, март 1980-го года, С.27-41) [Donald R. McAdams, "Shifting Views of Inspiration: Ellen G. White Studies in the 1970s,"Spectrum 10 (March 1980): 27-41].
[14] По вопросу о том, можно ли считать Елену Уайт «каноническим автором», см. Патрик, Елена Гульд Уайт и положение женщины в Австралии, С.120-121, а также Рой Адамс, «Пророк нашего времени», Адвентистское обозрение, 4 июня 1992, С.8-11 [A. Patrick, "Ellen Gould White and the Australian Woman," 120-1, and Roy Adams, "A Prophet for Our Time,"Adventist Review, 4 June 1992: 8-11].
[15] Исторический контекст подобной реакции хорошо описан в моей неопубликованной работе «Служитель и служение Елены Уайт в 1982-м году» [The Minister and the Ministry of Ellen White in 1982].
[16] Фриц Гай убедительно изложил основные процедуры, облегчающие процесс преобразования. См. его неопубликованную работу «Будущее адвентистского богословия, личное мнение» (Берриен Спрингс, Университет Андрюса, 1980) [The Future of Adventist Theology; A Personal View" (Berrien Springs: Andrews University, 1980]. Примечателен уже сам способ оформления его идей.
[17] Одна из ранних попыток такого рода предпринята Джорджем Найтом в книге «Мифы в адвентизме: сравнительное исследование трудов Елены Уайт, адвентистского образования и смежных тем» (Вашингтон, Ревью энд Геральд, 1985) [George R. Knight, Myths in Adventism: An Interpretive Study of Ellen White, Education and Related Issues (Washington, D.C.: Review and Herald, 1985].
[18] Когда эти поправки обсуждались в комиссии по трудам Духа пророчества в штаб-квартире Южно-Тихоокеанского дивизиона Церкви АСД в 1982-1983 годах, члены комиссии пришли к выводу, что они верны, однако (после выступления президента унионной конференции) было решено не делать их достоянием широкой адвентистской общественности.
[19] В сокращенной форме данный эпизод описан в моей статье «Вехи и ландшафт», Адвентистское обозрение, октябрь 1983, С.4 [Landmarks and Landscape," Adventist Review, 27 October 1983: 4].
[20] «Желание веков», С.22
[21] Свидетельства для Церкви, Т.1, С.486
[22] Воспитание, С.13
[23] Великая борьба, С.678.
[24] Или, используя выражение из Энциклопедии Британики, «оказала наиболее значительное влияние на Церковь АСД своего времени» (Микропедия, 15-е изд., Чикаго, Энциклопедия Британика, 1976, С.651) [Micropaedia, 15th ed., X (Chicago: Encyclopedia Britannica, 1976), 651]. Впрочем, не следует забывать о том, что иногда Елена Уайт своей задачей считала продвижение чужих идей, включая адвентистских и неадвентистских авторов.
[25] См. Ярослав Пеликан, Иисус на протяжении столетий: Его место в истории культуры (Нью Хевен и Лондон, Издательство Йельского университета, 1985) [Jaroslav Pelikan, Jesus Through the Centuries: His Place in the History of Culture (New Haven and London: Yale University Press, 1985)], где анализируется эволюция христианской теологии под влиянием самых разных исторических обстоятельств. Наблюдения Пеликана можно с успехом применить к толкованию роли Елены Уайт после 1844 года.
[26] Совсем недавно компьютерные технологии дали возможность найти любое заданное выражение в электронной текстовой базе трудов Уайт, состоящей примерно из 25 000 000 слов.
[27] В каталоге 1926 года присутствовали 28 книг Елены Уайт. К 1958 году (когда я начал свое служение), в нем была уже 51 книга. К концу 1980-х каталог насчитывал более ста наименований.
[28] Включая статью Уильяма С. Питерсона «Литературное и историческое исследование повествования Елены Уайт о Французской революции» и несколько других статей, посвященных Елене Уайт. Позднее вышла весьма убедительная работа Бенджамина МакАртура «Куда ведут Церковь исторические исследования?» (Спектрум, №10, ноябрь 1979-го года, С.9-14) [William S. Peterson, "A Textual and Historical Study of Ellen White's Account of the French Revolution" (57-69), Benjamin McArthur, "Where Are the Historians Taking the Church?" Spectrum 10 (November 1979): 9-14].
[29] См. Избранные вести, Т.1,С.48, Т.2.С.78.
[30] Некоторые даже помнят, каких трудов стоило доказать, что Мельбурн находится в Новом Южном Уэльсе, или, что «свет луны и планет солнечной системы является лишь отраженным светом солнца». См. Свидетельства для церкви, С.8, С.158, Желание веков, С.465, Воспитание, С.14, Служители Евангелия, С.50.
[31] Сборник «Вопросы и ответы», который можно найти в любом исследовательском центре, содержит наиболее распространенные вопросы о Елене Уайт, а также ответы, отражающие официальную позицию Церкви.
[32] См. Алден Томпсон, «Царевна-Несмеяна адвентизма учится веселиться», Инсайт, 2 октября 1993-го года, С.2-4 [Alden Thompson, "The Scary Lady of Adventism Learns to Have Fun," Insight, 2 October 1993: 2-4].
[33] Церковь почти никогда не проводила принципиального различия между театром и кинематографом.
[34] Адвентистский институт геофизических исследований был основан в 1958-м году. В его задачи входила организация образовательных туров для руководителей, служителей и преподавателей в США, Австралии и Новой Зеландии. В 1979 году наиболее авторитетные специалисты института заявили, что датировка в Библии начинается лишь с рождения Авраама. Соответственно, те адвентисты, которые хотят верить, что Бог сотворил мир около 4000 лет до Р.Х., «могут основать свою позицию лишь на нескольких цитатах из трудов Елены Уайт» (Зигфрид Х. Хорн, Говорит ли Библия о возрасте земли?, Спектрум, №10, ноябрь 1979-го года, С.19) [Siegfried H. Horn, "Can the Bible Establish The Age of the Earth?" Spectrum 10 (November 1979): 19]. Сейчас очевидно, что мы не «услышали» весть Готфрида Утсвела в его работе «Мост через пропасть: адвентист между верой и наукой» (Журнал «Круг интересов Университета Андрюса, лето 1982- года, С.14-17) [Gottfried Oosterwal, "Crossing a Chasm: The Adventist Believer Between Faith and Science," Andrews University Focus, Summer 1982: 14-17].
[35] Следует отметить, что, как и другие религиозные движения, адвентисты седьмого дня со временем стали считать определенные библейски отрывки и идеи «своими». См. Патрик, Христианство и культура в колониальной Австралии, С.86-87 [A.Patrick, Christianity and Culture in Colonial Australia, 86-87]. В 1974-м году Церковь впервые узнала о том, что Елена Уайт часто по-другому толковала эти отрывки. См. Рэймонд Ф. Котрел, «Как Елена Уайт использовала Библию» в сборнике под ред. Гордона Хайда «Симпозиум по библейской герменевтике» (Вашингтон, Комитет по исследованию Библии, 1974, С.154-161) [Raymond F. Cottrell, "Ellen G. White's Use of the Bible," in Gordon M. Hyde (ed.), A Symposium on Biblical Hermeneutics (Washington, D.C.: Biblical Research Committee, 1974), 154-161]. Несмотря на то, что редактор вырезал из этой статьи важный материал, она все же осталась весьма революционной для того времени.
[36] Даже в 1979-м году, когда Дезмонд Форд задавал вопросы по Библии, Церковь пыталась давать ответы из книг Елены Уайт. «См. А.Н. Дафи, Небесное святилище. Ни один столб не должен пошатнуться, Рекорд, 10 декабря 1979-го года, С.6-7 [A.N. Duffy, "The Heavenly Sanctuary: Not One Pillar to be Moved," Record, 10 December 1979: 6-7].
[37] К сожалению, приходится признать, что в 1980-х Южно-Тихоокеанское отделение Церкви потеряло много одаренных и образованных служителей, а те, кто пришел им на смену, часто не обладали заметными способностями. Эти люди не получали адекватной и своевременной информации. Один из наших наиболее читаемых австралийских авторов, Моррис Л. Уэст заметил: «Честное признание своих ошибок – шаг вперед на пути к более глубокому познанию истины, он провоцирует дискуссию и ведет к более точному пониманию тех сторон учения Христа, которые в противном случае остались бы туманными и неопределенными». См. «Сандалии Рыбака» (1963) в «Ватиканской трилогии» (Порт Мельбурн, Вильям Хайнман, 1993, С.174, ср. с цитатой «Он никогда не боялся признаться в ошибках, поскольку весь его опыт свидетельствовал о том, что итогом такого признания будет истинное знание, что честный поиск лишь приближает человека к откровению, несмотря на то, что постижение последнего никогда не бывает полным», там же, С.140) [Morris L. West, The Shoes of the Fisherman (1963) in The Vatican Trilogy (Port Melbourne: William Heinemann, 1993), 174 Cf. 140].
[38] См. МакАдамс, Меняющиеся взгляды, С.27. В 1970-х обнаружилось, что в 1919 году в Церкви обсуждались весьма важные вопросы, которые затем были «похоронены» на полке. Подобное сокрытие невозможно в эпоху копировальных аппаратов, аудиокассет, любительского радио и компьютерных сетей, не говоря уже об электронной почте. Список видных адвентистских деятелей, которые поддержали реалистичный взгляд на служение Елены Уайт, можно найти в работе Гильберта М. Валентайна «Формирование адвентизма на примере биографии У.У. Прескота», Берриен Спрингс, Мичиган, Издательство Университета Андрюса, 1992) [Gilbert M. Valentine, The Shaping of Adventism: The Case of W. W. Prescott (Berrien Springs, Mich.: Andrews University Press, 1992)].
[39] См. МакАдамс, Меняющиеся взгляды, С.39, 40.
[40] Анализ, вполне обусловленный историческим контекстом, можно найти в работе А. Патрика «Елена Гульд Уайт и положение женщины в Австралии в 1891-1900 годах», С.112-125.
[41] См, например, Уоллас Д. Слетери, Являются ли адвентисты седьмого дня лжепророками? Свидетельство бывшего члена этой церкви (Филипсбург, Издательский дом Пресвитериан и реформатов, 1990) [Wallace D. Slattery, Are Seventh-day Adventists False Prophets? A Former Insider Speaks Out (Phillipsburg: Presbyterian and Reformed Publishing Company, 1990)].
[42] Я убежден, что понимание Елены Уайт в свете Писания и истории поможет нам лучше представлять себе и окружающим актуальность и значимость ее служения. Непрерывный процесс отождествления истины с «истиной для настоящего времени» был хорошо описан Гаем в его работе «Будущее адвентистской теологии». Анализируя «процесс богословского осмысления» в рамках адвентистского сообщества, Гай говорит: «Этот процесс включает в себя непрерывную оценку вышеупомянутых основ, определений и практических следствий веры. Сюда входит: 1. Переформулирование, поскольку вечные истины лучше усваиваются на языке конкретной культуры и конкретного поколения; 2. Прояснение и детализация, поскольку новые вопросы требуют внимательного исследования и более точных ответов; 3. Развитие, поскольку Церковь расширяет горизонты своего понимания лишь в том случае, если «копает» все глубже и смотрит все дальше; 4. Применение, поскольку течение земной истории выносит нас к «берегам» все новых обстоятельств; 5. Реинтерпретация, поскольку новые исследования свидетельства Святого Духа показывают, что значение библейского откровения никогда не бывает одним и тем же в различных обстоятельствах».
[43] Источники см. в . МакАдамс, Меняющиеся взгляды.
[44] Рон Грейбил, Исторические проблемы «Великой борьбы» (Вашингтон, 30 января, 1978-го года), С.7, См. также пересмотренный вариант этой статьи в 1982-м году [Ron Graybill, "Historical Difficulties in The Great Controversy" (Washington, D.C.: 30 January 1978), 7. See also the rev. ed., 1982].
[45] Под ред. Джеймса Уайта, Батл Крик, Мичиган, Издательство Стим Издательской ассоциация адвентистов седьмого дня, 1870 [James White, ed. (Battle Creek, Michigan: Steam Press of the Seventh-day Adventist Publishing Association, 1870)]. Ключевые идеи Елены Уайт из данной работы были изданы в Австралии под заголовком «Серьезное воззвание касательно онанизма, а также злоупотреблений и излишеств в брачных отношениях». Однако, как и другие, теряющие актуальность произведения, эта брошюра впоследствии не переиздавалась. Впрочем, некоторые из высказанных в ней идей нашли применение в поздних компиляциях. Историческое исследование данного вопроса можно найти в работах Намберса (Пророчица здоровья, 1976, С.29-159), а также Малькольма Булла и Кейта Локхарта (В поисках святилища: адвентисты седьмого дня и американская мечта, Сан-Франциско, Харпер энд Роу, 1989, С.127-139) [Malcolm Bull and Keith Lockhart, Seeking a Sanctuary: Seventh-day Adventism and the American Dream (San Francisco: Harper and Row, 1989): 127-139].
[46] См. изданный Робертом У. Олсоном сборник «Документы о «закрытой двери» благодати», 11 апреля 1982 года ["The 'Shut Door' Documents," compiled by Robert W. Olson, 11 April 1982].
[47] Обратите внимание на исходные предпосылки и содержание работы «Медицинские науки и Дух пророчества» (Вашингтон, Центр наследия Елены Уайт, 1971) [Medical Science and the Spirit of Prophecy (Washington, D.C.: Ellen G. White Estate, 1971]. Главной проблемой данной работы можно считать предпосылку о непогрешимости Елены Уайт, в то время как в ее сочинениях можно отыскать довольно много проблематичных с точки зрения современной медицины представлений. Ср. Роберт У. Олсон «Вопрос о безошибочности богодухновенных произведений» (Вашингтон, Центр наследия Елены Уайт, 12 апреля 1982) [Robert W. Olson, "The Question of Inerrancy in Inspired Writings" (Washington, D.C.: Ellen G. White Estate, 12 April 1982]. Обратите внимание на исследование Грэма Брэдфорда и других, которые подтверждают, что Церковь долго лелеяла ложные идеи о непогрешимости и безошибочности трудов Духа пророчества, что исключает любые сомнения со стороны общины верующих.
[48] Представьте себе, как Общество защиты прав потребителей Австралии представит эту ситуацию в журнале «Выбор»!
[49] (Вашингтон, Центр наследия Елены Уайт, март 1982) [Washington, D.C.: Ellen G. White Estate, March 1982]. Ср Пол А. Гордон «Библия, наука и возраст земли: свидетельство Елены Уайт» (пересмотренное издание, май 1981) [Paul A. Gordon, "The Bible, Science, and the Age of the Earth: The Testimony of Ellen G. White" (revised , May 1981)].
[50] См, например, «Речи матерей-христианок», Реформатор здоровья, октябрь 1871, С.121, ноябрь 1871, С.154-157 ["Words of Christian Mothers," The Health Reformer, October 1871: 121; November, 1871: 154-157]. Елена Уайт относит использование тесьмы и плечевых накладок к разряду духовных проблем, которые свидетельствуют о «нравственном безрассудстве». Кроме того, она пишет, что «осиная талия является наследием, которое матери передают своим дочерям».
[51] «Серьезное воззвание» помещено в исторический контекст в работе Намберса «Пророчица здоровья», С.150-159. Сравните с советом, данным Робертом Швиндтом, профессором психологии из Колумбийского унионного колледжа, Инсайт, 21 октября 1980, С.11 [Robert Schwindt, professor of psychology, Columbia Union College, Insight, 21 October 1980: 11].
[52] См. Глэдис Кинг-Тэйлор, Литературное изящество сочинений Елены Уайт, Маунтин Вью, Калифорния, Пасифик Пресс, 1953 [Gladys King-Taylor, Literary Beauty of Ellen G. White's Writings (Mountain View, Calif.: Pacific Press, 1953)]. Данный аргумент часто приводился в подтверждение божественного происхождения трудов Уайт: женщина, даже не окончившая среднюю школу, не могла писать так, как писала Елена Уайт, без помощи сверхъестественных сил.
[53] Роджер У. Кун собрал много материала на эту тему в своей «Антологии новейших публикаций по избранных темам Духа пророчества», 7-ое изд., Т.1., 1980-1988, Т.2., 1989-1992 (Берриен Спрингс, Мичиган, Университет Андрюса) [Roger W. Coon, "Anthology of Recently Published Articles on Selected Issues in Prophetic Guidance," seventh edition, vol. 1, 1980-1988; vol. 2, 1989-1992 (Berrien Springs, Mich: Andrews University)]. См. также его «Хрестоматию документов и исследований по избранных темам Духа пророчества» (Берриен Спрингс, Мичиган, Университет Андрюса, 1992) ["Sourcebook of Documents and Study Outlines of Selected Issues in Prophetic Guidance" (Berrien Springs, Mich.: Andrews University, 1992)].
[54] См. также Уоррен Х. Джоунз, Тим Пуарье, Рон Грейбил, «Генри Мелвил и Елена Г.Уайт: анализ литературных и богословских связей» (85 страниц) [Warren H. Johns, Tim Poirier, Ron Graybill, "Henry Melville and Ellen G. White: A Study in Literary and Theological Relationships"] и отчет Фреда Вельтмана.
[55] См. Патрик, Стыдится ли нам своего прошлого?
[56] В течении первых четырех десятилетий адвентисты стремились уравновесить христианскую мысль. Однако при этом им часто казалось, что все Священное Писание вращается вокруг Второго пришествия Христа. С 1888 года адвентисты признают, что первое пришествия Христа играет не менее важную роль в Библии.
[57] Следует с сожалением отметить, что изрядное количество бывших адвентистов в данный момент проходят специальную реабилитацию, чтобы восстановиться после «адвентистского периода жизни». Основным травмирующим фактором для некоторых из них стала жесткая, по их мнению, воспитательная система, берущая начало в трудах Елены Уайт. Один из бывших членов церкви с детства вел дневник, в котором ежедневно делал записи о телесных наказаниях и физическом принуждении к тяжелым работам, которым подвергался со стороны родителей-адвентистов. Он особо отмечал дни, в которые получал больше шести ударов палкой. По поводу современных представлений о телесных наказаниях палками см. Сидней Морнинг Геральд от 5 марта 1994 года, С.23 [The Sydney Morning Herald, 5 March 1994: 23]. Обратите внимание на комментарии Лоуэл Тарлинг, Нормана Янга, Роберта Вольфграмма и Дженны Левитц в журнале «О воспитании» за июнь 1993 года, С.20-21, сентябрь 1993, С.57, октябрь 1993, С.65, ноябрь 1993, С.63, декабрь 1993, С.68 [Lowell Tarling, Norman Young, Robert Wolfgramm and Genna Levitch in On Being, June 1993: 20-21; September 1993: 57, October 1993:.65; November 1993: 63; December 1993: 68].
[58] В сущности, именно за решения, которые я предложил в статье «Стоит ли нам стыдиться своего прошлого?» президент и секретарь Южно-Тихоокеанского отделения Церкви отстранили меня от должности директора Центра по изучению наследия Елены Уайт в колледже Авондейл в 1983 году. В настоящее время, как мне кажется, ни один хорошо информированный человек в церкви не сомневается в правильности выводов, которые я сделал в этой работе.
[59] Эта встреча стала исторической кульминацией церковного осмысления и изучения феномена Елены Уайт, во всяком случае, в том, что касалось открытости результатов этих исследований. Участники пришли к консенсусу, что касается важности информации о Елене Уайт и ее трудах, которую следует знать рядовым адвентистам. Последующие исследования дали не так много новых данных, которые, впрочем, лишь подтвердили догадки наиболее талантливых исследователей, выступавших на семинаре.
[60] В сильно поляризованном обществе 1990-х не так легко достигнуть конструктивного единства в Церкви. Первая часть данного исследования была одобрена Сиднейским адвентистским форумом в 1991-м году, и по просьбе участников была представлена на внутреннем совещании руководства Южно-Тихоокеанского отделения в 1992-м году. Вторая и третья части были представлены в рамках семинаров, проводимых Транс-Тасманийской унионной конференцией в 1994 и 1995 годах. Пастор Грэм Брэдфорд при поддержке своего руководства весьма успешно модернизировал понимание членов церкви в рамках преподаваемого им цикла семинаров.
[61] Я был капелланом, и у меня есть опыт работы с умирающими, но я едва ли могу выступать экспертом в данной области. Поэтому я был бы благодарен за советы практикующим специалистам и педагогам по данному вопросу.
[62] См. Гилберт Абелла и Вера Мэй Шварц, Магистерские и докторские диссертации, а также ключевые исследования, посвященные Церкви Адвентистов Седьмого дня, Библиотека Исследовательского центра Лома-Линда, 1988, С.207-218 [Gilbert Abella and Vera May Schwarz, "Dissertations, Theses and Major research Papers Related to the Seventh-day Adventist Church" (Loma Linda: Loma Linda Research Libraries, 1988), 207-218].
[63] Примечательно, что эта тема затрагивается, по крайней мере, в одной из диссертаций – «Ирония адвентизма» (Дэйли) ["The Irony of Adventism" (Daily)].
[64] Рассматривая этот вопрос в своем письме от 16 марта 1994 года, Эрик Магнуссон замечает: «Думаю, что это одна из главных проблем современной религии, и, к тому же, одна из самых важных тем для Елены Уайт, которая постоянно к ней возвращалась. Общество судит религиозные движения, включая и нашу Церковь, по их отношению к человеку, его правам и потребностям. И далеко не все церкви получают желаемую оценку».
[65] По сути, чем больше мы заботимся о главном, тем больше наши слушатели будут склонны доверять нашим утверждениям об актуальности трудов основательницы Церкви. Однако чтобы Елена Уайт окончательно стала «своей» в среде адвентистов, следует гарантировать членам церкви доступ ко всей известной информации для формирования нового понимания. Другими словами, следует запустить процесс, некогда, в самом начале, сформировавший Церковь Адвентистов Седьмого дня – процесс, который Фритц Гай назвал «диалогом и диалектикой сообщества веры».
[66] В этом абзаце предпринимается робкая попытка анализа Откр. 14:6-12 в контексте «конфликта веков», главной идеи трудов Елены Уайт с 1858 по 1915 годы. Это было средоточием ее интересов, ее веры – это было ее истиной.
[67] Главная цель Свидетельств, да и вообще всех наставления Елены Уайт касательно христианской жизни – утвердить понятие долга.
[68] Следует отменить, что Елена Уайт использует выражение «верные души» 31 раз. См. например, Деяния апостолов, С.11: «От самого начала верные души были основой Церкви».
[69] У нашего Господа много имен, около семидесяти в Ветхом Завете и около ста семидесяти в Новом Завете. В своих сочинения Елена Уайт использует имя «Иисус» 47 114 раз, а слово «истина» - 53 144 раза. В 776 случаях слова «истина» и «Иисус» помещаются рядом. Выражение «для настоящего времени» звучит 13 830 раз, а «истина для настоящего времени» - 2 452 раза. Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Елена Уайт делала отчетливый акцент как на «истине для настоящего времени», так и на «Истине в Иисусе».
[70] Елена Уайт употребляла это выражение, когда хотела призвать нас руководствоваться самоотверженным примером Иисуса Христа.
[71] См. Мэри Покок-Штельмэйкер и Джоан Минчин-Нил, История Джона Покока, Адвентистское наследие, №15 (весна 1992), С.15-25 [Mary Pocock-Stellmaker and Joan Minchin-Neall, "The John Pocock Story," Adventist Heritage 15 (Spring 1992):15-25].
[72] Маунтин Вью, Калифорния, Пасифик Пресс [Mountain View, Calif: Pacific Press].
[73] Елена Уайт, Духовные дары, С.3, Важные свидетельства веры в их связи с историей святых мужей древности (Батл Крик, Стим Пресс, Адвентистская издательская ассоциация, 1864), С.75. См. также С.64 [Ellen G. White, Spiritual Gifts, 3: Important Facts of Faith, In Connection with the History of Holy Men of Old (Battle Creek: Steam Press of the Seventh-day Adventist Publishing Association, 1864), 75. See also page 64].
[74] Смит, Видения Елены Уайт [Smith, The Visions of Mrs. E. G. White].
[75] См.С.78, Ср. С.69. Для дальнейшего исследования см. мою статью «Следует ли нам стыдиться нашего прошлого?». Обратите внимание на то, в каком смысле Елена Уайт использует слово «смешение» в издании Ревью энд Геральд, 23 августа 1892, рукопись №65, 1889; Собрание рукописей, С.16,247. См. также комментарий У.С.Уайт в Избранных вестях, С.3,452 [Review and Herald, 23 August 1892; Manuscript 65, 1889; Manuscript Releases, 16, 247. See also W.C. White's comment in Selected Messages, 3, 452].
[76] (Вашингтон, Центр наследия Елены Уайт, март 1982). Ср. Пол А. Гордон «Библия, наука и возраст земли: свидетельство Елены Уайт» (Вашингтон, Центр наследия Елены Уайт, пересмотренное издание, май 1981 г.) [(Washington, D.C.: Ellen G. White Estate, March 1982). Cf. Paul A. Gordon, "The Bible, Science, and the Age of the Earth: The Testimony of Ellen G. White" (Washington, D.C.: Ellen G. White Estate, revised May 1981)].
[77] См. Духовные дары, С.3,79-83 [Spiritual Gifts, 3, 79-83].
[78] См.Ревью энд Геральд, 31 октября 1871, Обращение к христианским матерям, Реформатор здоровья, октябрь, 1871, С.121, ноябрь 1871, С.154-157, Здоровый образ жизни, 1897, С.58 [Review and Herald, 31 October 1871; "Words to Christian Mothers," The Health Reformer, October 1871: 121, and November 1871: 154-157; Healthful Living, 1897: 58].
[79] Ср. МакАдамс, Меняющиеся взгляды, С.27-41, Рон Грейбил, Исторические проблемы «Великой борьбы» (Вашингтон, Центр наследия Елены Уайт, пересмотренное издание 1982-го года).
[80] См. Котрел, Как Елена Уайт использовала Библию, под ред. Хайда, Симпозиум, С.154-161 [R. Cottrell, &q