Труды елены уайт как универсальная энциклопедия

Думаю, вы можете представить себе, с какой радостью я приветствовал издание трехтомного Полного указателя к произведениям Елены Уайт в 1962-1963 годах[72]. Теперь мы могли быстро получить ссылки на все ее комментарии по заданному библейскому тексту или теме. Более того, вскоре после этого сокровищница трудов Уайт пополнилась новыми компиляциями, а затем сборниками статей и даже, впоследствии, текстов рукописей и проповедей пророка. Таким образом, ее наследие стало покрывать все больше сторон жизни и веры адвентистов. Потом были созданы еще более полные указатели, которые стали доступны для адвентистов по всему миру.

Попробуем взглянуть на возможность использования трудов Елены Уайт в качестве универсальной всеохватывающей энциклопедии.

Смешение человека и животного

Елена Уайт часто говорила о Боге, как о Создателе жизни и красоты, а о сатане, как о разрушителе жизни и всего прекрасного. В 1864 году, в рамках обсуждения этих широких тем, она сообщила членам недавно организованной общины адвентистов седьмого дня о том, что в ковчеге Бог спас все виды сотворенных Им существ. Прочие виды живых существ, возникшие в результате смешения, а не божественного творения, были уничтожены потопом. Но и после потопа имело место смешение людей с животными, что проявляется в бесконечном множестве видов животных и даже в некоторых человеческих расах[73].

В 1860-х годах это представление о смешении, предполагавшее скрещивание между людьми и животными, спровоцировало бурные споры среди адвентистов. Урия Смит встал на сторону Елены Уайт и рассмотрел этот и еще пятьдесят один вопрос в серии статей, опубликованных в «Адвентистском обозрении Второго пришествия и Субботнем вестнике» (The Second Advent Review and Sabbath Herald). Впоследствии эти статьи были собраны в книгу, которая получила всестороннюю поддержку Джеймса Уайта и продавалась на лагерных собраниях первых адвентистов[74]. Смит пошел дальше утверждения о скрещивании между людьми и животными – он доказывал, что результаты этого скрещивания прекрасно прослеживаются среди различных групп его современников. Сегодня, благодаря достижениям науки, мы не можем даже допустить такого объяснения расовых различий. В 1870-м году соответствующий отрывок в книге «Духовные дары» был отредактирован, однако, смысл его не изменился, и в таком виде он вошел в первый том серии «Духа пророчества»: «Великая борьба между Христом и Его ангелами и сатаной и Его ангелами»[75].

Геология и геофизика

Елена Уайт часто комментировала библейские рассказы о Творении и о потопе. Все эти высказывания были собраны в шестидесяти трёх-страничном сборнике под заглавием «Высказывания Елены Уайт о геологии и геофизике»[76]. Большинство ученых, знакомых с данными предметами, не желают всерьез рассматривать и обсуждать некоторые из этих высказываний. В качестве примера можно указать на ее проблематичные утверждения относительно причин землетрясений и извержения вулканов. Бог воспламеняет содержащиеся в земле уголь и нефть. Камни нагреваются, известняк сгорает, что вызывает плавление железной руды. Под землей происходит столкновение воды и огня. Вода вступает в реакцию с известняком, что лишь увеличивает температуру, вызывая землетрясения, извержения вулканов и пожары[77].

Вопросы здравоохранения

С 1863 года Елена Уайт проявляет неизменный интерес к вопросам здоровья и здравоохранения. По ее совету адвентисты создают всемирную сеть клиник и больниц, которые в большинстве случаев получают восторженные отзывы общественности. Но что было бы, если бы мы сегодня последовали некоторым из идей Елены Уайт, например, о причинах заболеваний и влиянии наследственности, или же попробовали применить столь типичную для девятнадцатого века теорию витализма? В частности, изучите следующие цитаты, из которых следует, что все приобретаемые качества наследуются уже следующим поколением. Некоторые женщины от природы обладают узкой талией. Но такой форме талии не стоит завидовать, напротив, следует считать ее природным дефектом. Такая талия досталась этим людям от своих матерей, которые грешили использованием узких корсетов, и, как следствие, затрудняли дыхание и не получали достаточное количество кислорода[78].

История

С 1858 года и до самой смерти Елена Уайт больше всего писала о вселенской борьбе между Христом и Его ангелами с одной стороны и сатаной и его ангелами с другой. Изучая историю в Университете Квинсленда в 1950-х, я однажды написал эссе об эволюции идей веротерпимости в Европе. В качестве основного источника я использовал «Великую борьбу». На следующей сессии я был весьма озадачен, когда преподаватель возвратил студентам их работы – всем, кроме меня. Я несмело подошел к преподавателю, и тут выяснилось, что мое эссе размножили и по почте отправили всем студентам в качестве образца отличного выполнения задания. А ведь я просто взял идею Елены Уайт и дополнил ее историческими подробностями из других источников. Однако, в то время мы, адвентисты, вообще имели склонность решать все исторические вопросы с помощью цитат из Елены Уайт. Теперь мы знаем, что этого следует избегать. Через двадцать лет после того, как я написал свое студенческое эссе, Церковь узнала, что «Великую борьбу» нельзя рассматривать в качестве учебника по истории. Обратите внимание на отчет историка, который внимательнейшим образом изучил данный предмет. «Согласно моим данным, исторические части повествования в «Великой борьбе» являются избранными отрывками, сокращениями и пересказами из трудов известных историков. Елена Уайт не просто заимствовала абзацы из тех или иных сочинений, которые в то или иное время входили в круг ее чтения. На самом деле она постранично следовала работам историков, опуская часть материала, однако выстраивая свое повествование в той же последовательности, используя те же идеи и те же выражения, часто почти дословно. В частности, в исследованных мною частях текста нет таких исторических фактов, которых бы не было в работах этих историков. Рукопись главы о Яне Гусе в точности повторяет соответствующую главу из работы одного историка – и это даже не пересказ. Текст дословно «перекочевал» из книги историка в рукопись Елены Уайт, вместе с фактологическими ошибками и нравственными поучениями»[79]. Поэтому было бы неразумно использовать труды Елены Уайт в 1990-х так же, как они использовались в прежние времена.

Священное Писание

Елена Уайт всю жизнь прилежно изучала Писание и глубоко знала Божье Слово. Данный факт легко подтверждается обширным индексом библейских текстов, цитируемых в ее сочинениях. В 1970-х в различных частях света, в том числе в Северной Америке и Австралии, проводились библейские конференции, на которых среди важных вопросов поднималась проблема методов толкования Священного Писания, которые использовала Елена Уайт. Некоторые из этих методов были хорошо изучены[80]. Исследования показывают, что мы поступили бы опрометчиво, передав Елене Уайт право главного арбитра в толковании смысла и значения Библейских текстов.

Догматика

За семьдесят лет служения Елены Уайт, начавшегося в 1844-м году, между ней и Церковью Адвентистов Седьмого дня сложились симбиотические отношения. В течение семи лет, когда идея «закрытой двери» являлась лучшим объяснением произошедшего в 1844 г., она поддерживала разрозненные группы христиан. Она вместе с адвентистским движением активно участвовала в спорах о природе закона в Послании к Галатам, в дискуссиях о чистой и нечистой пище, о тайне природы Христа, выступала за необходимость уточнить наше понимание праведности по вере. Сложившиеся представления о непрерывном и гармоничном развитии адвентистских доктрин с очевидностью нуждаются в поправке: наше сообщество не раз переживало догматические кризисы. И Елена Уайт вместе с Церковью духовно росла и иногда меняла свои богословские взгляды[81].

Образование

С 1870-х годов Елена Уайт уделяла много внимания проблеме «истинного образования» и эта деятельность оказалась необычайно полезной для всей Церкви. Однако адвентисты долго спорили о самых разных проблемах, поднятых в ее трудах. Например, вопрос о том, в каком возрасте следует отдавать детей в школу, одни, на основании трудов Е. Уайт, считают делом решенным, а другие сомневаются, что труды Е. Уайт могут дать на него определенный ответ. Дискуссии на подобные темы часто заходили в тупик. Некоторые утверждали, что Елена Уайт дала нам «шаблон» христианского образования, однако этот символ с течением времени становился все более и более неадекватным[82]. Как и в других подобных случаях, проблема заключалась не столько в самих утверждениях Духа пророчества, сколько в наших неадекватных ожиданиях[83].

Непогрешимость

Здесь следует сделать весьма важное замечание. По мере того, как адвентисты седьмого дня получали все новые данные о содержании трудов Елены Уайт, а также о социальном и культурном контексте, в котором они создавались, стало ясно – и это следует подчеркнуть особо – что ее труды не безошибочны[84]. Ввиду того, что многие из нас по традиции верят в «непогрешимость» нашего пророка, Церковь была вынуждена разработать и опубликовать отдельный перечень утверждений и отрицаний:

МЫ ВЕРИМ,

1. что Священное Писание является Словом Божьим, открытым Богом и вдохновленным Святым Духом;

2. что канон Священного Писания состоит только из 66 книг Ветхого и Нового Заветов;

3. что Священное Писание является основанием веры и окончательным авторитетом во всех вопросах веро­учения и христианской жизни;

4. что Священное Писание — это Слово Божье, выраженное человеческим языком;

5. что Священное Писание учит тому, что дар пророчества будет проявлять себя в христианской церкви и в новозаветные времена;

6. что служение Е. Уайт и ее труды представляют со­бой проявление дара пророчества;

7. что Е. Уайт была вдохновляема Святым Духом и что ее труды как продукт этого вдохновения являются актуальными и авторитетными, особенно для адвентистов седьмого дня;

8. что целью написания Е. Уайт своих трудов является руководство в понимании учения Священного Писания и применении этого учения в духе профетического ожи­дания в духовно-нравственной жизни;

9. что принятие пророческого дара Е. Уайт важно для духовного окормления и сохранения единства Церкви Адвентистов Седьмого дня;

  1. что использование Е. Уайт литературных источни­ков и труда помощников находит параллели и в Библии.

МЫ НЕ ВЕРИМ,

1. что качество или степень богодухновенности в тру­дах Е. Уайт отличается от таковых в Библии;

2. что труды Е. Уайт представляют собой дополнение к канону Священного Писания;

3. что труды Е. Уайт, равно как и Священное Писание, представляют собой основание и окончательный авторитет для христианской веры;

4. что труды Е. Уайт могут быть используемы как основание для вероучения;

5. что изучение трудов Е. Уайт может заменить собой изучение Священного Писания;

6. что Священное Писание может быть понято только посредством трудов Е. Уайт;

7. что труды Е. Уайт являются исчерпывающим комментарием Священного Писания;

8. что труды Е. Уайт являются обязательной частью для провозглашения истин Священного Писания в обществе;

9. что труды Е. Уайт являются всего лишь продуктом пера благочестивого христианина;

10. что использование Е. Уайт литературных источников и труда помощников отрицает богодухновенный характер ее трудов[85].

Во всех семи приведенных выше иллюстрациях за утверждениями Елены Уайт стоит истина. Смит отмечал, что Елена Уайт говорила о «смешении» лишь для того, чтобы показать, в какую «бездну разврата и преступлений опустилось человечество»[86]. Весть о том, что Бог является Творцом земли, гораздо важней любых рассуждений о процессах, происходящих в земной коре. В отношении здорового образа жизни Елена Уайт глубоко повлияла на выбор миллионов людей – несмотря на известные ограничения в ее медицинских рекомендациях. Как и все мы, она изучала историю по книгам, и ее произведения никогда не сравнятся с доступными нам более точными историческими исследованиями, на основе которых мы можем выработать собственный взгляд на историю. Но, с другой стороны, Елена Уайт может помочь нам в гораздо более сложном деле – поиске Бога в лабиринтах истории. Мы с полным правом можем говорить о ее посвящении Библии и подражать ее искреннему желанию постичь смысл ее слов. Ее открытость к переменам – прекрасный пример для нас. Следует помнить, что «мы должны многому научиться и от многого отказаться»[87]. Далее, стоит отказаться от представлений, которые сами ее труды призывают нас оставить.

Очевидно, что, если мы примем корпус сочинений Елены Уайт за полную и исчерпывающую универсальную энциклопедию веры и практики, то адвентизм станет пережитком прошлого. При этом мы окончательно подорвем доверие к Божьей вестнице и не выполним задачу, возложенную на Церковь, которой она так гордилась. Итак, модель универсальной энциклопедии в применении к трудам Елены Уайт нам не подходит. Есть ли у нас другая возможность «реабилитировать» ее сочинения?

Наши рекомендации