Интеграция Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов
Цель: изучение интегративных процессов в хорватских и словенских землях в составе государства Габсбургов на основе комплекса исторических источников.
Знание и умения, приобретаемые студентом в результате освоения темы практического занятия, формируемые компетенции или их части:
студент должен
знать:
- постановку целей государства Габсбургов по отношению к интеграции словенским и хорватским землям и пути ее достижения;
- социальные этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий, сохранившиеся в ходе их интергации в состав государства Габсбургов;
- методы использования в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;
- политическую организацию хорватского, словенского и австро-немецкого общества в ходе инкорпорации.
уметь:
- воспринимать, анализировать, обобщать информацию исторических источников и научной литературы о процессе интеграции Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов;
- толерантно воспринимать социальные, этно-национальные, религиозные и культурные различия южнославянских народов и территорий, интегрированных в состав государства Габсбургов;
- использовать базовые знания в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;
- понимать роль насилия и ненасилия в ходе интеграции Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов;
владеть:
- культурой мышления применительно к изучению интеграционных процессов в хорватских и словенских землях в государство Габсбургов;
- готовностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям южнославянских народов и территорий в составе государства Габсбургов;
- способностью использовать в изученных исторических исследованиях базовых знаний в области истории Хорватии и Словении позднего средневековья;
- способностью понимать движущие силы и закономерности исторического процесса интеграции Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов.
Актуальность темы практического занятия
Словенцы и хорваты занимает особое место среди славянских народов Австрийской империи. Если словенцы не имели государственной традиции, то с VII в. они попеременно входили в состав Германии и первыми, уже в XII в., интегрировались в земли Габсбургов. Словенские территории Штирия, Каринтия, Крайна и Горица стали коронными австрийскими землями. Хорватия пережила иной способ интеграции. С 1102 г. она вошла в состав Венгерского, а затем – Триединого королевства. Важнейшими вехами интеграции здесь являются следующие события: во-первых, рост османской угрозы для Европы, битва при Мохаче 1526 г. и образование монархии австрийских Габсбургов. Во-вторых, важен правовой статус и этно-конфессиональный состав югославянского населения габсбургских земель. В-третьих, особе место занимает политика централизации и Реформации применительно к хорватскому и словенскому регионам. В-четвертых, в Хорватии сложилась антигабсбургская оппозиция и последовали ее важнейшие выступления. В-пятых, значительную роль в интегративных процессах сыграла политика пресвященного абсолютизма в виде реформ Марии-Терезии и Иосифа II по унификации основных форм уклада экономики, социальной и культурной жизни империи. Наконец, Тридцатилетняя война имела решающие последствия для всех народов и стран империи, в том числе словенцев и хорватов.
Теоретическая часть
Вопрос об антигабсбургской оппозиции в Хорватии следует рассматривать с позиции сопротивления австрийской власти изначально автономной Хорватии. Заговор Зринских-Франкопанов был тесно связан с интересами и венгерской знати, он имел прочную социальную базу и программу. Необходимо рассмотреть причины и непосредственный повод формирования оппозиции, фактическую сторону ее выступления и программные заявления. при этом надо выяснить особенности оппозиции именно в ее хорватской модели и связать их с причинами поражения.
Реформация и Контрреформация в словенских землях – вопрос, требующий комплексных знаний, восходящих к изучению этих явлений в общем курсе истории средних веков. Нужно выделить особенности реформационного движения в Хорватии, начиная с XVII в.; проследить причинны его слабости. Достаточно привлекательной для обсуждения этой проблемы может выступать фигура М.-А. де Доминиса, деятельности которого во многом демонстрирует незавершенность реформационных процессов в хорватских землях.
При подготовке третьего вопроса необходимо изучить предпосылки, содержание и результаты основных реформ Марии-Терезии и Иосифа II, дав подробную характеристику содержания следующих источников: «Барщинного патента» 1775 г., «Закона о веротерпимости» 1781 г., «Положения об отмене личной зависимости крестьян» 1781 г. документов аграрной, административной, судебной, военной и школьной реформ. Важно проследить факторы экономического, и социо-культурного подъема в Хорватии и Словении указанного периода. В итоге должен последовать вывод о неоднозначности их влияния на последующее развитие югославянских регионов империи Габсбургов.
Вопросы и задания
Вопросы:
1. Антигабсбургская оппозиция в Хорватии и ее последствия;
2. Реформация и Контрреформация в словенских землях.
3. Просвещенный абсолютизм Габсбургов.
Задания:
1. Составить хронологическую таблицу сопротивления славянских территорий власти Габсбургов.
дата | событие | результаты |
2. Каковы основные оценки заговора Зринских-Франкопанов в исторической науке? Чем можно объяснить разницу мнений?
3. Существует ли связь между крестьянскими выступлениями в Хорватии и Славонии XVI-XVIII вв. и началом агарной реформы Габсбургов? В чем она состоит?
4. Почему антигабсбургская оппозиция в Хорватии оказалась выражена в форме политического заговора аристократии и не завершилась успехом?
5. Почему процессы Реформации и Контрреформации некоторые специалисты оценивают как способ сопротивления власти Габсбургов со стороны славянского (в частности, словенского) населения?
6. В силу каких причин Реформация в югославянских землях не смогла окончательно сформироваться?
7. Почему просвещенный абсолютизм Габсбургов распространился не только на собственно австро-венгерские, но и югославянские земли империи?
8. Чем было вызвано такое решение?
9. Насколько прогрессивны в теории и выполнимы на практике оказались реформы Марии-Терезии и Иосифа II для словенцев и хорватов?
10. Интегрировали ли указанные реформы хорватов и словенцев в западноевропейскую модель капиталистического и культурного развития?
Список литературы
Основная
1. История южных и западных славян: [учебник]. Т. 1: Средние века и Новое время / под ред.: Г. Ф. Матвеева, З. С. Ненашевой. - 3-е изд. - М. : Изд-во МГУ : Печатные Традиции, 2008.
2. Практикум по истории южных и западных славян [Электронный ресурс]: раннее Новое время (XVI - конец XVIII вв.): уч.-метод. пособ. / сост. В. В. Борисенко. – Могилев, 2012.
3. Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. Раздел «Хорватия и Словения». Тема IV. «Хорватские земли под иноземной властью». С.132-134. Тема V. «Народные движения». С134-139.
(http://www.edu.ru)
4. Воцелка К. История Австрии. Культура, общество, политика. М., 2007. С. 73-84, 115-178.
5. Ивонин Ю.Е. Политика Габсбургов в Юго-Восточной Европе в XVI-XVIII веках // Славяне и их соседи. Средние века - Раннее Новое время. Выпуск 9. Славяне и немцы. 1000-летнее соседство: мирные связи и конфликты. М., 1999. С. 152-167.
6. Контлер Л. История Венгрии. Тысячелетие в центре Европы. М., 2002. С. 173-233.
Дополнительная
1. Австро-Венгрия. Опыт многонационального государства. – М., 1995.
2. Акимова О.А. Развитие этнического самосознания хорватов в XII-XIV вв. // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху зрелого феодализма. М., 1989. С. 130-151.
3. Акимова О.А. Формирование хорватской раннефеодальной государственности // Раннефеодальные государства на Балканах. VI-XII вв. М., 1985. С. 219-249.
(http://mirknig.com/knigi/history/1181115631-rannefeodalnye_gosudarstva_na_balkanakh_vixii_vv..html)
4. Акимова О.А. Этническое и культурное самосознание хорватов в XV веке // Этническое самосознание славян в XV столетии. М., 1995. С. 138-156.
(http://www.propokupki.ru/etnografiya/off280)
5. Наумов Е.П. Возникновение этнического самосознания раннефеодальной хорватской народности // Развитие этнического самосознания славянских народов в эпоху Раннего Средневековья. М., 1982. С. 167-181.
(http://www.propokupki.ru/etnografiya/off281)
6. Фрейдзон В.И. История Хорватии. Краткий очерк с древнейших времен до образования республики (1991 г.). СПб., 2001. С. 52-66.
(http://mirknig.com/knigi/history/1181239873-istoriya-xorvatii.html)
7. Бромлей Ю.В. Крестьянское восстание 1573 г. в Хорватии (Из истории аграрных отношений и классовой борьбы в Хорватии XVI в.). – М., 1959.
(findlib.ru › authors/bromleji.html)
8. Исламов Т.М. Империя Габсбургов. Становление и развитие. XVI – XIX вв. // Новая и новейшая история. – 2001. – №2. С.11-40.
9. История Австрии. – М., 2008.
10. Костюшко И.И. Аграрные реформы в Австрии, Пруссии и России в период перехода от феодализма к капитализму. Сравнительный очерк. – М.,1994.
(books.google.ru)
11. Макова Е.С. Из истории социально-экономического развития славонского города XIII-XVII вв. – М.,1980.
(books.google.ru)
12. Медведева К.Т. Австрийские Габсбурги и сословия в начале XVII в. – М., 2004.
13. Митрофанов П.А. История Австрии с древнейших времен до 1792 г. – М., 2003.
14. Освободительные движения народов Австрийской империи. Возникновение и развитие, конец XVIII в. – 1849 г. – М., 1980.
(historic.ru › books/item)
15. Чулинович Ф. Крестьянские восстания в Хорватии (XIV-XIX вв.). – М.,1959.
(books.google.ru)
Интернет-ресурсы
1. http://www.hist.msu.ru - Сайт кафедры истории южных и западных славян МГУ им. М.В. Ломоносова
2. http://www.slavlib.ru – Сайт «Славянская библиотека»
3. http://www.inslav.ru/ – Сайт Института славяноведения и балканистики РАН
4. http://www.inslav.ru/index.php - Краткие сообщения Института славяноведения и балканистики РАН
5. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/__islav.htm - Ученые записки Института славяноведения и балканистики РАН
6. http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/vi2.htm#77_12 - Вопросы истории
7. http://www.inslav.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=29&Itemid=62 - Институт славяноведения и балканистики РАН. Электронная библиотека
8. http://www.inslav.ru/index - Сайт журнала «Славяноведение»
Приложение
1. Из письма Ференца II Ракоци к хорватскому сабору (118 января 704 г.)
Посмотрите, славные сословия и духовные ордена, сколько героических [семей] с такими славными именами сломлено австрийскими злодействами! Где Зринские, которые по всему миру распространили славу народа? Где Франкопаны, некогда мощные опоры в обороне Отечества? Стремление австрийцев к деспотичной власти не улеглось, пока не сделало мучениками первых среди выдающихся людей королевства … Кто будет и дальше сносить явную несправедливость австрийской власти? … Поэтому все вместе [помогите] нашему праведному делу!.. А если кто-либо явно или тайно воспротивится этому нашему открытому письму, сам себя обнаружит как изменник и враг … законов и свобод отечества …
Приведено по:
Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. С. 158.
2. Ответ Хорватского сабора на письмо Ф. Ракоци (25 января 1704 г.)
Светлейший господин князь! Мы получили письмо, которое ва нам послали и города Мишкольца и в котором вы нам писали, что мы все мысли и оружие вместе с вами подняли бы против австрийского дома и богобоязнейшего и непобедимого нашего короля [императора] Леопольда … Но … сословия и [духовные] ордена Хорватии постоянно оставались верными Богу, королю, королевству и короне … Поэтому, внимательно следя за вашими военными начинаниями, мы стоим на страже, чтобы иметь возможность … отбить ваше вооруженное нападение …
Приведено по:
Хрестоматия по истории южных и западных славян: В 3 т. – Т.1. Эпоха феодализма / Под ред. М. М. Фрейденберга. – Минск, 1987. С. 158.