История южных и западных славян в средние века

ИСТОРИЯ ЮЖНЫХ И ЗАПАДНЫХ СЛАВЯН В СРЕДНИЕ ВЕКА

Направление подготовки 46.03.01 История
Профиль Историко-культурный туризм, История международных отношений­­­­­­­­­­­­­­
Квалификация выпускника бакалавр
Форма обучения очная
Учебный план 2016 г.
Изучается в семестре

Ставрополь, 2016

Оглавление

Введение …..………………………………………………………………….… 6

Планы практических занятий…………………………………..……………. 11

Тема 3. Сербия до турецкого завоевания………………….………………..... 11

3.1. Сербское государство по данным «Законника» Стефана Душана.......... 11

3.2. Сербское общество по данным «Законника» Стефана Душана ……….. 17

Тема 5. Южные славяне в позднее средневековье …………………………..42

5.1. Военно-феодальная система управления в балканских провинциях Османской империи …………………………...………………………………. 42

5.2. Статус южных славян в составе Османской империи ……………….…. 52

Тема 6. Хорватия и Словения под властью Габсбургов и Венеции в XVI-XVIII вв. ……………………………………………………………………….... 67

6.1. Инкорпорация Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов ................................................................................................................................ 67

6.2. Интеграция Хорватии и Словении в состав государства Габсбургов …. 74

Тема 7. Чехия в средние века и раннее новое время ..………………..……… 83

7.1. Предреформационная доктрина Яна Гуса …………………………..…... 83

7.2. Гуситское движение в Чехии ……………………………………..……… 91

Тема 8. Польша в средние века и раннее новое время. ……..……………… 123

8.1. Фольварк в системе аграрного строя Речи Посполитой ……..……..…. 130

8.2. Внутренний кризис Речи Посполитой .….………………….……..……. 130

ВВЕДЕНИЕ

Целью освоения дисциплины «История южных и западных славян в средние века» является фактическое и аналитическое изучение исторического пути южных и западных славян, т. е. болгар, сербов, хорватов, босняков, герцеговинцев, словенцев, черногорцев, македонцев, полабских и поморских славян, поляков, чехов, лужицких сербов и словаков; в целом и его основных периодов на протяжении эпохи средневековья и раннего нового времени, т.е. периода с VI по XVIII вв. включительно. При этом кардинальные проблемы средневекового славянского мира призваны к рассмотрению с учетом их взаимодействия с западноевропейской, византийской и исламской цивилизациями.

Практикум разработан в соответствии с требованиями основных образовательных программ бакалавриата согласно ФГОС ВО по направлению подготовки 46.03.01– История, профилям подготовки Историко-культурный туризм / История международных отношений. Он дает полноценную комплексную возможность решить следующие задачи:

- получить базовые представления об основных тенденциях и закономерностях развития и специфике истории южных и западных славян эпохи средневековья и раннего нового времени в их неразрывной связи с мировым историческим процессом;

- овладеть в ходе всех форм аудиторных и внеаудиторных занятий знаниями о месте средневековой истории зарубежного славянства в системе доиндустриальных обществ, связи современной истории южно- и западнославянского регионов и его средневековой истории;

- повысить профессиональный уровень работы с различными типами исторических источников;

- ознакомиться с современным уровнем научных исследований в области отечественной и зарубежной славистики.

- научиться использовать полученные знания в процессе теоретической и практической деятельности в период прохождения профессионально-ориентированной и педагогической практик, а также применить к собственному профессиональному и повседневному опыту по окончании вуза.

Теоретический курс «История южных и западных славян в средние века» является одной из дисциплин, которая традиционно входит в программу исторического университетского образования. Сложность изучаемой дисциплины заключается в том, что объектами ее изучения являются 10 современных государств (Болгария, Сербия, Хорватия, Словения, Черногория, Македония, Босния и Герцеговина, Польша, Чехия, Словакия), которые прошли сложный путь исторического развития, что требует особо пристального изучения самого длительного периода их прошлого, т.е. средневековья. Ещё одна трудность – это значительный фактический материал при разнообразии изучаемых проблем и многочисленности научных позиций в современном славяноведении. Студенты, изучающие данную дисциплину, должны понять, что история зарубежных славянских народов Центральной и Юго-Восточной Европы составляет важную, органическую и неотъемлемую часть общеевропейской и мировой истории.

Хронологические рамки курса охватывают период с VI по конец XVIII вв., что позволяет говорить об изучении в его рамках как сугубо средневековой истории славянских народов, так и периода так называемого Раннего Нового времени (конец XVI – конец XVIII вв.). В целом хронология курса включает догосударственный этап развития славянских племен, процессы генезиса феодального строя и разложения родовых отношений, складывания и функционирования раннефеодального государства, период феодальной раздробленности и последующей централизации ряда славянских государств, их борьбу за независимость, утрату государственного суверенитета.

Курс имеет интердисциплинарный характер, находясь в тесной взаимосвязи с отечественной историей, историей Византии и Западной Европы, пересекаясь так же в ряде параметров с историей стран Востока (в большей степени Османской империи). Не менее тесными являются контакты проблем средневековой истории славян с историей международных отношений, историей культуры, этнологией, всем комплексом вспомогательных исторических дисциплин. Поэтому данный курс предполагает сочетание компаративного подхода и системного анализа исторических процессов в славянском мире Центральной и Юго-Восточной Европы в сравнении с западноевропейским, восточным и отечественными вариантами развития феодальных отношений.

В практикуме сохранены страноведческий и хронологический принципы изложения материала контексте социально-экономических, политических, конфессиональных и культурных особенностей, в рамках которого протекала средневековая история южных и западных славян. Итоговой целью настоящего практикума является, наряду с общеобразовательной задачей, осознание студентами уникальности исторических судеб зарубежного славянского мира и подготовка, таким образом, к пониманию дальнейших закономерностей его истории в новый и новейший период, к современным проблемам славянских регионов.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате изучения дисциплины «История южных и западных славян в средние века»:

- способностью понимать, критически анализировать и использовать базовую историческую информацию

- способностью к составлению обзоров, аннотаций, рефератов и библиографии по тематике проводимых исследований

В результате освоения практических занятий дисциплины «История южных и западных славян в средние века» студент должен:

знать:

1) периодизацию средневековой истории южных и западных славян; основные даты и события;

2) важнейшие собственно славянские и зарубежные по отношению к ним исторические источники эпохи средневековья и раннего нового времени, их классификацию, внешнюю и внутреннюю критику, и научные оценки;

3) важнейшие историографические проблемы средневековой истории южных и западных славян в контексте классических и современных тенденций отечественной и зарубежной славистики;

4) основные дефиниции и термины академической славистики;

5) исторические процессы формирования и развития феодальных отношений у южных и западных славян, а также формы и методы воздействия на них византийской и западноевропейской модели феодализма;

6) теоретический и фактический материал, на основе которого сложилась собственно средневековая история южно- и западнославянских государств и территориальных образований;

7) трудности и противоречия, которые характерны в истории взаимодействия славян с Византией, Россией, Западной Европой, исламским миром;

8) исторические условия постепенной интеграции западной и части южных славян в религиозные, экономические, политические сферы западноевропейского общества;

9) специфику южного славянства исторически развивавшегося в двух цивилизационных системах – византийской и западноевропейской и в итоге оказавшегося под властью Османской империи, т.е. исламской цивилизации;

10) роль христианства и институтов Римской Католической и Православной Церквей в развитии южных и западных славян; роль процессов исламизации в южнославянском регионе;

11) процесс развития производительных сил аграрного и городского обществ зарубежных славян эпохи средневековья и раннего нового времени;

12) социальную структуру средневекового общества южных и западных славян и ее эволюцию до эпохи нового времени включительно;

13) развитие форм государственного устройства и властных монархических и республиканских институтов в Центральной Европе и на Балканах эпохи средневековья и раннего нового времени;

14) биографические данные наиболее известных деятелей южно- и западнославянского средневековья и раннего нового времени.

уметь:

1) анализировать содержание исторических источников эпохи южно- и западнославянского средневековья и раннего нового времени и делать соответствующие умозаключения, сужения и аналитические выводы;

2) работать с научной литературой по зарубежной славистике, научиться ее пониманию и академической критике;

3) оценивать факты и события зарубежной славянской истории средних веков и раннего нового времени и оперировать ими, исходя из принципа историзма и основанных на нем научных приемов анализа исторического процесса;

4) последовательно излагать основные события, выявляя общие закономерности и национальные особенности в средневековой истории южных и западных славян;

5) выделять причины и следствия исторических событий южно- и западнославянской истории эпохи средневековья и раннего нового времени;

6) сопоставлять и сравнивать различные исторические события и явления истории зарубежных славянских народов эпохи средневековья и раннего нового времени, вычленяя их общие и особенные характеристики;

7) обнаруживать тенденциозность в интерпретации исторических событий зарубежного славянского средневековья и раннего нового времени;

8) аргументировать собственную точку зрения по дискуссионным вопросам;

9) четко и осознанно излагать исторический материал с использованием соответствующей специальной лексики;

10) работать с исторической картой и прочими видами наглядного материала (схемами, таблицами, диаграммами, иллюстрациями и т.п.).

владеть:

1) основными понятиями и категориями курса средневековой истории южных и западных славян;

2) общей хронологией и периодизацией средневековой истории стран и этнических областей южно- и западнославянского региона;

3) картографическим и иным наглядным материалом по основным разделам курса истории южных и западных славян в средние века и раннее новое время;

4) содержательной стороной источниковой базы средневековой истории южных и западных славян и основными приемами ее критики;

5) основными историографическими концепциями, принятыми в классической и современной зарубежной славянской медиевистике, учитывая достижения как отечественного, так и мирового славяноведения;

6) знаниями фактической истории южных и западных славян в средневековую эпоху и общей логикой их исторического пути;

7) методами сравнительного анализа средневековой истории южных и западных славян применительно друг к другу и сопредельным регионам (Западной Европы, Восточной Римской империи, России, ряда стран Востока);

8) профессиональными навыками и умениями историка применительно к анализу исторического процесса в южно- и западнославянском регионе в средневековую эпоху как органичной части его развития в последующий период вплоть до настоящего времени.

23.

Над церквами имеет власть господин царь и патриарх и логофет4 и никто другой.

26. О пище убогим

И по всем церквам да выдается пища убогим, как записано ктиторами5. Кто же из митрополитов и епископов и игуменов не будет кормить, да лишится сана.

28. О неприкосновенности церковного человека

Отныне да не тронет ни одна власть монаха или церковного человека, и кто нарушит это при жизни или по смерти Моего царского Величества, да не будет благословен. Если же кто перед кем виноват, пусть ищет судом и правдою по закону. Если же затронет (кого) без суда или кому повредит, да платит всемеро.

31. О суде церковных людей

Церковные люди во всякой тяжбе да судятся перед своими митрополитами и перед епископами и игуменами; если будут оба человека одной церкви, да судятся перед своей церковью.

37. О властелях и властеличичах

Властели и властеличичи, которые находятся в державе Моего царского Величества, сербы и греки, что кому пожаловало Мое царское Величество в бащину хрисовулом и чем они владеют до этого собора, те бащины да будут тверды.

38. О хрисовулах

И все хрисовулы и указы, что кому выдало Мое царское Величество и что кому выдаст, и те бащины да будут тверды, как и первых правоверных царей. Да вольны ими: и даровать церкви или отдать на помин души или продать иному кому-либо.

39. О властельской бащине

Который властель не имеет детей или имеет детей, и они умрут, после его смерти бащина пуста, пока не найдется от его рода до третьего племянника, такой да получит его бащину.

40. О свободной бащине

И все бащины да будут свободны от всех тягостей и податей Моего царства, разве да дают сок и да ходят на войну по закону.

41. О насильственном отнятии бащины

Да не волен господин царь, ни краль, ни госпожа царица ни у кого взять бащину насильно, ни купить, ни променять, разве кто сам захочет.

42. О властельских отроках

И отроки, которых имеют властели, находятся у них в бащине и дети их в вечной бащине; но отрок да никогда не дастся в приданое.

44. Об отроках

И отроки, которых кто-либо имеет, да их имеет в бащине; только если даст свободу властель или его жена или его сын, тогда они свободны, а иначе никак.

47. О властеле и о коне

Когда умрет властель, добрый конь и оружие да будут переданы царю, а великую бисерную одежду и золотой пояс да возьмет его сын и да не отнимет у него царь. Если же (он) не имеет сына, но имеет дочь, да вольна это дочь (иметь) и продать или отдать свободно.

49. О поношении властеличича

Властель, который выбранит и осрамит властеличича, да платит 100 перперов, а если властеличич выбранит властеля, да платит 100 перперов и да будет бит палками.

50. О представлении сына ко двору

И кто представляет сына ко двору, и спросит его царь: «Могу ли я ему верить?», и он скажет: «Верь, как и мне». Если он сделает какое-либо зло, пусть платит тот, кто его представил; если же таковой будет служить, как служат в царевых палатах, что согрешит, да платит сам.

51. Об измене

За измену, за всякое преступление (отвечают) брат за брата и отец за сына, родственник за родственника. Те же, которые отделены от такового (преступника и живут) в своих домах и не согрешили, да не платят ничего, исключая того, который согрешил, и дом того да платит.

52. Об изнасиловании властелицы

И который властель изнасилует властелицу, да отсекутся ему обе руки и отрежется нос. Если же себр изнасилует властелицу, да будет повешен. Если же изнасилует себе равную, да отсекутся ему обе руки и отрежется нос.

53. О блуде властелицы

Если же властелица блуд сотворит со своим человеком, да отсекут им обе руки и отрежется язык.

54. О властельском поношении

И если себр выбранит властеля, да платит 100 перперов. Если же властель и властеличич выбранит себра, да платит 100 перперов.

55. О вызове властелей

Властель да не призывается (на суд) вечером, разве призывается прежде обеда, и да объявляется ему (о том) предварительно; и кто будет позван с приставом прежде обеда и к обеду не придет, да будет виноват и уплатит властелю 6 волов.

56. О приселице

Который властель на приселице сделает кому в сердцах какое зло, опустошив землю, и дома сожжет (или иное) какое-либо зло учинит, у такого да отымется это владение, а другое не дастся.

58. О пронии

Да не волен никто ни продать пронию, ни купить, кто не имеет бащины. Из прониярской земли никто да не волен отдать церкви;

если же отдаст, да не будет твердо.

59. О царском путешествии

Пусть всякий везет царя, куда только он едет, всякий город до жупы и жупа и опять жупа до города.

61. О вызове властелей

Великий властель да не приглашается на суд без судейской грамоты, а прочим - печать.

62. О доходе

Кюфалии, что по городам, да собирают свой доход по закону, и да продается им жито и вино и мясо за динарь, что другому - за два. Но только житель его города так да продает ему, а другой - никто.

65. О братьях

Братья, которые живут вместе в одном доме. Если кто позовет их на дому, то кто из них придет, тот пусть и отвечает. Если же найдет его на царском дворе или судейском, да придет он и скажет: «Я представлю на суд старшего брата», то пусть представляет, и да не принуждают его отвечать.

66. Об отроке и меропхе

Отроки и меропхи, которые сидят вместе в одном селе, всякую плату, которая приходит, да платят все вместе (по числу душ). Как плату и работу работают, так и землю да держат.

67. О меропхе

Меропхам закон по всей земле. В неделю да работают два дня помещику и да дают ему в год царский перпер и безвозмездно да косят ему сено один день и (обрабатывают) виноградник один день, а кто не имеет виноградника, да выполняют они ему другие работы один день. И что наработает меропх, то все приобретает, а иного сверх закона ничего у него да не отымется.

68. О себре

Да не будет сбора себров. Если же найдется какой собиратель, да отрежут ему уши и да выжгут ему ресницы.

70. О братнином преступлении

И кто зло учинит, брат или сын, или родственник, которые живут в одном доме, да все заплатит господин дома или пусть выдаст совершившего преступление.

71. О несвободном

И кто из несвободных придет на царский двор, пусть будет всякому воздана правда, кроме властельского отрока.

74. О жупе и потраве

Жупа жупе да не повредит скотом ничего. Если же найдется одно село в той жупе у какого-нибудь властеля или моего царского величества, или церковное село, или властеличича, этому селу никто да не возбранит пасти, да пасет оно, где и жупа.

75. О потраве

О потраве. Если кто потравит жито или виноградник или луг неумышленно, да заплатит за такую потраву, что назначат присяжные, которые оценяют. Если же умышленно потравит, да платит за потраву 6 волов.

79. О сельской меже

О сельских межах да представят обе тяжущиеся стороны, каждая по равному числу свидетелей, как следует по закону. И как скажут свидетели, так да будет.

84. Об оправдании котлом

Да не будет никаких судебных пошлин ни за котел, ни за оправдание; оправданный да не дает судьям никакой пошлины за оправдание; пошлины за поруку да не будет на суде, (равно как да не допускается) клеветы, ни самоуправства; только да судятся по закону.

85. О бранной речи

Кто скажет бранное слово, если будет властель, да платит 100 перперов; если же не будет властель, да платит 12 перперов и да будет бит палками.

86. Об убийстве

И где откроется убийство, тот, который начал драку, да будет виноват, если и будет убит.

87. Об умышленном убийстве

Кто не пришел намеренно с насилием и сотворил убийство, да платит 300 перперов, буде же пришел намеренно, отрубить ему обе руки.

88. О властельской тяжбе

Когда тяжутся властели, кто в чем будет уличен на суде, да представляет поручителей.

89. О вызове ответчика

Кто позовет ответчика перед судьей и (сам) не придет, позвавши на суд, но останется дома, то позванный (ответчик), если явится в срок перед судьями и отстоит положенное законом время, да освободится от того иска, за который был позван, ибо позвавший остался дома.

91. О приставе

Когда тяжутся двое, если скажет один из них: «Имею здесь пристава на дворе царском, или же на судейском», да представит его; когда пойдет за ним туда и не найдет его во дворе, тотчас да придет в суд и скажет: «Не нашел пристава». Если это обеденное время, то назначить ему срок вечером; если же это вечер, да представит его (на другое утро) до обеда. Если же царь или же судья отправили того пристава по дуле, да не будет виновен тот, кто был обязан его представить, но назначить ему срок, дабы он представил пристава судьям, когда тот явится.

92. О поличном скоте, коне или о чем другом

Если кто признает поличное у какого человека, а будет то в лесу или пустоши, да поведет его в первое село и заручит селу и позовет (на суд), дабы представили его судьям. Если село не выдаст его судьям, то к чему приговорит суд, да (все) платит то село.

93. О доставлении средств к побегу чужого человека

Кто облегчит побег чужого человека в чужую землю, то обязан доставить хозяину семерых.

94. О властелях и о себре

Если властель убьет себра в городе или в жупе или в катуне, да платит тысячу перперов; если себр убьет властеля, то отрубить ему обе руки и заплатить 300 перперов.

95. О брани

Если кто обругает святителя или монаха, или попа, да платит 100 перперов; а кто окажется убившим святителя или монаха, или попа, да будет тот убит и повешен.

96. Об убийстве

Кто окажется убившим отца или мать, или брата, или дитя свое, да будет такой убийца сожжен на огне.

97. О властельской бороде

Кто вырвет волосы из бороды властеля или доброго человека, то отрубить ему обе руки.

98. О вырывании волос из бороды себров

Если схватятся за бороду два себра, то пеня за это 6 перперов.

99. О поджигателе дома

Кто окажется поджегшим дом или гумно, или солому, или село, то село обязано выдать поджигателя. Если же село его не выдаст, да платит оно все то, что обязан был заплатить и претерпеть поджигатель.

100. О поджигателе гумна

Если же кто подожжет вне села гумно или село, то округа заплатит или да выдаст она поджигателя.

101. О насилии

Насилия да не будет никому ни в чем в земле Моего царства. Если же кто подвергнется наезду или насилию с похвальбою, те кони, с которыми наехали, все да отберутся, половина – Моему царскому Величеству, а половина - тому, на кого наехали.

103. О суде над отроками

Если отроки, то пусть судятся перед своими господами по всем своим делам, - а по царевым (делам) да идут перед судьей, (т. е.) по убийству, по вражде, (т. е. по делам, обложенным штрафом «враждою»), по воровству, разбою, укрывательству беглых.

106. О людях, служащих при дворах властелей

Если кто из людей, служащих при дворах властельских, сотворит какое-либо зло, то проняревича оправдывает его отцовская дружина поротою, а себр да подвергнется испытанию кипятком.

108. О вводе во владение

Относительно пошлины за ввод во владение да будет так: пошлина за землю – приставу 3 перпера, за село – 3 перпера, за мельницу – 3 перпера, за жупу, за всякое село – 3 перпера, за город - конь и одежды, за виноградник – 3 перпера, за коня – 1 перпер, за кобылу – 6 динарий, за вола – 4 динаря, за овцу – 2 динария.

109. Об отравах

Колдун и отравитель, который будет уличен, да накажется по закону святых отцов.

111. О насилии

Судьи, куда ходят по земле моего царства и по своей области, да не вольны силою собирать подорожных сборов ни на иное что-либо, кроме подарков, что ему кто подарит по своему желанию.

112. О посрамлении судьи

Кто окажется осрамившим судью, если будет властель, да отымется у него все, если же село, да будет разграблено и разорено.

113. О побеге из темницы

Какой человек убежит из темницы, с чем придет на двор Мой царский, или человек Моего Величества, церковный или властельский, с тем да будет свободен; если (же) он убежал от своего господина или его покинул, то да возьмет его тот, от кого он убежал.

116. О побеге

Кто чьего человека принял из чужой земли, а он убежал от своего господина, от (его) суда, если (беглый) представит царскую милостивую грамоту, да не будет она сочтена недействительною. Если же не представит милости, то (беглый) возвращается ему (т.е. прежнему владельцу).

117. О находке

Кто найдет что-либо на земле царской, да не берет себе и да не скажет: «Я не возвращу»; если кто, что (свое) узнает и захватит или возьмет (силою), да платит, как вор или разбойник. А что найдет в чужой земле на войне, да ведет и несет перед царя и перед воеводу.

119. О купцах

Купцов, которые ходят по царской земле, да не волен никакой властель или какой-либо человек задерживать насильно или разбивать (их) товар, а деньги навязывать им силою. Кто же будет уличен в насильственном разбитии или раскрытии товаров, да платит 500 перперов.

120. О купцах

Торговцы пурпурных употребительных тканей и низшего, и высокого достоинства да ходят свободно без задержки по земле Моего царства, да продают и покупают, как кому торговля дозволяет.

121. О цариниках

Царский цариник да не волен принуждать или задерживать какого-либо купца, дабы он продавал ему товар за бесценок. Пусть всякий свободно проходит по торгам и пусть всякий свободно ходит со своим товаром.

123. О купцах

Если же властель задержит купца, то платит 300 перперов; если его цариник задержит, то платит 300 перперов.

126. О городской приселице

У городов да не будет приселицы, разве придет какой житель жупы, или малый, или великий, да обращается к хозяину постоялого двора, да отдаст ему коня или все пожитки, да сбережет его хозяин со всем. И когда пойдет обратно этот гость, хозяин да возвратит ему все, что он взял у него. Если же у него что пропало, да заплатит ему все.

127. О городской земле

Городская земля, что около города, что на ней будет ограблено или украдено, все то да платит округа.

128. О построении города

Где разрушится городское укрепление или башня, да поправят его обыватели этого города,

129. О помощи царю

Когда господин царь будет сына женить или крестить и будет ему нужно строить двор и палаты, да помогает ему всякий, малый и великий.

130. О власти воевод

Во всяком войске воеводы пусть имеют власть, равную царской. Что они повелевают, да все им повинуются. Если же кто их ослушается в чем-либо, да будет ему то же осуждение, как и тем, которые бы царя ослушались. И в судах малых и великих, которые бывают в войске, да судит воевода, а иной никто.

131. О церкви

Кто разорит церковь в военное время, да будет убит и повешен.

132. О ссоре

В войске (на походе) да не бывает ссоры. Если же двое поссорятся, да бьются они, а иной никто из воинов да не помогает им. Если же кто пойдет на поединок и станет помогать (одной из сторон), а те пусть бьются.

133. О военной добыче

Кто что купит из военной добычи, (привезенной) из чужой земли. Всяк да волен купить из военной добычи, приобретена ли она на царской (сербской) или в чужой земле. Если же кто его обвиняет, говоря: «Это моя (вещь)», то пусть порота по закону его оправдывает, что он купил в чужой земле и что он не вор, не пособник, не соучастник. Тогда (по таком оправдании) пусть владеет (этой вещью), как своею (собственною).

134. О посланнике

Посланник, который идет из чужой земли к царю, или от господина царя к своему государю, куда приходит, в чье-либо село, да чествует его, да будет ему всего вдоволь. Но да обедает или ужинает (в одном селе) и да идет далее в другие села.

135. О бащине

Когда жалует царь грамоту на бащину. Кому запишет село, да будет логофету 30 перперов за хрисовул, а кому жупу - от всякого села 30 перперов, а дьяку за написание (грамоты) - 6 перперов.

136. О войске

Войска, которые идут по царской земле, если остановятся в одном селе, то другие, за ними идущие, да не останавливаются в том же селе.

138. О хрисовулах

Хрисовулы Моего царского Величества, что дарованы городам Моего царства, что в них написано, да не вольны того нарушить в них ни господин царь, ни кто-либо другой. Да будут тверды хрисовулы.

139. Об обмане

Если в чьем-либо хрисовуле найдется слово, приписанное обманно, и найдутся слова искаженные и речи переиначенные, а не то, что повелело Мое царское Величество, да будут разорваны такие хрисовулы, а бащинник больше да не имеет бащины.

140.

Меропхам в земле Моего царства да не волен господин ничего учинить сверх закона, разве что Мое царское Величество записало в Законнике, то (меропх) да работает и ему дает. Если же (господин) учинит ему, что беззаконно, то Мое царское Величество повелевает: да всякий меропх волен судиться со своим господином или с Моим царским Величеством или с госпожою царицей или с церковью или с властелями Моего царства и с кем бы то ни было. Да не волен никто удержать его от суда Моего царства, но да судят его судьи по правде. И если меропх уличит господина, да отдаст его судья Моего царства на поруки, что господин заплатит меропху все к сроку. И потом да не волен тот господин чинить зло меропху.

141. О приеме человека

Повелевает Мое царское Величество, никто да не принимает ничьего человека. Ни Мое царское Величество, ни госпожа царица, ни церковь, ни властель, ни другой какой-либо человек да не принимает ничьего человека без грамоты Моего царского Величества. Иначе да наказывается всякий, как изменник.

142. О торге

Также и торги и князья в городах, если примут чьего человека, то наказываются таким же образом и да возвратят его.

143. О властеличичах

Если кто из властелей и властеличичей, которым дало Мое царское Величество землю и города, будет уличен в насильственном завладении села и людей или иного чего против воли царевой сверх того, что Мое царское Величество дало на соборе, то у него да отымется его земля, а тот, который (собственно) устроил (этот наезд), пусть все платит от себя и своего дома и да будет наказан, как перебежчик.

144. О разбойнике

И если окажется, что разбойник перешел через владения пограничного властелина и ограбил где-нибудь и снова воротился с добычей, да платит пограничный властель всемеро.

146. О разбойнике и воре

Повелевает Мое царское Величество по всем землям и городам, и по жупам, и по окраинам, да не будет разбойника и вора ни в коем пределе, и таким образом да укротится воровство и разбой: в котором селе найдется вор или разбойник, то село да будет разграблено, а разбойник да будет повешен головою вниз, а вор да будет ослеплен, а господин того села да будет приведен связанным к Моему царскому Величеству и да платит за все, что натворил (зла) разбойник и вор с самого начала и вдобавок да будет (он) наказан, как вор и разбойник.

149. О судьях

Если судьи, которых Мое царское Величество поставило судить по земле, пишут о чем-либо, о разбойнике и воре или о каком-либо судебном деле, и нарушат грамоту судьи Моего царского Величества, или церковь, или властель, или какой-либо человек в земле Моего царства, все те да судятся, как нарушители Моего царского Величества.

151. О разбойнике и воре

Указанным образом да будет наказан явный разбойник и вор, и таково (их) уличение: если у них найдется что-либо поличное или если схватят их на разбое или воровстве, то да предадут их или жупе, или селам, или господам, или властелю, который над ними, как написано выше; такие разбойники и воры да не будут помилованы, да будут ослеплены и повешены.

152. О воровстве

И если кто на суде обвиняет кого в разбое и воровстве, а не будет улик, да будет им в оправдание железо, как то постановило Мое царское Величество; да вынут его (железо) у церковных ворот из огня и да (понесут и) положат его на Святой алтарь.

153. О пороте

Повелевает Мое царское Величество: отныне и в будущем да будет порота и за большое дело, и за малое; в большом да будет 24 поротника, а в малом - 12 поротников, а в меньшем деле - 6; и эти поротники да не вольны никого помирить, но только оправдать или обвинить, и пусть будет всякая порота в церкви, и поп в ризах да приведет их к присяге; и в пороте, за кого большинство клянется и кого большинство оправдает, тем следует (и) верить.

156. О поротниках

Которые соприсяжники поклянутся и оправдают кого-либо по закону, и если после этого оправдания действительно откроется поличное у этого оправданного, коего оправдала порота, то Мое царское Величество да возьмет с этих соприсяжников по тысяче перперов, и пусть более да не дается веры этим поротникам и да никто из них ни замуж не выходит, не женится.

159. О стражах по дорогам

Где находятся совместные жупы, церковные села или Моего царского Величества, или властельские, и будут совместные села и не будет в такой жупе одного господина, но если будут кюфалии и судьи Моего царского Величества, которых поставило Мое царское Величество, да поставят они стражей по всем дорогам и да передадут эти дороги кюфалиям, да оберегают их стражами. Если учинится разбой или воровство или какое-либо зло, тотчас да идут (обиженные) к кюфалиям, да платят они им со своих домов, а они (потом) да взыскивают со стражей и ищут разбойников и воров.

162. О гостях или путниках

Если что приключится какому-нибудь гостю или купцу, или монаху и у него отымет что-либо разбойник или вор, или иная какая беда (произойдет), да идут все они к Моему царскому Величеству, да заплатит им Мое царское Величество то, что они утратили, а Мое царское Величество да взыскивает (потом) с кюфалий и властелей, которым был дан путь и поручена стража. И всякий гость, и торговец, и латинянин да приходит к первым стражам со всем, что имеет и несет (с собой), да передает его стража страже со всем (его добром). Если же случится (какая беда) и он что-нибудь утратит, да будет (ему) порота из достоверных людей; что скажет по душе с этими поротниками, сколько он потерял, столько и платят ему кюфалий и стражи.

163. О поротниках

На суде, когда судятся и тяжутся две стороны о своей тяжбе. Да не волен ответчик за то, что его обвинит противник, говорить на своего истца наговорные речи, (уличая его) в измене или в ином каком деле, но только да отвечает ему. Когда же окончится суд, если что имеет, после да говорит с ним (о том) перед судьями Моего царского Величества; (до тех пор) да не верят ему (судьи) ни в чем, что говорит, пока он не ответит ему (истцу).

164. О приставах

Пристава без судейской грамоты или без грамоты Моего царского Величества никуда да не ходят, но куда их посылают судьи, да пишут им грамоты, и да не берет пристав ничего иного, кроме того, о чем написано в грамоте. А судьи пусть держат (у себя) копии тех грамот, какие дали приставам, которых послали, чтобы они исполняли (судебные приговоры) по земле (царской). Если же будет донос на приставов, что они поступили иначе, чем написано в грамоте, или что они другим образом переписали грамоты, то они должны оправдаться и да явятся перед судьями, и если окажется, что они поступили так, как написано в судейской грамоте, которую (у себя) имеют, то они правы; если же окажется, что они переиначили судебный приговор, то отсечь им руки и вырезать язык.

165. О судьях

Все судьи, что судят, да записывают судебные решения и да хранят при себе записи, а другой список, переписавши, дают тому, который оправдался на суде. Судьи да посылают приставов добрых, справедливых и достойных веры.

167. О мошенничестве

Если окажется какой-либо мошенник и ищет с ко

Наши рекомендации