Василий Осипович Ключевский (1841-1911)

Василий Осипович Ключевский происходил из духовного сословия – был сыном священника села Ключи Пензенской епархии. Учился Василий Осипович в Пензенской духовной семинарии, но не окончил ее. Поступил в Московский университет. Его магистерская диссертация называется: «Жития святых как исторический источник». При написании, не укладывался в сроки, Соловьев его журил за это. Он был оставлен при кафедре, два года прошло, а работы нет. Соловьев хотел отправить его в Дерпт. Ключевский боялся: «Мысль, что мне придется начинать в среде заранее предубежденной против меня из-за того, что я русский, приводила в ужас, упираюсь». На помощь ему пришел А. Лавров, профессор Московской Духовной Академии, угадавший молодой талант. Так Ключевский попал на кафедру гражданской истории при нашей Академии. С 1871 года до 1906 года он преподавал в Московской Духовной Академии. В 1871 году Ключевский защитил магистерскую диссертацию. В ней он доказывал ненадежность житийной литературы как исторического источника. Все жития пишутся по одному шаблону. В Академии его приняли как своего, критическое направление уверенно пробивало себе дорогу. Защитил докторскую диссертацию «Боярская дума». Ключевский был дважды избран в Академию Наук. Первый раз приняли за труды по истории, а второй раз за словесность.

Ключевский уволился из Московской Духовной Академии в 1906 году по собственному прошению. Причинами были: разочарование неудачей на выборах, внутриакадемический конфликт (из-за личного конфликта двух профессоров). Преемником Ключевского на кафедре русской гражданской истории в Московской Духовной Академии стал один из ближайших его учеников Михаил Михайлович Богословский, крупнейший специалист по Петру I и его царствованию.

Ключевский не был религиозным человеком. Епископ Антоний (Храповицкий) даже публично обвинял его в атеизме. В 1905 году Ключевский увлекся политикой. Он вошел в партию кадетов и баллотировался в Сергиевом Посаде на выборах в Государственную Думу, но неудачно. Был избран членом Государственного Совета от Академии Наук и Университетов. От этого избрания Ключевский отказался. Скончался он в 1911 году. Похоронен в Донском монастыре.

Ученик Ключевского профессор Московской Духовной Академии С.И. Смирнов говорил в 1896 году на чествовании Ключевского:

«Пред нашими глазами стройно двигалась русская историческая жизнь, закованная в стройную систему, одетую в точную сжатую фразу, - и так от начала истории до конца, от жизни Славян на Карпатах до преобразовательной эпохи в царствование Александра II включительно. Деятели нашего прошлого проходили в ряде мастерских характеристик. Как живые они вставали во всем величии своего исторического подвига, в драматизме или комизме своего положения. Вместо голых имен наших учебников в представлении ваших слушателей стояли такие же яркие человеческие типы, как литературные типы лучших художников слова; вместо ряда не связанных между собою исторических эпизодов – строгая историческая система. … Издали мы пугались исторических памятников. Но вы извлекали из них образцы бесподобного народного лаконизма, своеобразные выражения всем близких движений человеческого ума и сердца, на основании этих памятников вы рисовали такие цельные картины прошлого, что ваши слушали невольно проникались к ним живым интересом».[9]

Другой ученик Ключевского профессор Московской Духовной Академии М.Д. Муретов так описывал свои впечатления от лекций Василия Осиповича: «Он быстро входил в аудиторию, поворачивал лицо к слушателям налево, торопливо вбегал на кафедру и, беспокойно поворачивая лицо (очки) вправо и влево, нервно начинал чтение. Впоследствии я видел у Василия Осиповича маленьких размеров (среднее нечто между 16 и 32 долями писчего листа) тетрадку с тщательно переписанными лекциями. В.О. вынимал тетрадку из бокового кармана, клал на пюпитр и незаметно как-то умел одним глазом поглядывать в нее. Говорил или диктовал лекцию В.О. очень медленно и каждое слово отчетливо, так что легко было записать ее буквально. Это давало многим возможность уже тогда запасаться лекциями Василия Осиповича и пользоваться ими в семинариях, а некоторые, кажется, ухитрялись даже их и печатать. Голос тонкий, какой-то задушевно приятный. Свои пикантности, типичные фразы источников, вообще все требующее выразительности, В.О. не только умел подчеркнуть мастерской дикцией и интонацией, но искусно пользовался для этого легким заиканием своим, делая паузы и эти заикания в нужных случаях для возбуждения внимания слушателей. Эти так сказать прелюдии всегда заставляли слушателя ждать дальнейшей любопытности. Однако популярность и увлекательность лекций Василия Осиповича отнюдь не исчерпывались одним только лекторским талантом, как иные склонны были думать. Гораздо большее значение здесь имели как содержание, так и изложение лекций. Поэтому нисколько не меньшее впечатление производили и такие его речи, кои он читал прямо по тетрадке, без обычных своих аудиторских приемов, как например на торжестве 500-летия со дня кончины Преподобного Сергия, - даже такая, которую я совсем не слыхал, а только читал уже в печатном виде, разумею речь о Евгении Онегине. Сила и знание (значение?) лекций Василия Осиповича в них самих, в их научно-исторической художественности. Вообще Василий Осипович был художник-историк русский, гражданский, как Андрей Петрович Смирнов был художник-публицист церковно-библейский. Оба они, по-видимому, не знали цены своим талантам. А между тем именно в этом, по моему мнению, их главное значение в истории нашей Академии».[10]

… Общественная мысль

…………………………….

Виднейшими учениками Ключевского были Александрович Александрович Кизиветтер, Михаил Михайлович Богословский, Павел Александрович Милюков, Я.Л. Барсков, Н.А.Рожков, Ю.В.Готье, Сергей Владимирович Бахрушин, А.И. Яковлев. В Московском университете лекции Ключевский слушал и Георгий Владимирович Вернадский.

Наши рекомендации