Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879)
Соловьев оставил автобиографические записки. Они входят в первый том собрания его сочинений. Сергей Михайлович Соловьев родился в семье священника, которая воспитала в нем религиозное чувство. Отец его являлся священником и законоучителем Московского Коммерческого училища. Дома была хорошая библиотека. С детства Сергей Соловьев увлекался историческими книгами и описаниями путешествий. Ему не было тринадцати лет, когда он одиннадцать раз прочитал «Историю государства Российского» Карамзина. Обучался дома у отца и в духовном училище, которое возненавидел. В семинарию поступать он не захотел. Поступил в третий класс гимназии. После окончания гимназии поступил в Московский Университет. Одним из его преподавателей был известный историк Михаил Петрович Погодин,[7] но преподаванием Погодина Соловьев был не особо доволен. Более всего ему нравилось преподавание Тимофея Николаевича Грановского. Именно Грановский посоветовал изучать ему историю России параллельно с историей других стран. После окончания университета первые два года Соловьев был домашним учителем у графов Строгановых, с ними он путешествовал. Слушал лекции немецких историков, Неандера, который много писал о России, Ранке. В Париже учился у Мишле и Дизо. Побывал в Праге, слушал лекции Палацкого и Шафарика. Во время путешествия Соловьев обдумал магистерскую работу «Об отношениях Новгорода к великим русским князьям», и вскоре после возвращения в Москву блестяще защитил ее. В 1847 году Соловьев защитил докторскую диссертацию: «История отношений между князьями Рюрикова дома». Когда Погодин ушел на пенсию, то его кафедру в Московском университете занял Соловьев. Он женился на украинке Романовой. Этот брак был счастливым. Кроме многочисленных дочерей в семье выросло два знаменитых сына — Владимир и Всеволод.
Соловьев стал деканом, а потом и ректором Университета. Он написал «Историю России с древнейших времён». Каждый год выходил один том этого труда. Всего их 29 томов. Свою историю Соловьев довёл до 1774 года (до времен Екатерины II). Внешние сношения России описаны им до 1776 года. При такой скорости написания «Истории» успевал писать и монографии. Наиболее значительные монографии Соловьева – «История падения Польши» и «Император Александр I. Политика. Дипломатия». На разделы Речи Посполитой он смотрел с русской национальной точки зрения, «не как на раздел Польши, но как на соединение раздробленной России». На основе лекций Соловьева, прочитанных им цесаревичу Александру Александровичу (будущему императору Александру III), составлена «Учебная книга русской истории». Секрет такой работоспособности — чувство ответственности перед наукой. Соловьев никогда не пропускал лекции, а также литургии в воскресные и праздничные дни.
Большое значение в своих изысканиях Соловьев уделял географическому положению страны, климатическим особенностям, природным явлениям, этнографическому составу народа, плотности населения. «В раннюю эпоху своей истории русский народ находился как бы в текучем состоянии колонизации, ухода на север и восток от нападения кочевников». В этом самом текучем, жидком элементе видел ущербность русского народа. Огромная территория России, по мнению Соловьёва, является злом. Вслед за Соловьевым, Евгений Францевич Шмурло писал: «Зло громадности в российской территории - отсюда разбросанность русских сил. Мы тонем в необъятном пространстве нашей равнины, редкость населения при громадных размерах территории — вот что тормозило у нас переход к более сложным формам культуры». Во всемирном масштабе одной из магистралей исторического развития человечества Соловьёв считает многовековую борьбу Европы с Азией, а в русских условиях — борьба леса со степью, то есть земледельцев с кочевниками. Историческое значение Куликовской битвы в том, что Европа руками русских разгромила Азию. Это мнение Соловьева. Первой битвой был разгром гуннов в 451 году. (Аэций разбил Аттилу). Это первая победа Европы над Азией. Вторая — разгром Карлом Мартеллом арабов в 732 году. Третья — победа на Куликовом поле в 1380 году.
«Основными факторами русского исторического процесса Соловьев считал государство и народ – не противопоставляя их, а стараясь выяснить взаимную связь между ними» (Г.В. Вернадский). Соловьев писал: «Мы должны следить за развитием, ростом государства вместе с развитием, ростом народа, за постепенным уяснением сознания его о себе, как едином целом».
Соловьев в основном завершил воссоздание фактической стороны истории России, насколько позволяли источники его времени. Его преемник Ключевский занимался уже более объяснением исторических явлений и процессов. Разумеется, разработка фактической стороны истории России конечно продолжалась после Соловьева, продолжается и теперь.