Почему изучение истории невозможно без исторических источников?
Как мы уже выяснили, главная задача историков – воссоздание картины прошлого. Они делают свои выводы только на основе исторических источников, которые являются главными инструментами исторической науки. Ученые исследуют, сравнивают и сопоставляют их, ведь исторические источники взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга.
Исторический словарь: Исторические источники– это свидетельства о прошлом, созданные человеком (письменные документы, предметы быта, строения, оружие и др.), и дающие сведения о жизни людей в прошлом. |
С помощью исторических источников историки выясняют условия жизни людей в прошлом, разделяя их на вещественные, письменные, визуальные и устные.
Виды исторических источников | |||
Вещественные - все, к чему можно прикоснуться руками: украшения, картины, одежда, посуда, оружие, архитектурные строения | Письменные - те, которые существуют в письменном виде: надписи на деревянных дощечках, глиняных табличках, камнях, костях, металле, на стенах строений, книги, газеты. | Визуальные - картины, фотографии, реклама, плакаты, кинофильмы. | Устные - все, что передается от поколения к поколению в устной форме: сказки, песни, легенды, былины |
Исторические источники называют также памятниками. Всем известно, что памятник – это статуя, бюст, колонна, надгробие. Они созданы для того, чтобы увековечить исторические события, выдающихся личностей и напоминать потомкам о славных делах их предков. Поэтому в науке памятником называют любое дошедшее до нас свидетельство прошлого. Остатки церкви, найденное в земле украшение, старинная рукопись, надписи на камне, древние сказания – это дошедшие до нас памятники прошлого. Особо ценные и значимые памятники охраняются законом.
Для того, чтобы памятник прошлого стал историческим источником, необходимо уметь его исследовать.
Памятка изучения исторических источников - К какому виду относится исторический источник? - Когда, кем и с какой целью он мог быть создан? - Кому мог принадлежать? Как его использовал владелец? - Предположите, можно ли доверять этому источнику? | |
1 3 5 2 4 6 |
· К каким группам исторических источников относятся изображенные памятники? Какую информацию о жизни людей в прошлом они могут дать историкам? Проанализируйте данные источники согласно памятке.
· Подумайте, почему для воссоздания картины исторического события необходимо изучение различных групп исторических источников?
Задания для самоконтроля
1. Слово "история" в переводе с древнегреческого языка означает:
а) событие; б) время; в) рассказ о прошлых событиях; г) повествование о том, что узнано, исследовано.
2. Родоначальником письменной истории считается:
а) Иордан; б) Геродот; в) Птолемей; д) Диоген.
3. Сопоставьте виды источников с их примерами:
1. Устные а) пещерная живопись;
2. Письменные б) летописи;
3. Вещественные в) скифский меч;
г) былины про богатырей Руси;
4. Сопоставьте греческих историков с их методами изучения истории:
1. Геродот а) описывал только те факты, в которых сам был уверен;
2. Фукидид б) в основном описывал биографии известных людей;
3. Плутарх в) при описании событий мог обратиться к легендам,
народным поверьям.
5. Завершите и запишите предложения:
- История как предмет изучает…
- Историками называют…
- Исторические источники разделяют на…