Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники

Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники

История как наука и учебный предмет

Кто такие историки

Исторические источники и их виды

История — свидетель прошлого, свет истины,

Живая память, учитель жизни, вестник старины.

Древнеримский философ Цицерон

На этом уроке вы научитесь:

1) объяснять, что такое история и определять её особенности как науки;

2) определять, кто такие историки, откуда и как они узнают о прошлом;

3) приводить примеры исторических источников; делить их на группы;

4) формулировать собственные суждения о необходимости изучения истории.

Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники - student2.ru

Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники - student2.ru

Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники - student2.ru Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники - student2.ru Автомобиль начала ХХ века Боярский свадебный пир

Старинный ткацкий станок Московский Кремль времен Ивана Калиты

Рассмотрите иллюстрации. Что объединяет объекты и людей, изображенных на них?

О каком времени вы хотели бы узнать больше всего?

История как наука и учебный предмет

Кто такие ученые-историки

Кого и почему называют «отцом истории»?

Людей, которые занимаются изучением прошлого, называют историками. Они выясняют, как и почему происходили те или иные события, сравнивают разные рассказы, документы и письменные свидетельства о прошлом, устанавливают их достоверность. Главная задача историка – узнать как можно больше информации о прошлом и объяснить его, открыть то, что было раньше неизвестным.

Геродот

Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники - student2.ru Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники - student2.ru Своим прошлым люди интересовались с древнейших времен. Основателем исторической науки считается древнегреческий историк Геродот, которого называют «отцом истории». Его труд «История» – первое полностью дошедшее до нас историческое сочинение древности. Вместе с описанием действительных событий, Геродот приводит фантастические сказания, услышанные им в разных странах. Тогда реальные события и вымысел еще не разделяли.

Одним из первых историков является также и древнегреческий ученый Фукидид, который, занимаясь изучением современных ему событий, излагал факты, в которых он был полностью уверен.

Фукидид

Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники - student2.ru Важную роль в становлении исторической науки сыграл греческий писатель Плутарх, посвятивший себя изучению деятельности выдающихся исторических личностей древности.

Эти и многие другие древние историки своими сочинениями древних историков положили начало стремлению человечества узнавать о своем прошлом, чтобы взглянуть на себя со стороны, понять собственный путь.

· Кто такие историки?

Плутарх

· Сравните, на что обращали особое внимание при изучении истории ученые древности Геродот, Фукидид, Плутарх.

Исторические источники и их виды

Задания для самоконтроля

1. Слово "история" в переводе с древнегреческого языка означает:

а) событие; б) время; в) рассказ о прошлых событиях; г) повествование о том, что узнано, исследовано.

2. Родоначальником письменной истории считается:

а) Иордан; б) Геродот; в) Птолемей; д) Диоген.

3. Сопоставьте виды источников с их примерами:

1. Устные а) пещерная живопись;

2. Письменные б) летописи;

3. Вещественные в) скифский меч;

г) былины про богатырей Руси;

4. Сопоставьте греческих историков с их методами изучения истории:

1. Геродот а) описывал только те факты, в которых сам был уверен;

2. Фукидид б) в основном описывал биографии известных людей;

3. Плутарх в) при описании событий мог обратиться к легендам,

народным поверьям.

5. Завершите и запишите предложения:

- История как предмет изучает…

- Историками называют…

- Исторические источники разделяют на…

Рекомендуем почитать

Блок М. Апология истории, или Ремесло историка. — М., 1986. — 254 с.

Тош Д. Стремление к истине. Как овладеть мастерством историка /Пер. с англ. — М: Издательство «Весь Мир», 2000. — 296 с.

Урок 1. История – наука о прошлом. Исторические источники

Наши рекомендации